ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 660
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
е поджида- ли аналогично мыслящие жители соседней деревни. И те и другие старались как можно дальше отогнать от своих зе- мель зло, олицетворенное в «мяче», еще до того, как он порвется, что и приводило к своего рода состязанию.
Несмотря на своеобразные черты и особенности, народ- ная физическая культура средневековья не была замкнутой системой. Сословные различия и обычаи феодализма про-
37
никали и в мир детских игр, хранящий традиции прошлого. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император – король – епи- скоп – дворянин – горожанин – крестьянин – гусляр – ни- щий». Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата»,
«Третий лишний» напоминают об обычаях взимания по- шлины на мосту, границе владения и т.п.. А игры с «всад- никами», взятием «пленных» и «выкупа» –
об обычаях ры- царства.
Физическая культура горожан.
Стрелковые и фехтовальные общества
В общих чертах физическая культура городских жите- лей мало чем отличалась от физической культуры сельских жителей, так как не было разделения между ремеслами и сельским хозяйством. Но с ростом городов как центров ре- месла и торговли возникла необходимость в их обороне от набегов и поборов феодалов-рыцарей. С этой целью стало создаваться городское ополчение. Начиная с X в. сложи- лись благоприятные возможности для формирования спе- цифических видов упражнений, необходимых для обороны города.
Для тренировки во владении оружием образовались ор- ганизованные общества стрелков из лука и фехтовальные школы. Герб первого городского фехтовального общества был освящен в соборе Гепта в 1042 году. А на состязаниях лучников в 1399 году в Турнуа были
представлены 30 го- родов и 16 деревень.
В Венеции и др. речных городах проводились схватки
«джуоко дель понте» (игра на мосту) за символический захват моста.
Особенно любили горожане соревнования по случаю праздников весны, завершения сбора урожая и проводов
38
зимы, на которых проходили различные состязания, кулач-
ные бои, а также выступали канатоходцы и акробаты.
Большую роль в развитии физической культуры горо- жан играли зародившиеся еще в древние времена зрелища – поединок с животными, бои быков в Испании и Южной Франции.
В условиях позднего средневековья народное ополчение было ликвидировано в связи с появлением в городах наем- ного войска. Но стрелковые и фехтовальные братства со- хранились, превратившись в клубы, где проводили свой досуг зажиточные горожане, ремесленники и подмастерья не имели возможности их посещать из-за недостатка средств. Среди
ремесленного люда широкое распростране- ние получили многочисленные народные игры, особенно с мячом, из которых впоследствии зародились современные спортивные игры – футбол, теннис, гольф, крикет, поло, керлинг. Средневековым горожанам-ремесленникам мы обязаны происхождением физических упражнений, связан- ных с их трудовой деятельностью, таких как метание моло- та, толкание ядра и других. В городах стали строиться дома для игр в мяч, спортивные площадки, наладился выпуск игрового инвентаря, соревнования стали регламентировать- ся договорными правилами. Все это свидетельствовало о зарождении в средневековых городах элементов современ- ного спорта.
Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения
В период позднего средневековья в недрах феодализма стали зарождаться капиталистические отношения. Развитие производства привело к мощному подъему всех отраслей наук, особенно естественных и педагогических. Рождались новые взгляды на место человека в обществе, его духовное
39
и физической воспитание, противостоявшие церковной иде- ологии аскетизма и устремления в загробный мир. Пропо- ведниками новой идеологии являлись гуманисты («гума- нус» – человечный). Они проповедовали идеи воспитания здоровых, жизнерадостных людей, практически приспособ- ленных к жизни.
Витторино да Фельтре (1378 – 1446) – представитель раннего итальянского гуманизма. В Мантуе он открыл шко- лу, именовавшуюся Домом радости. Здесь им применялись новые методы воспитания, основанные на гуманистических принципах. Большое значение в школе придавалось сочета- нию умственного, эстетического
Несмотря на своеобразные черты и особенности, народ- ная физическая культура средневековья не была замкнутой системой. Сословные различия и обычаи феодализма про-
37
никали и в мир детских игр, хранящий традиции прошлого. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император – король – епи- скоп – дворянин – горожанин – крестьянин – гусляр – ни- щий». Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата»,
«Третий лишний» напоминают об обычаях взимания по- шлины на мосту, границе владения и т.п.. А игры с «всад- никами», взятием «пленных» и «выкупа» –
об обычаях ры- царства.
Физическая культура горожан.
Стрелковые и фехтовальные общества
В общих чертах физическая культура городских жите- лей мало чем отличалась от физической культуры сельских жителей, так как не было разделения между ремеслами и сельским хозяйством. Но с ростом городов как центров ре- месла и торговли возникла необходимость в их обороне от набегов и поборов феодалов-рыцарей. С этой целью стало создаваться городское ополчение. Начиная с X в. сложи- лись благоприятные возможности для формирования спе- цифических видов упражнений, необходимых для обороны города.
Для тренировки во владении оружием образовались ор- ганизованные общества стрелков из лука и фехтовальные школы. Герб первого городского фехтовального общества был освящен в соборе Гепта в 1042 году. А на состязаниях лучников в 1399 году в Турнуа были
представлены 30 го- родов и 16 деревень.
В Венеции и др. речных городах проводились схватки
«джуоко дель понте» (игра на мосту) за символический захват моста.
Особенно любили горожане соревнования по случаю праздников весны, завершения сбора урожая и проводов
38
зимы, на которых проходили различные состязания, кулач-
ные бои, а также выступали канатоходцы и акробаты.
Большую роль в развитии физической культуры горо- жан играли зародившиеся еще в древние времена зрелища – поединок с животными, бои быков в Испании и Южной Франции.
В условиях позднего средневековья народное ополчение было ликвидировано в связи с появлением в городах наем- ного войска. Но стрелковые и фехтовальные братства со- хранились, превратившись в клубы, где проводили свой досуг зажиточные горожане, ремесленники и подмастерья не имели возможности их посещать из-за недостатка средств. Среди
ремесленного люда широкое распростране- ние получили многочисленные народные игры, особенно с мячом, из которых впоследствии зародились современные спортивные игры – футбол, теннис, гольф, крикет, поло, керлинг. Средневековым горожанам-ремесленникам мы обязаны происхождением физических упражнений, связан- ных с их трудовой деятельностью, таких как метание моло- та, толкание ядра и других. В городах стали строиться дома для игр в мяч, спортивные площадки, наладился выпуск игрового инвентаря, соревнования стали регламентировать- ся договорными правилами. Все это свидетельствовало о зарождении в средневековых городах элементов современ- ного спорта.
Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения
В период позднего средневековья в недрах феодализма стали зарождаться капиталистические отношения. Развитие производства привело к мощному подъему всех отраслей наук, особенно естественных и педагогических. Рождались новые взгляды на место человека в обществе, его духовное
39
и физической воспитание, противостоявшие церковной иде- ологии аскетизма и устремления в загробный мир. Пропо- ведниками новой идеологии являлись гуманисты («гума- нус» – человечный). Они проповедовали идеи воспитания здоровых, жизнерадостных людей, практически приспособ- ленных к жизни.
Витторино да Фельтре (1378 – 1446) – представитель раннего итальянского гуманизма. В Мантуе он открыл шко- лу, именовавшуюся Домом радости. Здесь им применялись новые методы воспитания, основанные на гуманистических принципах. Большое значение в школе придавалось сочета- нию умственного, эстетического