Файл: Лекции Концептуальные положения начального математического образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе обучения у младшего школьника формируются и развиваются общеучебные интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать и др.
Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает наличие таких характеристик деятельности, как анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление, а также умение применять знания в учебных и внеучебных ситуациях.
Своеобразие концептуальных положений образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова[27] состоит в том, что ее применение специально направлено на формирование и развитие у младших школьников теоретического сознания и мышления на основе усвоения ими теоретических знаний в форме учебной деятельности. Главной задачей обучения математике является формирование у младших школьников математических понятий на основе содержательного обобщения. Программа построена на основе теории учебной деятельности. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова базируется на следующей совокупности принципов: принцип поиска, принцип моделирования, принцип постановки учебной задачи, принцип содержательного обобщения.
Основным содержанием курса является формирование понятия числа, которое является стержневым для всей школьной математики. Однако, в отличие от других образовательных систем, генетически исходным отношением является отношение величин, на базе которого и формируется представление о числе.
Курс математики представлен как последовательность стратегических учебных задач: формирование понятия величины, раскрытие отношения величин как всеобщей формы числа; последовательное введение различных частных видов чисел как конкретизация общего отношения величин в определенных условиях; построение обобщенных способов действий с числами.
В ходе освоения умений учебной деятельности у младшего школьника развивается и совершенствуется способность осуществлять действия во внутреннем и внешнем плане, переходить от умственных действий к практическим и обратно.
Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает теоретичность суждений, гибкость мышления, умение применять знания в новых ситуациях, организовывать и участвовать в обсуждениях.
Одна из наиболее известных в стране образовательных систем обучения, реализуемых через учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России»[61] в настоящее время выстроена в идеологии системно-деятельностного подхода и на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах:
-
принцип воспитания гражданина России; -
принцип ценностных ориентиров; -
принцип обучения в деятельности; -
принцип работы на результат; -
принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.
Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Как подчеркивают авторы, «Школа России» сегодня это: мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, проверенных практиками образовательного процесса.
В основе программы и всего УМК по математике Н.Б. Истоминой [36] положена методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Для реализации концепции предложен новый подход к формированию понятий и к формированию деятельности математического характера.
«Перспективная начальная школа» – научный руководитель Н.А. Чуракова [63]. Концепция учебно-методического комплекта основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться в начальной школе, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста адресата учебников делает процесс обучения успешным. Авторы комплекта ориентируются на то, что опыт ребенка – это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его общением с природно-предметной средой. Опыт ребенка – это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой и разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом.
Как подчеркивают авторы, типическими свойствами УМК «Перспективная начальная школа» являются:
-
комплектностьпредусматривает единство установки формирования в образовательном процессе универсальных учебных умений, обмен информацией между учебниками, демонстрацию различных точек зрения при объяснении нового материала; -
инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний; это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения; это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами; -
интерактивность – интернет-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах; -
интеграция– это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.
Целью комплекта «Планета знаний» под редакцией И.А. Петровой [11] является создание образовательного пространства, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида и форм учебной работы, партнера, средств и пр. Образовательное пространство УМК обеспечивает формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности; интеллектуальное, эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка; создание условий для проявления им самостоятельности и творческих способностей; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения для каждого ученика своей траектории усвоения учебного материала.
Содержание учебных предметов помогает ребенку воссоздавать и удерживать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, формирует умение видеть один и тот же предмет с разных сторон. Одна из ведущих особенностей этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Вопросы для самопроверки
-
Какие составляющие можно выделить в содержании математического образования в начальных классах? -
Перечислите разделы математики, которые включены в содержание математического образования в начальных классах? -
Какие цели обозначены в примерной программе математического образования? -
Какие группы УУД входят в состав содержания математического образования в начальных классах? -
В чем заключается социальная значимость образования с помощью математики? -
Каковы цели школьного математического образования? -
В чем сущность высказываний «математика для всех», «математика для каждого»? -
Раскройте ключевые направления развития методики обучения математике. -
Какие вопросы важно получить учителю современной начальной школы при выборе УМК?: -
Каковы концептуальные положения УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова)? -
Каковы концептуальные положения УМК системы начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель Н.В. Нечаева)? -
Каковы концептуальные положения УМК системы начального образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова? -
Каковы концептуальные положения УМК комплект «Гармония» (научный руководитель Н.Б. Истомина)? -
Каковы концептуальные положения УМК «Перспектива» (научный руководитель Л.Г. Петерсон)?
Задания для самоподготовки
-
Составьте блок схему, отражающую структуру и основное содержание примерной программы по математике, составленной в соответствии с требованиями стандарта второго поколения. -
Сравните варианты тематического планирования в примерной программе по математике. Чем вызвано наличие трех вариантов тематического планирования? -
Установите факт и степень соответствия преемственности в математическом образовании в ДОУ, начальной школе и 5-6 классах основной школы.
1.2. Содержание начального математического образования
План лекции
-
Общая характеристика содержания математического образования в начальных классах -
Структура и содержание примерной программы по математике -
Универсальные учебные действия, входящие в содержание начального математического образования
1. Общая характеристика содержания математического образования в начальных классах
Содержание образования, в том числе и математического – один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированного на обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации [92]. В работах И.Я. Лернера, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, М.А. Данилова, B.C. Леднева в содержании образования выделяется четыре основных структурных элемента:
-
систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности; -
систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей; -
опыт творческой деятельности, обеспечивающий способность к дальнейшему развитию культуры; -
опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу.
Современный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [92] задает ориентиры содержания математического образования в новой форме, через систему требований к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения. Реализация последних, в различных видах деятельности обеспечивается всеми учебными дисциплинами, в том числе и математикой.
В содержании начального математического образования, условно можно выделить две составляющие: содержательноприкладную и общекультурную.
К содержательно-прикладной составляющей мы относим:
-
овладение конкретным математическим материалом необходимым в практической деятельности человека; для изучения смежных дисциплин; для продолжения образования; -
формирование представлений о некоторых, доступных младшему школьному возрасту методах математики как способов познания окружающего мира.
Общекультурная составляющая включает:
-
формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры; ее роли в развитии цивилизации; -
развитие посредством математики определенного стиля мышления; -
формирование личностных и универсальных учебных действий.