Файл: Сборник учебнометодических материалов по дисциплинам общевоенной подготовки книга iv.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 732

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола)

Требования безопасности при выполнении различного рода ремонтно-строительных и хозяйственных работ.

Загрязнение окружающей среды.

Влияние экологически опасных факторов на живые организмы.

Основные проблемы взаимоотношения войск с природой.

Предотвращение и ликвидация последствий загрязнения природной среды.

Неблагоприятные экологические факторы и ослабление их влияния.

Реализация требований экологической безопасности в повседневной деятельности подразделений и воинских частей и в быту.

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения.

Реализация требований экологической безопасности в ходе полевых занятий и учений- 30 минут.

Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим.

Реализация требований экологической безопасности при выполнении работ с пожаро- и взрывоопасными, агрессивными, сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.

Реализация требований экологической безопасности при перевозке опасных грузов.



Для успеха тренировки необходимо:

понимание обучаемыми цели упражнения;

усвоение обучаемыми содержания и строгой последовательности выполнения разучиваемых действий;

разделение руководителем сложных действий на составные части;

наращивание темпа, чему должна предшествовать работа по выработке у обучаемых правильных действий;

соблюдение определенного ритма, правильного чередования действий, требующих от обучаемых различного напряжения физических и моральных сил;

постоянное поддержание у обучаемых интереса к тренировке.

Самостоятельное изучение приема или действия является важнейшим

методом обучения.

Для правильной организации самостоятельной работы обучаемых

необходимо определить объем задания на самостоятельную подготовку;

дать методические советы по повторению изученного или по практической

отработке приемов;

указать каждому подразделению учебное место, обеспечить необходимой литературой, наглядными пособиями;

составить группы обучаемых таким образом, чтобы в них вместе с отстающими были и хорошо подготовленные военнослужащие для обеспечения товарищеской взаимопомощи;

осуществлять постоянный контроль и оказывать необходимую помощь

обучаемым в самостоятельном овладении учебным материалом.

Для достижения целей строевого обучения командир может воспользоваться следующими рекомендациями.

Необходимыми условиями преподавания любой дисциплины являются

твердое знание предмета, умение свободно ориентироваться в нем, излагать материал просто и доходчиво.

Однако для успешной организации строевого обучения недостаточно знать, чему учить, надо еще знать, как учить.

Методическое мастерство командира определяется умением найти такой метод объяснения, показа и тренировки строевого приема, который в данное время, на данном занятии, при изучении именно этого строевого приема.

В процессе обучения командир должен добиваться, чтобы в повторении материала активно участвовали все военнослужащие.

Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием или действие. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.

Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должна обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых, чтобы командир мог своевременно заметить допущенные ошибки и добиться их устранения.


Наиболее целесообразным удалением командира от строя подразделения надо считать:

для командиров отделений (расчетов) — три-четыре шага;

для командиров взводов — пять-шесть шагов;

для командиров рот — семь-восемь шагов.

При таком удалении командиры могут видеть весь строй подразделения.

Большое значение в строевом обучении имеет умение командира четко и громко подавать команды. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная — приводит военнослужащих в замешательство или к невыполнению приема.

Перед подачей команды или отдачей приказа командир обязан принять положение «смирно». Это подпитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю.

Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности:

ознакомление;

разучивание;

тренировка.

Для ознакомления с приемом командир должен;

назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;

подать команду, по которой выполняется прием;

показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнении.

На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться:

в целом, если прием несложный;

по разделениям, если прием сложный;

с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и

отдельные его элементы трудно усваиваются.

Изучение каждого элемента приема (если он сложен по выполнению)также начинается с показа и краткого объяснения.

При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме пли действии (его элементах), поэтому показ должен быть безупречным.

Приемы, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых большое впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано.

Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь только зрительное представление, нужно его еще и осмыслить.

Объяснение позволяет раскрыть такие стороны изучаемых строевых приемов или действий, которые трудно усваиваются при показе. Оно ориентирует обучаемых па то, что будет показано, или на то, от чего зависит правильность выполнения строевого приема или действия.

После ознакомления со строевым приемом приступают к формированию навыков как целостного действия, включающего два связанных между собой основных этапа.



Первый этап заключается в расчленении сложного приема на элементы и в выполнении его по элементам.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем в единое целое.

В завершении обучения проходится тренировка, которая заключается в многократном выполнении изучаемого приема в целом.

При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.

Командир добьется лучших результатов в своей практической деятельности по обучению, сможет избежать ошибок, если будет учитывать состояние и индивидуальные особенности обучаемых.

Это поможет командиру установить хороший контакт с подразделением и каждым военнослужащим в отдельности, правильно определить содержание учебного материала для данных военнослужащих и объем заданий для самостоятельной работы, своевременно оказать помощь в ликвидации пробелов и строевом обучении, правильно выбрать основные направления воспитательного воздействия на каждого военнослужащего.

Командир должен всегда помнить, что рациональное использование технических средств обучения, особенно учебных кинофильмов но строевой подготовке, не самоцель, а средство для лучшего усвоения и запоминания материала. Поэтому демонстрационный материал должен быть тщательно подобран, а его применение должно быть хорошо продумано, чтобы не допустить перенасыщенности им занятия.

