Файл: Во все времена и во всех сферах функционирования человека лучше организованный труд при равной его техникотехнологической оснащенности обеспечивал достижение более высоких результатов.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выполнение работы в системе УПЦ для индивида, требует достижения результатов через конкретные действия, которые выполняются по заранее намеченным установленным путям. Исходя из поставленных целей. Данная стадия процесса, включает разработку плана действия, описывающего то, каким образом цель будет достигнута. В ходе выполнения работы руководитель должен предоставлять подчиненному достаточную степень свободы, например, через снятие тотального контроля, сместив акценты на увеличение внимания к обучению, консультированию, развитию. Общение руководителя и работников должно быть регулярным, доброжелательным, деловым. Во время консультаций, рабочих бесед, профессионального общения руководитель обсуждает достигнутые промежуточные результаты, вопросы требуемой помощи, а при необходимости и корректировку либо методов достижения, либо путей достижения целей, либо самих целей. Такой подход призван создать ощущение поддержки, возможности получения, в любое время, профессиональной помощи, призван дать понять сотрудникам, что УПЦ это не формализованная система, однозначно жестоко определяющая единственный путь получения результатов и достижения целей, а путь совместной работы, равной ответственности за результат, совместного поиска путей и выбора методов достижения целей.

Общие характеристики целевого управления можно изложить кратко.

1. Постановка четких и кратких общих целей.

2. Участие в процессе выработки целей всех тех, кто будет работать в рамках данной системы: как руководителей, так и исполнителей.

3. Оценка эффективности на основе результатов.

Теоретически целью программы целевого управления является ознакомление работников с заданиями, или количественными показателями, которых необходимо достичь, предоставив им возможность вложить столько ресурсов, сколько нужно, и установив параметры оценки достижений по полученным результатам, соотнесенным с заранее установленными целями. Целевое управление, как вытекает из самого названия, – это ориентированная на конкретные цели или базирующаяся на более общих целях система менеджмента.

Концептуальный метод УПЦ предполагает тесное сотрудничество менеджмента и исполнителя, на чём уже акцентировалось внимание. Во-первых, работник должен знать, чего от него ожидают. Невозможно быть продуктивным, если непонятно само задание. В любом случае авторы школы научного менеджмента признавали этот момент существенным и значимым. В случае управления по заданию работники должны получать продуманные менеджерами задания, работников необходимо снабдить инструкциями и соответствующими наставлениями по выполнению задания. Во-вторых, работнику необходимо ощущение того, что он является соучастником при выработке нормативов производительности. И, наконец, в-третьих, наряду с осознанием того, чего от него ждут, работнику нужна регулярная оценка его труда, правильности его действий, возможность беспрепятственного получения необходимой информации. Ни один менеджер не принесет пользы своему персоналу, если отсутствует обратная связь – информация о ходе выполнения задания. Отсутствие обратной связи способствует получению неудовлетворительных результатов, приводит к ухудшению взаимоотношений.


Каково будущее целевого управления? Никто не может этого сказать с высокой степенью определенности. Хотя сами принципы достаточно обоснованы, популярность концепции, по всей видимости, падает. Первопричина падения популярности – парадокс, на который указывают специалисты теоретики в сфере управления персоналом. Система функционирует лучше всего с таким персоналом, который нуждается в ней меньше всего (готовые помогать менеджеры и порядочные, зрелые сотрудники). Она работает оптимально в ситуациях, когда она меньше всего нужна (стабильное, механистическое окружение).

Таким образом, мы имеем образец философии менеджмента, основанной на постановке целей, которая обещает лишь частичный успех, как об этом свидетельствует доступная нам информация.

Антони Райа, один из основоположников и разработчиков концепции МВО, описывает управление по целям как процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов:

1. Выработка четких кратких формулировок целей.

2. Разработка реальных планов их достижения.

3. Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.

4. Корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

Первый этап – выработка целей – повторяет вышеописанную схему процесса планирования. После выработки высшим руководством долгосрочных и краткосрочных целей для организации и для себя лично эти цели формулируются для работников следующего уровня в нисходящем порядке по уровням управления. Существует, проверенное на практике убеждение, что руководители низших уровней управления должны принимать активное участие в выработке своих собственных целей, основываясь на целях вышестоящего руководства. Это могло бы быть реализовано на совещаниях в отделах, где обсуждаются цели подразделения и перспективы на будущее. На основе полученной информации руководитель подразделения может подготовить набор контрольных показателей. Вышестоящее руководство, рассмотрев и обсудив с руководителями подразделений цели, обеспечивает их увязку.

Независимо от степени участия в их выработке цели каждого руководителя подразделения должны способствовать достижению общих целей организации. Как утверждает П. Друкер, цели "работы каждого руководителя должны формулироваться по вкладу, который ему следует сделать в достижение успеха более крупного подразделения, частью которого он является. Цели работы управляющего по определенному региону сбыта должны определяться вкладом

, который он и его торговые агенты вносят в работу всего отдела сбыта фирмы, цели работы ведущего инженера проекта определяются вкладом, который он, его подчиненные инженеры и чертежники вносят в успех конструкторского отдела"8. Если это делается, каждый поймет, "что от него ожидается и почему, как его будут оценивать и по каким параметрам".

Когда осуществляется процесс выработки целей, необходим двусторонний обмен информацией, чтобы обеспечить понимание каждым человеком его конкретных целей. Кроме уяснения ожидаемых результатов работы, двусторонний обмен информацией позволяет подчиненным сообщить руководителям, что им требуется для достижения поставленных целей.

