Файл: Пензенский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 444

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
его несостоятельным при относительно низкой кредитной задолженности, однако данный денежный порог можно считать излишне завышенным по сравнению с размером минимальной задолженности в отношении юридических лиц она составляет 300 000 руб. Выбор данной денежной суммы законодателем обусловлен тем, что сложность, длительность и затратность судебных процедур, дополнительные финансовые затраты при низком денежном минимальном пороге (например, как предполагалось ранее, в 50 000 руб.) делает процедуру банкротства нерентабельной – при таких условиях гораздо проще и финансово выгоднее прибегнуть к альтернативным способам разрешения спора. Наличие минимального денежного порога для возбуждения дела о банкротстве обусловлено необходимостью наличия своеобразного барьера от неправомерных действий со стороны кредиторов.

Однако найти справедливое решение относительно размера минимальной денежной задолженности, удовлетворяющее как должников,

так и кредиторов, практически невозможно. С учетом ярко выраженного расслоения российского общества, значительной разницы уровня заработной платы граждан в регионах возникает мысль дифференциации размера минимального порога в зависимости от места постоянного проживания или места постоянной трудовой деятельности должника, но из-за постоянной миграции и урбанизации населения, нарушения правил государственной регистрации реализация данной идеи крайне осложнена1.

Законодателем предложен своеобразный подход к моделированию критериев несостоятельности (банкротства) физического лица. Действующая система критериев, содержащаяся
в ФЗ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», построена с учетом презумпции неплатежеспособности гражданина, а также правил об исключениях. Выделяются следующие критерии:

  • неплатежеспособность гражданина (ч. 3 ст. 213.6 ФЗ 127-ФЗ);

  • недостаточность имущества (абз. 5 ч. 3 ст. 213.6);

  • неоплатность долгов в следующих ситуациях:

  • расчеты гражданина с кредиторами прекращены ввиду наступления срока исполнения;

  • наличие постановления об окончании исполнительного производства ввиду отсутствия у должника имущества, которое может быть взыскано;

  • более 10% совокупного размера денежных обязательств, срок исполнения которых наступил, не исполнены должником в течение более чем одного месяца со дня, когда они должны быть исполнены.


Несостоятельность гражданина можно рассматривать в различных вариациях данных критериев. Среди признаков неплатежеспособности гражданина законодатель выделяет наличие превышения размера долговых обязательств над стоимостью его имущества. По сути, критерий неоплатности выводится через иной критерий – неплатежеспособности, что нарушает правила юридической техники. Конечно, неплатежеспособность и

1 Изиланов А.А. Банкротство физических лиц // Вопросы студенческой науки. Скиф. 2019. - 23. С. 14.

неоплатность как критерии тесно взаимосвязаны между собой, поскольку неспособность должника отвечать по своим обязательствам в большинстве случаев тесно связана с недостаточностью его имущества. Лицо,

в собственности которого находится имущество, достаточное для покрытия его обязательств, в большинстве случаев изыщет возможность достать суммы, необходимые для покрытия предъявленных долговых требований

При детальном рассмотрении неоплатность служит внешним выражением презумпции неплатежеспособности физического лица- должника. В связи с этим ставится под сомнение выделение неоплатности как отдельного признака банкротства. Среднестатистический гражданин без наличия специального образования в данной области для достоверной оценки наличия или отсутствия у него превышения активов над пассивами в целях определения неоплатности в большинстве случаев будет пользоваться услугами специалистов. Такие услуги требуют значительных финансовых затрат, а в условиях ограниченности денежных средств должник вряд ли сможет это себе позволить. Так выявление критерия неоплатности можно считать «затруднительным» в процедуре банкротства, поскольку процесс доказывания превышения пассива над активами в практической деятельности предстает весьма сложным.

Говоря об особенностях института несостоятельности (банкротства) физических лиц, можно выделить такую особенность, как наличие следующих стадий процедуры банкротства:

  • реструктуризация долгов в целях восстановления платежеспособности гражданина;

  • реализация имущества гражданина для последующего соразмерного погашения задолженности перед кредиторами;

  • заключение мирового соглашения.

В качестве следующей особенности рассмотрим существенную затратность процедуры банкротства физического лица (судебные расходы, оплата услуг кредитного управляющего).
Нередко гражданину не под силу

такие затраты. Парадокс заключается в том, что в таком случае суд вправе прекратить дело о банкротстве физического лица.

Для выправления такой ситуации законодателем было сделано следующее: 1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г.

289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» 1 . Закон ввел в российское законодательство новый правовой институт внесудебное банкротство гражданина. Данный институт призван снизить нагрузку на суды, а также повысить доступность и упростить процедуру банкротства граждан.

Процедура банкротства физических лиц может быть применима и к вполне платежеспособным гражданам. Так, граждане, которые ввиду различных причин при финансовой возможности погасить долговые обязательства перед кредитором прибегают к институту несостоятельности и, как следствие, рассрочке платежей. Законодатель в такой ситуации ввел временное ограничение в 3 года в отношении платежеспособных граждан. Постановление Пленума ВС РФ от 13.10.2015 г. 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» однозначно предписывает необходимость в добросовестности действий гражданина и недопустимости злоупотреблений 2.

Таким образом, институт несостоятельности (банкротства) физических
лиц служит необходимым правовым инструментом для стабилизации финансового положения, как должника, так и кредитора. Согласно действующему законодательству о несостоятельности под банкротством





1 Федеральный закон от 31.07.2020 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» // Российская газета. - 174. - 07.08.2020.

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»

// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 12. - декабрь, 2015.

гражданина следует понимать неспособность должника в полном объеме исполнить требования кредитора (кредиторов) по финансовым обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, признанную арбитражным судом. Такое определение еще раз подчеркивает прямую связь банкротства с неплатежеспособностью.

Правовая система построения критериев несостоятельности гражданина, которую фиксирует законодатель, сложна для восприятия и во многом, складывается из оценочных категорий. Пересмотр положений конструкции несостоятельности физического лица послужит максимальному приближению процедуры банкротства к достижению еѐ реабилитационной цели. На данный момент времени при стремительных темпах развития общества назрела