Файл: Понятие административной деятельности полиции, ее роль в осуществлении основных направлений деятельности полиции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– о принятых мерах и основаниях для доставления докладывают рапортом на имя начальника ОВД.
50. Тактические приемы пресечения административных правонарушений, задержания и досмотра.
Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления.
Тактика действий нарядов при совершении мелкого хулиганства. Оценить обстановку Доложить дежурному. По возможности установить свидетелей. Принять меры к пресечению. Задержание лица, совершившего мелкое хулиганство, производить на законных основаниях.
При задержании учитывать:а) Достаточность сил. При необходимости вызвать помощь.б) Психологию «ТОЛПЫ», т.е. отношение окружающих к происходящему. Если толпа настроена агрессивно, то задержание провести в удобном месте, в удобное время, при подходе помощи.6 Провести наружный осмотр.7 Доставить задерживаемых лиц в дежурную часть.8Составить рапорт.
При получении информации о мелком хулиганстве наряды полиции прибывают к месту его совершения, и принимают меры к его пресечению
Представившись, наряд полиции с соблюдением мер предосторожности требует прекращения противоправных действий.
Устанавливает личность правонарушителя, свидетелей и очевидцев, потерпевшего.
Доставление лица совершившего мелкое хулиганство, в дежурную часть для разбирательства и принятия к нему мер воздействия, является обязательным. На месте решение об ответственности за мелкое хулиганство не принимается.
Наряд полиции предлагает потерпевшим, свидетелям (очевидцам) проследовать для разбирательства в дежурную часть.
Если они отказываются, то необходимо взять от них письменные объяснения (желательно написанные собственноручно) по факту административного правонарушения с указанием установочных данных этих лиц. Доставление лица, совершившего мелкое хулиганство в дежурную часть, осуществляется, как правило, автотранспортом.
При этом лицо подвергается наружному осмотру. В случае обнаружения у него предметов, запрещенных в гражданском обороте, либо предметов которые могут быть использованы в качестве оружия или причинения телесных повреждений, в том числе и себе, они изымаются, о чем составляется в присутствии понятых протокол обнаружения и изъятия.
По прибытии в ОВД правонарушитель передается вместе с собранным материалом и изъятыми вещами оперативному дежурному. О выявленном правонарушении и принятых мерах по его пресечению наряды полиции пишут подробный рапорт, который передается дежурному для приобщения к имеющимся материалам.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Личный досмотр является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении и осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушениипри невозможности его составления на месте выявления административного правонарушителя, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах физической силы и спец средств должен быь указан в этом же рапорте.Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении и осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении.личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. В исключительных случаях при наличие достаточных оснований полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.
51. Задачи полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении массовых мероприятии
Главными задачами ОВД при проведении массовых мероприятий являются:
Создание нормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения.
Обеспечение безопасности для участников и зрителей.
Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции.
Поддержание надлежащего порядка на прилегающей территории.
Особенности охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий характеризуются специфическими чертами.
К ним относятся:
характер проводимого мероприятия;
скопление большого количества людей на ограниченной территории;
динамика и скоротечность происходящих событий;
быстрое изменение оперативной обстановки;
специфический контингент присутствующих лиц (представители оппозиционных партий либо соперничающих блоков, агрессивно настроенных группировок болельщиков различных команд, рок-фанаты, лица в нетрезвом состоянии и др.);
особенности расположения спортивно-зрелищных и иных объектов проведения массовых мероприятий;
необходимость приостановления работы некоторых предприятий и изменения маршрутов движения общественного транспорта на время проведения массового мероприятия;
обязательный учет погодных условий на момент проведения мероприятия и другие.
52. Возбуждение полицией дел об административных правонарушениях.
Административно-юрисдикционные полномочия полиции, как уже отмечалось, охватывают большой круг общественных отношений в различных областях государственного управления, что обусловлено спецификой реализуемых полицией функций. Должностные лица полиции обязаны в первую очередь пресекать административные правонарушения и возбуждать в установленном порядке дела об административных правонарушениях для обеспечения привлечения правонарушителей к ответственности независимо от подведомственности того или иного правонарушения, но по ряду составов административных правонарушений, подведомственных полиции, должностные лица полиции вправе принимать решения о применении к правонарушителю мер административного наказания.
Таким образом, перечень административных правонарушений, по которым полиция вправе возбуждать дела об административных правонарушениях (составлять протоколы об административных правонарушениях), оказывается шире перечня дел, по которым полиция также имеет право принимать решение об административном наказании правонарушителя. Отметим, что по тем делам об административных правонарушениях, по которым полиция вправе принимать решение о наказании правонарушителя, полиция, безусловно, обладает полномочиями и по возбуждению таких дел (составлению протоколов об административных правонарушениях).
Должностные лица полиции, уполномоченные рассматривать и, следовательно, возбуждать дела об административных правонарушениях, указаны в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что в части рассмотрения дела об административном правонарушении и назначении административного наказания в виде предупреждения или штрафа (решения о назначении других видов административных наказаний сотрудники полиции принимать не вправе) приведенный перечень должностных лиц отражает специфику выполняемых служебных обязанностей разными категориями должностных лиц полиции.
Однако нормативное закрепление перечня должностных лиц полиции, уполномоченных рассматривать и соответственно возбуждать дела об административных правонарушениях, не исключает возможности возбуждения сотрудниками полиции дел об административных правонарушениях, не подведомственных не только им самим, но и вообще полиции. Так, например, участковые уполномоченные полиции уполномочены составлять протоколы по ряду правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации, в сфере миграции.
Конкретный перечень категорий сотрудников полиции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается МВД России с учетом специфики служебной деятельности различных категорий сотрудников ОВД[1].
Необходимо отметить, что согласно ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны принимать свои законодательные акты, устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не содержащиеся в федеральном законодательстве и утверждающие административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц различных органов государственной власти, необходимые для реализации этих законодательных актов субъектов Российской Федерации. Сотрудники полиции, несущие службу в субъектах Российской Федерации, наряду с нормами федерального законодательства, регламентирующего административную ответственность (КоАП РФ), руководствуются нормами регионального административного законодательства. Так, например, в г. Москве сотрудники полиции наряду с нормами КоАП РФ руководствуются также нормами Кодекса города Москвы об административных правонарушениях[2], которые уполномочивают их возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанным законодательным актом г. Москвы, а сотрудники полиции, проходящие службу в органах внутренних дел в г. Санкт-Петербурге, помимо норм, содержащихся в КоАП РФ, руководствуются также нормами Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».
53. Задержание правонарушителя, правовая основа, основания, цель, сроки.
КоАП РФ Статья 27.3. Административное задержание
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22 Конституции, статья 14 Федерального закона «О Полиции» от 07.02.2011 № 3).
При этом срок административного задержания не должен превышать 3-х часов, за исключением, если совершенное правонарушение влечет административное наказание в виде административного ареста (ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица (п. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции»). По истечении 48-ми (или 3-х при административном задержании) часов с момента задержания задержанное лицо подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в рамках уголовного либо административного производства.