Планирование действий. Вторым этапом процесса УПЦ является планирование действий. Согласно Райа: "В то время как набор задач отражает "конечные цели" управленческой деятельности, хорошо разработанные планы обеспечивают "средства" их достижения Планирование действий связано с определением того, что, кто, когда, где и в каком количестве требуется для достижения данной цели. Это практический способ создания связующего звена между постановкой цели и более полной программой реализации".

Этап планирования действий разбивается на шесть стадий.

1. Определение основных задач и мер, необходимых для достижения целей. Например, к мерам, необходимым для выполнения задачи снижения издержек производства на определённое количсетво % в течение года, можно отнести разработку плана совершенствования производственных процессов путем инженерно-технического обслуживания, повышения квалификации работающих, разработки программы подготовки трудовых ресурсов, создания условий, снижающих число невыходов на работу, без уважительной причины.

2. Установление, имеющих определяющее значение. взаимосвязей между основными видами деятельности. Это, по существу, связано с изучением операций с общих позиций и созданием календарного плана их выполнения в надлежащей последовательности

3 Уточнение ролей и взаимоотношений и делегирование соответствующих полномочий для выполнения каждого вида деятельности

4. Оценка затрат времени для каждой основной операции и подоперации.

5. Определение ресурсов, необходимых для каждой операции. Существенное значение для руководства имеет определение затрат на достижение целей до начала практической реализации плана Потребности в ресурсах обычно определяются и распределяются посредством составления бюджета


6. Проверка сроков и коррекция планов действий. После обсуждений с подчиненными и другими руководителями часто оказывается необходимым скорректировать план действий, чтобы сделать его более реалистичным. Сроки окончания работ могут быть перенесены, ресурсы увеличены или уменьшены, графики заданий пересмотрены и т. п.

Этап проверки и оценки наступает после истечения установленного периода. Его задачей являются определение степени достижения целей, выявление проблем и помех, определение причин этих проблем, выявление личных потребностей и вознаграждение за эффективную работу.

Последний этап процесса УПЦ – принятие корректирующих мер – соответствует последнему этапу процесса контроля. Принимая, что цели не были достигнуты, и, убедившись, что руководство точно установило причину, необходимо решить, какие следует принять меры для корректировки отклонения. Если установлено, что поставленные цели были нереалистичны, но уровень ожидаемых результатов работы все же может быть достигнут, то корректировка не уместна. Необходимо определить причины "нереалистичности целей". Факторы, определившие этот негатив, должны быть изменены с учетом воздействия, которое окажет это изменение на другие аспекты организации. Если цели были достигнуты, то процесс УПЦ может начаться заново – с установлением целей на предстоящий период.

В многочисленных исследованиях, анализирующих концепцию управления по целям (результатам), отмечается ряд ее несомненных достоинств. Это, прежде всего, повышение эффективности работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление, как о своих целях, так и о целях организации в целом. Усиливается мотивация к работе как результат непосредственного участия руководителей всех уровней в установлении и согласовании целей. Каждый руководитель в этих условиях чувствует личную заинтересованность в их достижении. Немаловажное значение имеет и возможность продвижения к конечному результату малыми шагами, так как планами устанавливаются временные рамки и четко сформулирован конкретный конечный результат. Как правило, при реализации этой концепции улучшаются взаимоотношения между руководителями и подчиненными, совершенствуются системы контроля и оценки работы каждого члена организации (в соответствии с достигнутыми результатами).


Рис. 4 Логическая цепочка организации труда персонала при
внедрении на предприятии управления по целям
Практическая обоснованность УПЦ. Имеется значительный объем исследований, которые показывают, что производительность людей, имеющих конкретные цели, выше производительности тех, кому цели не установлены или кого просто просят стараться. Постановка конкретных целей повышает производительность потому, что индивид обладает четкими ожиданиями относительно результата. Согласно теории вероятности, если люди четко представляют, каких результатов от них ожидают, и если они ощущают сильное правдоподобие (сильную вероятность) того, что, прилагая определенные усилия, они смогут достичь данного уровня производительности и получить соответствующее вознаграждение, то их мотивация труда возрастет. Имеется также множество исследований, показывающих, что информации о результатах работы повышает производительность труда работника.

В то же время за годы существования этой системы выявились и некоторые ограничения эффективного применения управления по целям. Так, система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управляемом предприятии, где принято за правило "спускать" цели сверху, не привлекая к их постановке и согласованию руководителей других уровней. Ее трудно использовать, если отсутствует личная мотивация и необходимая информация, а также при неудовлетворительном состоянии системы контроля.

Кроме того, необходимо учитывать, что это трудоемкий, сложный и длительный процесс. В этом процессе нередко инициатива подменяется администрированием, бюрократия ограничивает творчество, цели превращаются в принудительные задачи, а любые перемены рассматриваются как нежелательные. Из этого следует, что система управления по целям даёт эффективный результат только там, где есть для этого соответствующие условия. Опыт также показывает, что при управлении по целям внимание руководителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных результатов, нередко в ущерб долгосрочным целям. Этот недостаток пытаются обойти путем планирования результатов по всему спектру времени, включая долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. В этом случае оценка полученных результатов также должна производиться таким образом, чтобы учитывать их в повседневной работе, в планах отчетного периода, при стратегическом планировании.