Файл: Кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке основы теории.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основе соотношения величины общего денежного потока и размера долговых обязательств клиента определяется его класс кредитоспособности. Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых сторонах управления предприятия.

При решении вопроса о выдаче кредита на длительный срок анализ денежных потоков проводится не только на основе данных за истекший период, но и на основе прогнозных данных на планируемый период.

В случае использования математических моделей не учитывается влияние «качественных» факторов при предоставлении банками кредитов. Эти модели лишь отчасти позволяют кредитным экспертам банка сделать вывод о возможности предоставления кредита.

Недостатки классификационных моделей являются их построение на количественных показателях, произвольность выбора системы количественных показателей, высокая чувствительность к недостоверности исходных данных, громоздкость при использовании статистических межотраслевых и отраслевых данных. В рамках комплексной модели анализа возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика. К примеру, в практике банков США применяется правило «шести Си», в основе которого лежит использование шести базовых принципов кредитования, обозначенных словами, начинающимися с английской буквы «Си» (методика CAMPARI).

Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования по методике CAMPARI заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента:

character – репутация, характеристика клиента;

ability – способность к возврату кредита;

margin – маржа, доходность;

purpose – целевое назначение кредита;

amount – размер кредита;

repayment – условия погашения кредита;

insurance – обеспечение, страхование риска непогашения кредита.

Комплексные методики оценки кредитоспособности заемщика применяются многими банками, однако эти методики недостаточно проработаны в теоретическом плане и отличаются несовершенным математическим аппаратом. Основными недостатками системы отбора заемщиков банками на сегодняшний день является:

  • субъективизм – зачастую принимаемые решения основаны только на личном опыте;

  • негибкость и нестабильность – качество оценки является случайной величиной, которую невозможно улучшить или ухудшить, и зависит от эмоционального состояния и предпочтений эксперта;

  • отсутствие системы обучения, передачи знаний и повышения квалификации прежде чем стать высококвалифицированным специалистом, необходимо накопить определенный уровень знаний, основанный на приобретении достаточного опыта в данной сфере, а обучение кредитных аналитиков находится на недостаточно высоком уровне вследствие отсутствия эффективной методики анализа и технологий обучения;

  • ограничение числа рассматриваемых заявок, которое обусловлено ограниченными физическими ресурсами человека, а результат этого – упущенная выгода от ограничения числа рассматриваемых заявок.


Выделяют также методику, основанную на анализе делового риска. Деловой риск связан с непрерывностью кругооборота оборотных средств, с вероятностью не завершить эффективно этот кругооборот. Анализ такого риска позволяет прогнозировать достаточность источников погашения заемных средств.

Можно выделить следующие основные факторы делового риска:

  • надежность поставщиков;

  • диверсифицированность поставщиков;

  • сезонность поставок;

  • длительность хранения сырья и материалов;

  • наличие складских помещений и необходимость в них;

  • порядок приобретения сырья и материалов;

  • экологические факторы;

  • мода на определенные виды сырья и материалов;

  • уровень цен на приобретаемые сырье и материалы, их транспортировку;

  • риск ввода ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья и материалов;

  • риски, связанные с недостатком законодательной базы.

Важно учитывать влияние на развитие данной отрасли смежных отраслей, систематического риска по сравнению с ситуацией в экономике в целом, подверженность отрасли цикличности спроса, постоянство результатов в деятельности отрасли и т.д., для этих факторов могут быть разработаны балльные оценки.

В последние годы определенное распространение получила методика, разработанная специалистами Ассоциации российских банков (АРБ). Данная методика предполагает анализ кредитоспособности по следующим направлениям:

  • солидность - ответственность руководства, своевременность расчетов по ранее полученным кредитам;

  • способность - производство и реализация продукции, поддержание ее конкурентоспособности;

  • доходность - предпочтительность вложения средств в данного заемщика;

  • реальность - достижения результатов проекта;

  • обоснованность - запрашиваемой суммы;

  • возвратность - за счет реализации материальных ценностей заемщика, если его проект не исполняется;

  • обеспеченность - кредита юридическими правами заемщика.

Из каждой группы необходимо выбрать по одному показателю, наиболее характерному для анализируемой организации, и собрать по ним статистику. Недостатками методики является невозможность ее использования для оценки кредитоспособности при длительном кредитовании и то, что не учитываются многие факторы риска, действие которых может сказаться через определенное время.



В основном российские банки применяют методы оценки кредитоспособности на основании совокупности финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние заемщика. Главной проблемой при этом является разработка нормативных значений для сравнения, так как существует разброс значений, вызванный отраслевой спецификой хозяйствующих субъектов, а приводимые в экономической литературе приемлемые нормативные уровни финансовых показателей рассчитаны без этого учета.

Из-за отсутствия единой нормативной базы в отраслевом разрезе объективная оценка финансового состояния заемщика невозможна, так как нет сравнительных среднеотраслевых, минимально допустимых и наилучших для данной отрасли показателей.

В современных условиях банки России разрабатывают и используют собственные методики кредитоспособности заемщиков с учетом интересов банка.

