Файл: Основные группы антивирусных средств противоцитомегаловирусные, противогерпетические, противогриппозные и антиретровирусные.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 3 – Удельный вес лидеров продаж противовирусных лекарственных препаратов в натуральном выражении (в%) в Краснодарском крае
Рисунок 4 – Производителей противовирусного препарата Римантадин а аптеках Краснодарском крае
Лекарственный препарат Римантадин в большинстве аптек представлен следующими фирмами производителями: Ирбитский ХФЗ ОАО (Россия) (24%), Дальхимфарм ОАО (Россия) (19%), Оболенское ЗАО (Россия) (14%), Биосинтез ОАО (Россия) (23%) (рисунок 4).
Лекарственный препарат Арбидол представлен: Фармстандарт-Томскхимфарм ОАО (Россия) (40%) и Фармстандарт – Лексредства ОАО (Россия) (60%).
Лекарственный препарат Кагоцел представлен фармацевтичсеким производителем Ниармедик Плюс ООО (Россия) (100,00%).
Лекарственный препарат Ингавирин представлен фармацевтическим производителе Ниармедик Плюс ООО (Россия) (83%).
Лекарственный препарат Амиксин представлен фармацевтическим производителем: Дальхимфарм ОАО (Россия) (28%) и Фармстандарт-Томскхимфарм ОАО (Россия) (72%).
Лекарственный препарат Лавомакс - Нижфарм ОАО (Россия) (100,00%). Лекарственный препарат Тамифлю - Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд (Швейцария) (100,00%).
Рисунок 5 – Удельный вес поставщиков противовирусных лекарственных препаратов для лечения и профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний
Среди поставщиков противовирусных лекарственных препаратов для лечения и профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний наибольший удельный вес занимают: Протек (29%), Катрен (25%), Аптека Холдинг (17%), а наименьший удельный вес – Новая больница (13%), ГУП Кубань-Фармация (13%) и другие фирмы поставщики (3%) (рисунок 5).
Удельный вес противовирусных лекарственных препаратов для лечения и профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний в денежном выражении от всего товарооборота в большинстве аптек составляет от 10 до 20% , а в натуральном выражении от 20 до 30%.
Рисунок 6 – Удельный вес лекарственных форм противовирусных препаратов покупаемых в Краснодарском крае, (%)
В аптеках Краснодарского края наиболее часто покупают противовирусные лекарственные препараты для лечения и профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний представленные следующими лекарственными формами: таблетки (43%) и капсулы (37%) (рисунок 6).
Рисунок 7 – Удельный вес количества покупателей противовирусных препаратов в несезонный период (в %)
Обычно в день в большинстве аптек покупают противовирусные лекарственные препараты для лечения и профилактики гриппа и острыми респираторными заболеваниями от 10 до 30 человек (55%) (рисунок 7), а в период эпидемии от 20 до 30 человек (29%) (рисунок 8).
Рисунок 8 – Удельный вес количества покупателей противовирусных препаратов в период эпидемии (%)
В большинстве случаев средний чек, на противовирусные препараты в аптеках Краснодарского края составляет от 300 до 500 рублей (45%).
Рисунок 9 – Затраты покупателей на противовирусные препараты в Краснодарском крае (%)
Консультируя покупателя, при выборе того или иного безрецептурного противовирусного препарата для лечения и профилактики гриппа и острыми респираторными заболеваниями, работник аптеки руководствуется в большинстве случаев удобством лекарственной формы (26%), отсутствием побочных эффектов и хорошей переносимостью препарата (22%), а также собственным опытом (19%) (рисунок 10).
Рисунок 10 – Факторы, которыми руководствуется работник аптеки, консультируя покупателя, при выборе того или иного безрецептурного противовирусного препарата (в %)
Рисунок 11 - Источники информации о новых противовирусных лекарственных препаратах (%).
Основными источниками информации о новых противовирусных препаратах являются: специализированные медицинские и фармацевтические журналы (17%), медицинские и фармацевтические представители (17%), интернет (13%).
При выборе противовирусного лекарственного препарата покупателей в большинстве случаев интересует: стоимость лекарственного препарата (33%), терапевтическая эффективность (31%), а также длительность курса лечения (25%).
Рисунок 12 - Факторы, интересующие покупателя при выборе противовирусного лекарственного препарата (в %)
Рисунок 13 - Эффекты, которыми должен обладать современный комплексный лекарственный препарат для лечения и профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний (%)
Современный комплексный лекарственный препарат для лечения и профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний должен обладать следующими эффектами: противовирусный (25%), иммуномодулирующий (22%), противовоспалительный (17%).
Рисунок 14 - Характеристики современного противовирусного лекарственного препарата (%)
Помимо этого, потребители лекарственных средств ждут от современных противовирусных препаратов - высокой скорости наступления эффектов (15%), удобство применения (14%), высокой эффективности (14%) и хорошей переносимости (14%).
Как уже отмечалось выше, противовирусные препараты являются одной из самых популярных категорий аптечного ассортимента.
В 2017 году продажи данной группы лекарственных средств достигли 44 миллиардов рублей в ценах конечного потребления, что составило 135 миллионов упаковок.
