Файл: Кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке основы теории.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г) Посредством аудита бизнеса клиента банк определяет его конкурентную позицию, устанавливает цели по его обслуживанию, прогнозирует величины возможного дохода, прибыли и доли рынка, а также формулирует стратегии, необходимые для достижения его новой позиции.

д) В ходе анализа портфеля услуг клиентов банк изучает данные о характере его (клиента) бизнеса, сроке активной работы на рынке и т.д.

е) Устанавливая отношения с клиентом, банк изучает информацию о профессиональных и возрастных характеристиках руководства компании - клиента банка, его поведении и привычках.

ж) Для получения полного и реального представления о клиенте, банк использует единый подход к клиенту, позволяющий получить доступ к информации об его обслуживании в любом из своих операционных подразделений, организованных по продуктовому принципу. Для этого банк создает единую базу данных, ежедневно пополняемую менеджером, обслуживающим Клиента, и включающую результаты маркетинговых исследований, информацию о запросах, осуществленных контактах, предоставленных услугах и консультациях.

з) На основе полученной информации банк проводит детальную сегментацию клиентов в зависимости от их ожиданий, уровня рентабельности операций, их обслуживания, или уровня цен на используемые ими услуги. Это предполагает постоянный сбор информации о клиенте, учитывающей все переломные моменты, происходящие в его «жизненном цикле».

и) Банк устанавливает оптимальное соотношение между ценой и качеством предоставляемых услуг, что оказывает значительное влияние на объем его прибыли по сравнению с усилиями по снижению операционных издержек, так как цена услуги складывается не только из процента, издержек, комиссионных и платежей, отражающих его рейтинг и имидж, но и включает значение субъективной оценки услуг клиентами.

к) Банк проводит опросы клиентов с целью оценки их восприятия его известности, авторитета, имени и имиджа, что позволяет учесть все факторы при установлении цен на услуги, а также распределить клиентов по уровню цен приобретаемых ими услуг.

л) Для банка важно привлечь и удержать, используя методы прямого целевого маркетинга, примерно 20% самых активных клиентов, обеспечивающих около 80% его прибыли. Для этого подробно анализируется финансовое положение клиента, структура его доходов, определяются направления вложения средств и способы минимизации налогообложения.


м) Банк оценивает степень удовлетворения потребностей клиентов, используя ряд показателей, сравниваемых со стандартами обслуживания, разработанными с учетом их ожиданий и потребностей. Для повышения качества обслуживания своих клиентов, банки должны активнее сотрудничать с инвестиционными компаниями, агентствами по торговле недвижимостью, автомобильными и мебельными салонами, туристическими фирмами, разрабатывая совместные услуги, предоставляемые под общей торговой маркой.

Данные рекомендации позволят каждому банку повысить практическую эффективность обслуживания клиентов, помогут выбрать эффективную стратегию по каждому приносящему доход клиенту, создать реально выполнимые планы по их обслуживанию, что будет способствовать достижению совместно сформулированных стратегических целей и росту доходов как клиента, так и обслуживающего его банка. При реализации идеи улучшения обслуживания клиентуры с применением эффективного планирования работы с клиентом, кроме использования экспресс-анализа, важно разработать актуальный в современных условиях ассортимент услуг, усовершенствовать процесс управления портфелем услуг клиента, а также использовать индивидуальное планирование как консультационную услугу

Комплексное обслуживание клиента, проводимое в рамках единой банковской политики, сочетающее разнообразные (и не только банковские) услуги, разумную ценовую политику, оптимальную систему доставки (основанную на современных информационных технологиях), эффективную систему стимулирования сбыта услуг и рациональную систему скидок, позволяет ежегодно получать высокую прибыль как обслуживающему банку, так и клиенту. При этом предложение каждой услуги сопровождалось постоянной разъяснительной работой о ее преимуществах. В результате основную долю доходов банка составили комиссионные доходы (70%), остальное - процентные доходы.

Кроме того сам корпоративный клиент заинтересован в постоянном информировании банка о происходящих изменениях в состоянии дел в компании в целом, в его бизнесе и на рынке выпускаемой продукции. В соответствии с этим банк корректирует план предоставления пересматривает состав портфеля услуг.

Таким образом банк и крупный корпоративный клиент постоянно координируют свое взаимодействие, согласовывают его с партнерами, анализируют эффективность сотрудничества. В случае возникновения разногласий в процессе обслуживания проводится совместный поиск компромиссных решений.



Банк разрабатывает и корректирует политику с учетом рекомендаций клиентов, результатов исследований конъюнктуры рынка, собственной финансово-экономической политики и знаний об инновациях в банковском обслуживании.
1.4 Теоретические основы оценки кредитоспособности корпоративных клиентов: необходимость и методики, используемые российскими и зарубежными коммерческими банками
Процесс кредитования связан с действиями многообразных факторов риска, способных привести к непогашению кредита и процентов по нему. К факторам зависящим от клиента, относятся характер кредитной сделки и кредитоспособность. Характер кредитной сделки диктуется репутацией заемщика и его потребностями в объеме кредита, его сроке, способе обеспечения возвратности.

  • Кредитоспособность — это оценка возможностей клиента для получения ссуды и его способности своевременно и в полном объеме погасить задолженность и проценты по ней банку.