ГЛАВА 2. КРЕДИТОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ ВТБ
2.1 Общая характеристика деятельности ВТБ
ВТБ – один из лидеров национального банковского сектора. Банк занимает прочные конкурентные позиции во всех сегментах рынка банковских услуг. По активам ВТБ находится на втором месте в России (по состоянию на 30 сентября 2010 г.) Главный акционер ВТБ с долей в 85,5% – Правительство РФ.

В мае 2007 года банком ВТБ было проведено IPO. Среди российских и международных инвесторов было размещено 22,5% акций ВТБ. IPO ВТБ стало крупнейшим публичным размещением акций в Европе в 2007 году, так как общий объем средств, привлеченных в рамках дополнительных эмиссий акций, составил около $8 млрд.

Кроме того, это самое «народное IPO» в России за всю историю национального фондового рынка. По его итогам акционерами ВТБ стали более 120 тыс. россиян.

25 сентября 2009 года Центральный банк России зарегистрировал отчет об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных акций ОАО Банк ВТБ. По итогам размещения дополнительного выпуска акций доля Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в уставном капитале ОАО Банк ВТБ составляет 85,5%. Доля других акционеров в уставном капитале Банка составляет 14,5%, в том числе доля держателей глобальных депозитарных расписок – 7,01%.

Акции ВТБ обращаются на ММВБ, РТС, а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок. По итогам размещения акций рыночная капитализация ВТБ превысила $35,5 млрд. Размер уставного капитала ВТБ составляет 104,6 млрд рублей.

Размер собственных средств (капитала) Банка, рассчитанный в соответствии с Положением Банка России от 10.02.2003 №215-П «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций», вырос за 2009г. В 1,4 раза по сравнению на 01.01.2010 составил 97,4 млрд. руб. Норматив достаточности собственных средств (капитала) Банка (Н1) по состоянию на 01.01.2010 составил 15,2% при минимально допустимом значении (установленном нормативном документами Банка России) в 10%.

Активы Банка за 2009г. Увеличились в 1,2 раза – с 601,6 млрд. руб. до 708,5 млрд. руб.

ВТБ – один из ведущих кредиторов российской экономики. Размер корпоративного кредитного портфеля банка на 1 октября 2009 года превысил 1541 млрд. рублей. Кредитные вложения в предприятия строительной отрасли, металлургии, машиностроения и торговли, а также топливно-энергетического комплекса занимают наибольший удельный вес в портфеле Банка.


Группа ВТБ (далее Группа или ВТБ) включает в себя ОАО Банк ВТБ (далее банк ВТБ или Банк) и его дочерние банки и компании внешней торговли Российской Федерации.


Рис. 5. Банк ВТБ был создан в 1990 году как Банк

За 20 лет своего развития путем органичного роста и ряда масштабных приобретений Банк трансформировался в универсальную финансово-банковскую группу, широко представленную на территории России, в ряде стран СНГ, Западной Европы, Африки и Азии.

ВТБ осуществляет деятельность в сегментах корпоративных, инвестиционно-банковских и розничных банковских услуг. Корпоративный бизнес Группы предоставляет широкий спектр банковских услуг крупному и среднему бизнесу, а также финансовым институтам. Инвестиционно-банковский бизнес ВТБ обслуживает интересы ведущих российских компаний. Розничное направление бизнеса Группы предоставляет продукты и услуги частным клиентам и компаниям малого бизнеса.

Основой бизнеса ВТБ является банковский бизнес в России, базирующийся на обширной сети корпоративных и розничных точек продаж и финансовых компаний.

По состоянию на 01 января 2010 года сеть продаж Группы состояла из 949 офисов в России, СНГ и Европе, включая 476 офис банка ВТБ24. За пределами России Группа осуществляет свою деятельность через пять дочерних банков в странах СНГ (Армения, Украина, Беларусь, Азербайджан и Казахстан), дочерний банк в Грузии, пять дочерних банков в странах Европы (Австрия, Германия, Франция, Великобритания и Кипр), один дочерний банк и одну финансовую компанию в Африке (Ангола, Намибия), а также ассоциированный банк во Вьетнаме. Офисы британского инвестиционного банка группы ВТБ работают в Сингапуре и Объединенных Арабских Эмиратах, кроме того, Группа имеет филиалы в Индии и Китае. В России ВТБ осуществляет свою деятельность на основании генеральной лицензии Центрального банка РФ № 1000, действующей с 1990 года.

Группа ВТБ работает в сферах корпоративного, розничного и инвестиционного банкинга. В рамках корпоративного бизнеса Группа предоставляет широкий спектр продуктов и услуг, кредитование, внешнеторговые сделки, синдицированные кредиты, депозиты и расчетные услуги, а также депозитарное обслуживание, лизинговые услуги и услуги по управлению ресурсами для крупных и средних компаний и финансовых институтов. В сфере розничного бизнеса ВТБ предлагает своим клиентам депозиты и расчетные счета, кредитование, а также ряд дополнительных сервисов для физических лиц и компаний малого бизнеса. В сфере инвестиционно-банковского обслуживания ВТБ предоставляет такие услуги, как андеррайтинг на долговых рынках капитала, проектное финансирование, финансирование сделок по слиянию и поглощению, консультационные услуги, управление активами и венчурные фонды.