ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Консультанты по работе, с указанием относящихся к ним разделов работы:
1 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Процедура признания физического лица банкротом
2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО РОССИЙСКОМУ
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
Перспективы совершенствования института несостоятельности (банкротства) физических лиц
его несостоятельным при относительно низкой кредитной задолженности, однако данный денежный порог можно считать излишне завышенным по сравнению с размером минимальной задолженности в отношении юридических лиц – она составляет 300 000 руб. Выбор данной денежной суммы законодателем обусловлен тем, что сложность, длительность и затратность судебных процедур, дополнительные финансовые затраты при низком денежном минимальном пороге (например, как предполагалось ранее, в 50 000 руб.) делает процедуру банкротства нерентабельной – при таких условиях гораздо проще и финансово выгоднее прибегнуть к альтернативным способам разрешения спора. Наличие минимального денежного порога для возбуждения дела о банкротстве обусловлено необходимостью наличия своеобразного барьера от неправомерных действий со стороны кредиторов.
Однако найти справедливое решение относительно размера минимальной денежной задолженности, удовлетворяющее как должников,
так и кредиторов, практически невозможно. С учетом ярко выраженного расслоения российского общества, значительной разницы уровня заработной платы граждан в регионах возникает мысль дифференциации размера минимального порога в зависимости от места постоянного проживания или места постоянной трудовой деятельности должника, но из-за постоянной миграции и урбанизации населения, нарушения правил государственной регистрации реализация данной идеи крайне осложнена1.
Законодателем предложен своеобразный подход к моделированию критериев несостоятельности (банкротства) физического лица. Действующая система критериев, содержащаяся
в ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», построена с учетом презумпции неплатежеспособности гражданина, а также правил об исключениях. Выделяются следующие критерии:
Несостоятельность гражданина можно рассматривать в различных вариациях данных критериев. Среди признаков неплатежеспособности гражданина законодатель выделяет наличие превышения размера долговых обязательств над стоимостью его имущества. По сути, критерий неоплатности выводится через иной критерий – неплатежеспособности, что нарушает правила юридической техники. Конечно, неплатежеспособность и
1 Изиланов А.А. Банкротство физических лиц // Вопросы студенческой науки. Скиф. – 2019. - № 23. – С. 14.
неоплатность как критерии тесно взаимосвязаны между собой, поскольку неспособность должника отвечать по своим обязательствам в большинстве случаев тесно связана с недостаточностью его имущества. Лицо,
в собственности которого находится имущество, достаточное для покрытия его обязательств, в большинстве случаев изыщет возможность достать суммы, необходимые для покрытия предъявленных долговых требований
При детальном рассмотрении неоплатность служит внешним выражением презумпции неплатежеспособности физического лица- должника. В связи с этим ставится под сомнение выделение неоплатности как отдельного признака банкротства. Среднестатистический гражданин без наличия специального образования в данной области для достоверной оценки наличия или отсутствия у него превышения активов над пассивами в целях определения неоплатности в большинстве случаев будет пользоваться услугами специалистов. Такие услуги требуют значительных финансовых затрат, а в условиях ограниченности денежных средств должник вряд ли сможет это себе позволить. Так выявление критерия неоплатности можно считать «затруднительным» в процедуре банкротства, поскольку процесс доказывания превышения пассива над активами в практической деятельности предстает весьма сложным.
Говоря об особенностях института несостоятельности (банкротства) физических лиц, можно выделить такую особенность, как наличие следующих стадий процедуры банкротства:
В качестве следующей особенности рассмотрим существенную затратность процедуры банкротства физического лица (судебные расходы, оплата услуг кредитного управляющего).
Нередко гражданину не под силу
такие затраты. Парадокс заключается в том, что в таком случае суд вправе прекратить дело о банкротстве физического лица.
Для выправления такой ситуации законодателем было сделано следующее: 1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г.
№ 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» 1 . Закон ввел в российское законодательство новый правовой институт — внесудебное банкротство гражданина. Данный институт призван снизить нагрузку на суды, а также повысить доступность и упростить процедуру банкротства граждан.
Процедура банкротства физических лиц может быть применима и к вполне платежеспособным гражданам. Так, граждане, которые ввиду различных причин при финансовой возможности погасить долговые обязательства перед кредитором прибегают к институту несостоятельности и, как следствие, рассрочке платежей. Законодатель в такой ситуации ввел временное ограничение в 3 года в отношении платежеспособных граждан. Постановление Пленума ВС РФ от 13.10.2015 г. № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» однозначно предписывает необходимость в добросовестности действий гражданина и недопустимости злоупотреблений 2.
Таким образом, институт несостоятельности (банкротства) физических
лиц служит необходимым правовым инструментом для стабилизации финансового положения, как должника, так и кредитора. Согласно действующему законодательству о несостоятельности под банкротством
1 Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» // Российская газета. - № 174. - 07.08.2020.
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»
// Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - декабрь, 2015.
гражданина следует понимать неспособность должника в полном объеме исполнить требования кредитора (кредиторов) по финансовым обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, признанную арбитражным судом. Такое определение еще раз подчеркивает прямую связь банкротства с неплатежеспособностью.