Кредитоспособность клиента в банковской практике является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений. Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов или, напротив, обеспечить их своевременный возврат, составляет содержание банковского анализа кредитоспособности.

Специфика современной практики кредитования заключается в том, что российские банки в ряде случаев не обладают единой методической и нормативной базой организации кредитного процесса, не разработана единообразная система показателей кредитоспособности заемщиков.

При комплексной оценке кредитоспособности предприятия на принятие решения о выдаче кредита и условиях кредитования оказывают влияние такие факторы, как репутация заемщика, его финансовое положение, обеспечение кредита, качество менеджмента и оценка рынка и отрасли.

Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, оценить и рассчитать каждый из которых непросто. Большая часть анализируемых на практике показателей кредитоспособности заемщика основана на данных за прошедший период или на какую-то отчетную дату. Вместе с тем, они подвержены искажающему влиянию инфляции.

Классификационные модели дают возможность группировать заемщиков: прогнозные модели позволяют дифференцировать их в зависимости от вероятности банкротства; рейтинговые – в
зависимости от их категории, устанавливаемой с помощью группы рассчитываемых финансовых коэффициентов и присваиваемых им уровней значимости.

Рейтинговая оценка (общая сумма баллов) рассчитывается путем умножения значения показателя на его вес (коэффициент значимости) в интегральном показателе. В мировой практике при оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов применяются в основном следующие пять групп коэффициентов: ликвидности, оборачиваемости, финансового рычага, прибыльности, обслуживания долга.

Модификацией рейтинговой оценки является кредитный скоринг – технический прием, для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Отличие кредитного скоринга заключается в том, что в формуле рейтинговой оценке вместо значения показателя используется частная балльная оценка.

Для каждого показателя определяется несколько интервалов значений, каждому интервалу приписывается определенное количество баллов или определяется класс. Если полученный заемщиком рейтинг ниже установленного значения, то ему будет отказано в кредите.

Преимуществами рейтинговой модели является простота (достаточно рассчитать финансовые коэффициенты и, приняв во внимание коэффициенты их значимости, определить класс заемщика), возможность расчета оптимальных значений по частным показателям, способность ранжирования организаций по результатам, комплексный подход к оценке кредитоспособности. Однако при использовании данной методики следует учитывать ряд моментов: тщательный отбор финансовых показателей, важность обоснования пороговых значений показателей, необходимость обоснования коэффициентов значимости.

Финансовые показатели учитывают положение дел в прошлом, но одновременно не учитываются репутация заемщика, перспективы и особенности рыночной конъюнктуры, перспективы капиталовложений и т.п.

Прогнозные модели получаются с помощью статистических методов, используются для оценки качества потенциальных заемщиков. При множественном дискриминантном анализе (МДА) используется дискриминантная функция (Z), учитывающая некоторые параметры (коэффициент регрессии) и факторы, характеризующие финансовое состояние заемщика.

Коэффициенты регрессии рассчитываются в результате статистической обработки данных по выборке компаний, которые либо обанкротились, либо выжили в течение определенного времени. Если Z-оценка компании находится ближе к показателю типичного банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится.


Таким образом, Z-оценка является сигналом для предупреждения банкротства компании. Применение данной модели требует обширной репрезентативной выборки компаний по разным отраслям и масштабам деятельности. Сложность заключается в том, что не всегда можно найти достаточное число компаний внутри отрасли для расчета коэффициента регрессии.

Наиболее известной моделью МДА является пятифакторная модель Альтмана. Эта модель построена на основании анализа состояния 66 компаний и позволяет дать достаточно точный прогноз банкротства на два-три года вперед:
, где
K1 – отношение собственных оборотных средств к сумме активов;

K2 – отношение нераспределенной прибыли к сумме активов;

K3 – рентабельность активов – отношение балансовой прибыли (до уплаты налогов и процентов) к сумме активов;

K4 – отношение рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций к балансовой оценке заемного капитала (долгосрочного и краткосрочного);

K5 – оборачиваемость активов – отношение выручки от реализации к сумме активов.

Построение в российских условиях подобных моделей достаточно сложно из-за отсутствия статистических данных о банкротстве компаний, постоянного изменения нормативной базы в области банкротства и признания банкротства на основании данных, не подлежащих учету.

При классификации кредитов возможно использование модели CART. Ее основные достоинства – в возможности широкого применения, доступности понимания и легкости вычисления, хотя при построении применяются сложные статистические методы.

Далее рассмотрим методику, широко используемую в отечественной практике, - методику на основе анализа денежных потоков. Эта методика, в отличие от подхода, основанного на финансовых коэффициентах, позволяет использовать не данные об остатках по статьям активов и пассивов, а коэффициенты, определяемые по данным об оборотах ликвидных активов, запасах и краткосрочных долговых обязательствах, посредством расчета чистого сальдо различных поступлений и расходов денежных средств за определенный период.

Разница между притоком и оттоком средств показывает величину общего чистого денежного потока. Кратковременное превышение оттока над притоком говорит о дефиците денежных средств (более низком рейтинге клиента).

Систематическое превышение оттока над притоком средств характеризует клиента как некредитоспособного. Сложившаяся средняя величина общего денежного потока может устанавливаться в качестве предела выдачи новых кредитов, так показывает размер средств, с помощью которых клиент имеет возможность погашать долговые обязательства.