Файл: Дипломная работа на тему Конституционноправовой статус Верховного Суда Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 552

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лежит задача налаживания двусторонних и многосторонних отношений с высшими судебными инстанциями государств- членов ШОС, БРИКС, СНГ, подготовки проектов соглашений о сотрудничестве с высшими судами зарубежных государств.

Что касается финансово-материального обеспечения деятельности Верховного Суда РФ, то в этой сфере реализуются полномочия Финансово- экономического управление и Управление материально-технического обеспечения Верховного Суда. Основная задача первого управления обеспечение участия Верховного Суда в бюджетном и налоговом процессе75. Среди направлений деятельности данного управления подготовка финансовых обоснований законопроектов в пределах компетенции, осуществление внутреннего финансового контроля.

Основными задачами Управления материально-технического обеспечения Верховного Суда является обеспечение материально- техническими ресурсами и обеспечение безаварийной работы инженерных сетей и зданий.

Таким образом, можно согласиться с авторами76, которые определяют обеспечение деятельности Верховного Суда РФ как совокупность мероприятий, необходимых для отправления правосудия в соответствии с положениями действующего законодательства. Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ является одной из форм обеспечения судебной деятельности, поскольку позволяет реализовать ряд представленных судьям гарантий, что является свидетельством реализации общих принципов правосудия. Тем не менее, в настоящее время в национальном законодательстве отсутствуют акты, которые бы закрепляли содержание





75 Федеральный закон от 10.02.1999 N 30-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О финансировании судов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 15.02.1999, N 7, ст. 877.

76 Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1- ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (постатейный) / Е.А. Григорьева, М.А. Беляев, Н.А. Бочкарева и др.; под ред. В.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2016. 152 с.

обеспечения судебной деятельности. Во всех исследуемых в работе актах определяются только уполномоченные субъекты, к чьей компетенции относится обеспечение того или иного структурного подразделения Верховного Суда, имеющего полномочия на отправление правосудия.


Глава 3. Реализация Верховным Судом РФ своих полномочий

3.1 Полномочия Верховного Суда РФ
Рассмотрим полномочия Верховного Суда РФ, как связанные с осуществлением правосудия, так и носящие субсидиарный по отношению к осуществлению правосудия характер.

Во-первых, судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов. В работе ранее отмечалось, что в соответствии с нормами ФКЗ о Верховном Суде РФ, к числу процессуальных полномочий Верховного Суда относится судебный надзор за деятельностью нижестоящих судебных органов посредством выполнения функции суда надзорной инстанции, и в пределах компетенции, полномочия суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме этого, процессуальным законодательством установлена подсудность дел Верховному Суду как суду первой инстанции и рассмотрение по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме этого, Верховный Суд вправе своеобразно руководить правоприменительной деятельностью нижестоящих судов в формах, иногда никак не связанных с отправлением правосудия77. Например, есть категории административных дел, рассматривая которые по первой инстанции Верховный Суд РФ решает вопросы, имеющие отношение к формированию судейского корпуса. Так, к его ведению отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде РФ, решений федеральной и региональных квалификационных коллегий о приостановлении или прекращении полномочий судей, либо их отставки. К этой группе полномочий можно отнести дела об оспаривании решений, принимаемых Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена.


Судебный надзор дает возможность в полной мере реализовывать принцип законности судопроизводства, способствует достижению целей

77 Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы: монография / А.А. Гравина, В.П. Кашепов, О.В. Макарова и др.; отв. ред. В.П. Кашепов. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. 240 с.

судебной системы, тем не менее, он имеет самостоятельное значение: стимулирование наиболее эффективного осуществления судебной деятельности, а также точного и единообразного применения норм закона судебными органами.

Во-вторых, участие в формировании судейского корпуса. Например, Председатель Верховного Суда РФ участвует в формировании состава Суда и его подразделений, поскольку последние образуются по его предложению и требуют учета его мнения Президентом РФ. Также Председатель Верховного Суда участвует в формировании судейского состава нижестоящих судов, поскольку на основании его представлений назначаются на должность судьи судов субъектов Федерации. По роду своей деятельности Председатель Верховного Суда РФ имеет особые полномочия по взаимодействию с коллегиями Верховного Суда. Так, он представляет Пленуму Верховного Суда кандидатуры судей в Апелляционную коллегию и Дисциплинарную коллегии, что позволяет создавать дополнительные гарантии объективности указанных коллегий при рассмотрении спорных вопросов ответственности судей.

Председатель Верховного Суда имеет ряд полномочий при решении
вопросов аттестации, поскольку вносит в Высшую квалификационную коллегию представления об аттестации или прекращении полномочий. Председатель также организовывает проверку сведений о поведении, недостойном судейской мантии78. В рамках «Предложений по совершенствованию судебной системы в РФ и изменения нормативных актов в целях их реализации»79 предлагается все назначения действующих судей при переходе в другие суды осуществлять только по представлению Председателя Верховного Суда РФ на основании решения квалификационных коллегий судей, участие Кадровой комиссии при

78 "Кодекс судейской этики" (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016) // "Бюллетень актов по судебной системе", N 2, февраль, 2013.

79 Бочаров Т.Ю., Волков В.В., Воскобитова Л.А., Дмитриева А.В., Смола А.А., Титаев К. Д., Цветков И.В. Предложения по совершенствованию судебной системы в российской федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации [Электронный ресурс] // http://www.enforce.spb.ru/images/Products/reports/Report_Justice_System_Preview.pdf

Президенте РФ предлагается только при первом назначении судьи на должность.

В-третьих, судебное нормотворчество. Так, Председатель Верховного Суда участвует в разработке проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования судебной системы. Судебное нормотворчество является прерогативой высших судебных инстанций: Верховного и Конституционного Судов РФ. Как уже отмечалось в работе, основная задача Верховного Суда РФ – обеспечение единообразной судебной практики, в