Правовая система построения критериев несостоятельности гражданина, которую фиксирует законодатель, сложна для восприятия и во многом, складывается из оценочных категорий. Пересмотр положений конструкции несостоятельности физического лица послужит максимальному приближению процедуры банкротства к достижению еѐ реабилитационной цели. На данный момент времени при стремительных темпах развития общества назрела
Однако найти справедливое решение относительно размера минимальной денежной задолженности, удовлетворяющее как должников,
так и кредиторов, практически невозможно. С учетом ярко выраженного расслоения российского общества, значительной разницы уровня заработной платы граждан в регионах возникает мысль дифференциации размера минимального порога в зависимости от места постоянного проживания или места постоянной трудовой деятельности должника, но из-за постоянной миграции и урбанизации населения, нарушения правил государственной регистрации реализация данной идеи крайне осложнена1.
Законодателем предложен своеобразный подход к моделированию критериев несостоятельности (банкротства) физического лица. Действующая система критериев, содержащаяся
в ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», построена с учетом презумпции неплатежеспособности гражданина, а также правил об исключениях. Выделяются следующие критерии:
-
неплатежеспособность гражданина (ч. 3 ст. 213.6 ФЗ № 127-ФЗ); -
недостаточность имущества (абз. 5 ч. 3 ст. 213.6); -
неоплатность долгов в следующих ситуациях:
-
расчеты гражданина с кредиторами прекращены ввиду наступления срока исполнения; -
наличие постановления об окончании исполнительного производства ввиду отсутствия у должника имущества, которое может быть взыскано; -
более 10% совокупного размера денежных обязательств, срок исполнения которых наступил, не исполнены должником в течение более чем одного месяца со дня, когда они должны быть исполнены.
Несостоятельность гражданина можно рассматривать в различных вариациях данных критериев. Среди признаков неплатежеспособности гражданина законодатель выделяет наличие превышения размера долговых обязательств над стоимостью его имущества. По сути, критерий неоплатности выводится через иной критерий – неплатежеспособности, что нарушает правила юридической техники. Конечно, неплатежеспособность и
1 Изиланов А.А. Банкротство физических лиц // Вопросы студенческой науки. Скиф. – 2019. - № 23. – С. 14.
неоплатность как критерии тесно взаимосвязаны между собой, поскольку неспособность должника отвечать по своим обязательствам в большинстве случаев тесно связана с недостаточностью его имущества. Лицо,
в собственности которого находится имущество, достаточное для покрытия его обязательств, в большинстве случаев изыщет возможность достать суммы, необходимые для покрытия предъявленных долговых требований
При детальном рассмотрении неоплатность служит внешним выражением презумпции неплатежеспособности физического лица- должника. В связи с этим ставится под сомнение выделение неоплатности как отдельного признака банкротства. Среднестатистический гражданин без наличия специального образования в данной области для достоверной оценки наличия или отсутствия у него превышения активов над пассивами в целях определения неоплатности в большинстве случаев будет пользоваться услугами специалистов. Такие услуги требуют значительных финансовых затрат, а в условиях ограниченности денежных средств должник вряд ли сможет это себе позволить. Так выявление критерия неоплатности можно считать «затруднительным» в процедуре банкротства, поскольку процесс доказывания превышения пассива над активами в практической деятельности предстает весьма сложным.
Говоря об особенностях института несостоятельности (банкротства) физических лиц, можно выделить такую особенность, как наличие следующих стадий процедуры банкротства:
-
реструктуризация долгов в целях восстановления платежеспособности гражданина; -
реализация имущества гражданина для последующего соразмерного погашения задолженности перед кредиторами; -
заключение мирового соглашения.
В качестве следующей особенности рассмотрим существенную затратность процедуры банкротства физического лица (судебные расходы, оплата услуг кредитного управляющего).
Нередко гражданину не под силу
такие затраты. Парадокс заключается в том, что в таком случае суд вправе прекратить дело о банкротстве физического лица.
Для выправления такой ситуации законодателем было сделано следующее: 1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г.
№ 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» 1 . Закон ввел в российское законодательство новый правовой институт — внесудебное банкротство гражданина. Данный институт призван снизить нагрузку на суды, а также повысить доступность и упростить процедуру банкротства граждан.
Процедура банкротства физических лиц может быть применима и к вполне платежеспособным гражданам. Так, граждане, которые ввиду различных причин при финансовой возможности погасить долговые обязательства перед кредитором прибегают к институту несостоятельности и, как следствие, рассрочке платежей. Законодатель в такой ситуации ввел временное ограничение в 3 года в отношении платежеспособных граждан. Постановление Пленума ВС РФ от 13.10.2015 г. № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» однозначно предписывает необходимость в добросовестности действий гражданина и недопустимости злоупотреблений 2.
Таким образом, институт несостоятельности (банкротства) физических
лиц служит необходимым правовым инструментом для стабилизации финансового положения, как должника, так и кредитора. Согласно действующему законодательству о несостоятельности под банкротством
1 Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» // Российская газета. - № 174. - 07.08.2020.
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»
// Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - декабрь, 2015.
гражданина следует понимать неспособность должника в полном объеме исполнить требования кредитора (кредиторов) по финансовым обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, признанную арбитражным судом. Такое определение еще раз подчеркивает прямую связь банкротства с неплатежеспособностью.
Правовая система построения критериев несостоятельности гражданина, которую фиксирует законодатель, сложна для восприятия и во многом, складывается из оценочных категорий. Пересмотр положений конструкции несостоятельности физического лица послужит максимальному приближению процедуры банкротства к достижению еѐ реабилитационной цели. На данный момент времени при стремительных темпах развития общества назрела