Планирование строевой подготовки

Работа командира по строевому обучению подчиненных начинается с планирования. При планировании занятий по строевой подготовке командир должен руководствоваться требованиями программы боевой подготовки, задачами, поставленными перед подразделением по строевой подготовке, положениями Строевого устава Вооруженных Сил, а так же уровнем строевой выучки личного состава.

В планах находят отражение вопросы организации плановых и дополнительных занятий, методической подготовки сержантов, прапорщиков и офицеров, проводящих занятия, состязании на лучший взвод и роту, а также последовательность разработки наглядных пособий и совершенствования учебной базы по строевой подготовке.

Программы предоставляют командиру части право определять время на отработку темы в зависимости от подготовленности обучаемых. Таким образом, количество занятий и учебных попросив по каждой теме может быть различным. Для более качественного изучения сложных строевых приемов, таких, как строевой шаг, повороты в движении, и др., занятия должны не однократно повторяться. Нельзя переходить к изучению очередного учебного вопроса, пока качественно не будет отработан предыдущий. Если по какой-либо причине один из учебных вопросов данного занятия опущен или не усвоен, он должен быть отработан в часы самостоятельной подготовки или перенесен па очередное занятие.


Занятия по строевой подготовке проводятся регулярно, через равные промежутки времени, чтобы не утрачивались навыки, приобретенные военнослужащими на предыдущем занятии. Высоких результатов по строевой подготовке личного состава и подразделений в целом достигают те командиры, которые закрепляют полученные строевые навыки на других занятиях.

Не следует допускать, чтобы строевые занятия проводились несколько дней подряд или по два в день, потому что эти занятия при правильной их организации требуют большого физического напряжения.

Практика показывает, что наибольших успехов добиваются командиры подразделений, которые, планируют проведение строевых занятий один-два раза в неделю.

Занятие по строевой подготовке, как и любое другое занятие, достигает цели в том случае, если оно тщательно подготовлено и материально обеспечено. Вот почему при планировании командир подразделения должен предусматривать инструкторско-методические или показные занятии с офицерами, прапорщиками и сержантами, а накануне этих занятий проводить инструктажи сержантов.

Занятия по строевой подготовке планируются в роте, как правило, одновременно со всеми взводами и проводятся обычно под руководством командира роты: по одиночной подготовке — одно часовые, а по строевому слаживанию подразделений (в зависимости от масштаба)—двухчасовые.

Каждое занятие должно состоять из трех частей:

вводной части, в которую входят осмотр внешнего вида военнослужащих и вывод подразделений к месту занятий, объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и повторение ранее изученных приемов;

основной части, включающем изучение и отработку новых приемов по разделениям и в целом;

тренировка приемов проводится по командам командира или под барабан, самостоятельно, попарно и н составе отделения(взвода, роты);

заключительной части, в которой рекомендуется провести разбор и объявить оценки обучаемым, выделить лучших и дать задание на самоподготовку.

Организация занятий по строевой подготовки.

Подготовка к занятиям

Важнейшим элементом педагогической деятельности командира, обеспечивающим качественное решение задачи строевого обучения и воспитания, является общая и непосредственная подготовка к проведению занятий.

Общая подготовка включает;

изучение планирующих документов, определяющих задачи, содержание и

организацию учебного процесса;

знание приказов, директив, организационно-методических указаний,


программ, тематических планов.

Это даст возможность командиру видеть конечную цель обучения, представить общий объем знаний, навыков и умений, выделить главное и, таким образом, обеспечить целеустремленность в изучении предмета.

Непосредственная подготовка включает:

уяснение содержания предстоящего занятия, определение его места в подготовке личного состава подразделения и анализ результатов предыдущего занятии но этой теме;

определение, основной учебной цели и конкретных учебно-воспитательных задач;

определение структурного занятия, его основных вопросов, времени необходимого для его изучении, а также подбор соответствующего материала по обеспечению занятия;

выбор приемов обучения по отдельным частям занятия (при отработке вопросов занятия по элементам);

подготовку материального обеспечения занятия;

разработку плана-конспекта занятия;

подготовку к занятию сержантов (помощников руководителя).

План-конспект — это модель предстоящего замятия, которая определяет и характер совместной деятельности обучающего и обучаемых. Вместе с тем конспект дает возможность командиру активно проявить свои педагогические способности.

Для правильного проведения занятия одних теоретических знаний командиру недостаточно. Ему нужно систематически повышать методическое мастерство. Основными формами повышения методического мастерства по строевой подготовке являются показные, инструкторско-методические занятия и инструктажи, которые проводятся в ходе учебно-методических сборов, в дни командирской учебы сержантов и по плану командира и порядке подготовки к занятиям. Кроме того, знания командиров, их навыки и умения совершенствуются на всех занятиях, проводимых с солдатами и самостоятельно.

Основными организаторами занятии по строевой подготовке являются командиры подразделений и частей. Они обязаны всесторонне знать действительное состояние строевой выучки своих подчиненных и принимать необходимые меры для ее совершенствования. С этой целью они лично проводят с подразделениями показные занятия для офицеров и инструкторско-методические занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами, на которых покапывают организацию и методику их проведения.

Показные занятия

Показные занятия в целях достижения единства взглядов на организацию и методику обучения проводятся в масштабе батальона, части по наиболее сложным темам или отдельным вопросам, по которым требуется дать единые установки.