Динамика продаж 2017 году превысила аналогичные показатели предыдущих периодов, что связано в первую очередь с особенностями распространения вирусных инфекций.
В 2017 году наблюдалось два ярко выраженных всплеска продаж, совпавших с ростом заболеваемости, - январь и декабрь. Именно в эти месяцы спрос на противовирусные и иммуномодулирующие препараты заметно превысил значения 2016 году.
Рисунок 15 – Динамика аптечных продаж противовирусных и иммуномодулирующих препаратов в 2015-2017 годах
В связи с тем, что в 2018 году сезон гриппа задержался, и в марте 2018 года произошёл пик заболеваемости, в результате чего продажи противовирусных и противопростудных препаратов, которые в основной своей массе отпускаются без рецепта, резко выросли. По данным розничного аудита DSM Group, в январе 2019 года ситуация изменилась и пик спроса на противовирусные препараты пришелся на январь
, а к марту 2019 года уже было отмечено снижение препаратов данной группы.
Рисунок 16 – Объем аптечных продаж ТОП-5 противовирусных и иммуномодулирующих препаратов в 2018 году
По итогам 2018 году лидирующее место по объемам аптечных продаж в рублях и упаковках занял препарат компании «Ниармедик плюс» Кагоцел. На долю данного лекарственного средства приходится 15% совокупного стоимостного объема продаж и 20% - натурального (рисунок 16, 17).
Рисунок 17 – Рыночная доля ТОП-5 противовирусных и иммуномодулирующих препаратов в 2018 г.
По итогам марта 2019 года в ТОП-20 лекарственных брендов лекарственных препаратов по стоимостному объему продаж в России вошли: Кагоцел, Нурофен, Ингавирин, Терафлю. Рейтинг и доля от стоимостного объема продаж представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Противовирусные препараты вошедшие в ТОП-20 лекарственных брендов лекарственных препаратов по стоимостному объему продаж в России, март 2019 года
Рейтинг | Бренд | Доля от стоимостного объема продаж, руб, % | ||||
февраль 2019 | март 2019 | февраль 2019 | март 2019 | |||
1 | 3 | Кагоцел | 1,1% | 0,7% | ||
3 | 4 | Нурофен | 0,8% | 0,7% | ||
2 | 7 | Ингавирин | 1,0% | 0,6% | ||
5 | 12 | Терафлю | 0,7% | 0,5% |
Из данных таблицы 2 видно, что в феврале в период эпидемии гриппа и острых респираторных заболеваний рейтинг препаратов Кагоцел, Нурофен, Ингавирин и Терафлю был более высоким, но в марте месяце продажи препаратов снизились, в связи с окончанием эпидемии гриппа.
Терапевтическая эффективность противовирусных препаратов в борьбе с сезонными вирусными инфекциями обеспечивает им высокую степень лояльности потребителей.
Рисунок 18 – Динамика долей ТОП-5 противовирусных и иммуномодулирующих препаратов, лидирующих по объему продаж в упаковках, %
Из пяти противовирусных препаратов, являющихся лидерами по покупательской лояльности на первом месте стабильно находится препарат Кагоцел. Отечественный бренд Кагоцел кроме наиболее уникального состава, имеет ряд объективных преимуществ перед конкурентами: выпускается в одной лекарственной форме, тип упаковки у лекарственного средства также один - по 10 таблеток. Подобная лаконичность значительно облегчает выбор для потребителя, который с легкостью может определить, что при лечении острых респираторных заболеваний и гриппа ему понадобится две упаковки препарата. Кроме того, средство может применяться для лечения даже самых маленьких пациентов (с 3-летнего возраста), что переводит Кагоцел в категорию семейных лекарств. И наконец, одно из ключевых преимуществ препарата - небольшой срок терапии вирусных инфекций (для борьбы с гриппом и острых респираторных заболеваний достаточно короткого курса приема препарата Кагоцел продолжительностью 4 дня) (таблица 3).
Таблица 3 – Сравнительная характеристика ТОП-5 противовирусных и иммуномодулирующих препаратов, лидирующих по объему продаж в рублях
Препарат | Лекарственная форма | Фасовка и количество упаковок на курс | Возможность семейного применения | Длительность курса лечения (дни) |
Кагоцел | таблетки | 10 таблеток (две упаковки на курс) | Да (для взрослых и детей с 3 лет) | 4 |
ИнгавиринR | Капсулы | 7 капсул (одна упаковка н курс) | Нет (только для взрослых) | 7 |
Эргоферон | таблетки для рассасывания | 20 таблеток (одна упаковка на курс) | Да (для взрослых детей с 6 мес.) | 5 |
АрбидолR | капсулы, таблетки, покрытые пленочной оболочкой, порошок для приготовления суспензии для приема внутрь | 10 капсул (одна упаковка на курс), 20 капсул, 40 капсул и 1 капсула | Да (для взрослых и детей с 3 лет) | 5 |
ВиферонR | суппозитории ректальные, мазь, гель | 10 суппозиторий (две упаковки на курс) и 1 суппозитория | Да (можно с младенческого возраста) | 5 |