Файл: Лекции Концептуальные положения начального математического образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе обучения у младшего школьника формируются и развиваются общеучебные интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать и др.

Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает наличие таких характеристик деятельности, как анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление, а также умение применять знания в учебных и внеучебных ситуациях.

Своеобразие концептуальных положений образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова[27] состоит в том, что ее применение специально направлено на формирование и развитие у младших школьников теоретического сознания и мышления на основе усвоения ими теоретических знаний в форме учебной деятельности. Главной задачей обучения математике является формирование у младших школьников математических понятий на основе содержательного обобщения. Программа построена на основе теории учебной деятельности. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова базируется на следующей совокупности принципов: принцип поиска, принцип моделирования, принцип постановки учебной задачи, принцип содержательного обобщения.

Основным содержанием курса является формирование понятия числа, которое является стержневым для всей школьной математики. Однако, в отличие от других образовательных систем, генетически исходным отношением является отношение величин, на базе которого и формируется представление о числе.

Курс математики представлен как последовательность стратегических учебных задач: формирование понятия величины, раскрытие отношения величин как всеобщей формы числа; последовательное введение различных частных видов чисел как конкретизация общего отношения величин в определенных условиях; построение обобщенных способов действий с числами.

В ходе освоения умений учебной деятельности у младшего школьника развивается и совершенствуется способность осуществлять действия во внутреннем и внешнем плане, переходить от умственных действий к практическим и обратно.

Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает теоретичность суждений, гибкость мышления, умение применять знания в новых ситуациях, организовывать и участвовать в обсуждениях.

Одна из наиболее известных в стране образовательных систем обучения, реализуемых через учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России»[61] в настоящее время выстроена в идеологии системно-деятельностного подхода и на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах:


  • принцип воспитания гражданина России;

  • принцип ценностных ориентиров;

  • принцип обучения в деятельности;

  • принцип работы на результат;

  • принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

Как подчеркивают авторы, «Школа России» сегодня это: мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, проверенных практиками образовательного процесса.

В основе программы и всего УМК по математике Н.Б. Истоминой [36] положена методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Для реализации концепции предложен новый подход к формированию понятий и к формированию деятельности математического характера.

«Перспективная начальная школа» – научный руководитель Н.А. Чуракова [63]. Концепция учебно-методического комплекта основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться в начальной школе, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста адресата учебников делает процесс обучения успешным. Авторы комплекта ориентируются на то, что опыт ребенка – это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его общением с природно-предметной средой. Опыт ребенка – это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой и разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом.

Как подчеркивают авторы, типическими свойствами УМК «Перспективная начальная школа» являются:

  • комплектностьпредусматривает единство установки формирования в образовательном процессе универсальных учебных умений, обмен информацией между учебниками, демонстрацию различных точек зрения при объяснении нового материала;

  • инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний; это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения; это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами;

  • интерактивность – интернет-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах;

  • интеграция– это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.


Целью комплекта «Планета знаний» под редакцией И.А. Петровой [11] является создание образовательного пространства, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида и форм учебной работы, партнера, средств и пр. Образовательное пространство УМК обеспечивает формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности; интеллектуальное, эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка; создание условий для проявления им самостоятельности и творческих способностей; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения для каждого ученика своей траектории усвоения учебного материала.

Содержание учебных предметов помогает ребенку воссоздавать и удерживать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, формирует умение видеть один и тот же предмет с разных сторон. Одна из ведущих особенностей этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие составляющие можно выделить в содержании математического образования в начальных классах?

  2. Перечислите разделы математики, которые включены в содержание математического образования в начальных классах?

  3. Какие цели обозначены в примерной программе математического образования?

  4. Какие группы УУД входят в состав содержания математического образования в начальных классах?

  5. В чем заключается социальная значимость образования с помощью математики?

  6. Каковы цели школьного математического образования?

  7. В чем сущность высказываний «математика для всех», «математика для каждого»?

  8. Раскройте ключевые направления развития методики обучения математике.

  9. Какие вопросы важно получить учителю современной начальной школы при выборе УМК?:

  10. Каковы концептуальные положения УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова)?

  11. Каковы концептуальные положения УМК системы начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель Н.В. Нечаева)?

  12. Каковы концептуальные положения УМК системы начального образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова?

  13. Каковы концептуальные положения УМК комплект «Гармония» (научный руководитель Н.Б. Истомина)?

  14. Каковы концептуальные положения УМК «Перспектива» (научный руководитель Л.Г. Петерсон)?


Задания для самоподготовки

  1. Составьте блок схему, отражающую структуру и основное содержание примерной программы по математике, составленной в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.

  2. Сравните варианты тематического планирования в примерной программе по математике. Чем вызвано наличие трех вариантов тематического планирования?

  3. Установите факт и степень соответствия преемственности в математическом образовании в ДОУ, начальной школе и 5-6 классах основной школы.

1.2. Содержание начального математического образования


План лекции

  1. Общая характеристика содержания математического образования в начальных классах

  2. Структура и содержание примерной программы по математике

  3. Универсальные учебные действия, входящие в содержание начального математического образования



1. Общая характеристика содержания математического образования в начальных классах

Содержание образования, в том числе и математического – один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированного на обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации [92]. В работах И.Я. Лернера, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, М.А. Данилова, B.C. Леднева в содержании образования выделяется четыре основных структурных элемента:

  • систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности;

  • систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей;

  • опыт творческой деятельности, обеспечивающий способность к дальнейшему развитию культуры;

  • опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу.

Современный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [92] задает ориентиры содержания математического образования в новой форме, через систему требований к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения. Реализация последних, в различных видах деятельности обеспечивается всеми учебными дисциплинами, в том числе и математикой.

В содержании начального математического образования, условно можно выделить две составляющие: содержательноприкладную и общекультурную.

К содержательно-прикладной составляющей мы относим:

  • овладение конкретным математическим материалом необходимым в практической деятельности человека; для изучения смежных дисциплин; для продолжения образования;

  • формирование представлений о некоторых, доступных младшему школьному возрасту методах математики как способов познания окружающего мира.



Общекультурная составляющая включает:

  • формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры; ее роли в развитии цивилизации;

  • развитие посредством математики определенного стиля мышления;

  • формирование личностных и универсальных учебных действий.