ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 667

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и беговых дорожек, для которых он вводит древне- греческое название «стадион». Гутс-Мутс широко приме- нял различные снаряды для лазанья, каменные и железные шары, диски для метания. Многие упражнения выполня- лись по команде всей группой. Большое значение придава- лось гимнастическим играм и строевым упражнениям.
Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции
Процесс формирования национальных систем физиче- ского воспитания проходил в начале XIX века на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии.
50


Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Это явилось одной из главных причин возникновения гимнастических и спортивно-игро- вых систем физического воспитания. Влияние на этот про- цесс оказали исследования враче
й, анатомов, гимнастов, физиологов и педагогов, призывавших использовать физи- ческие упражнения и закаливание организма в целях улуч- шения физического развития молодежи.

Гимнастические системы преимущественно создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция). Это было обусловлено особенностями их поли- тического и военного развития. Наполеоновские войны начала ХIХ века, с применением массовых армий требовали большого количества физически подготовленных резервов. Занятия гимнастикой давали возможность обучать кон- кретным двигательным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также четкому выполнению строевых команд.
Немецкаясистемагимнастики
Основателями немецкой системы гимнастики были Йо- ганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снаря- дах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), во- енно-игровые упражнения, туриз

м, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.

Фридрих Ян (1778 1852) в 1811 году на лугу Хазен- хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством зани- малась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» искус-

51


ство изворотливости (сокращенно – турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдель- ных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.

Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой про- длился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.

Систему Яна применительно к школе развил швейцарец

Адольф Шписс (1810 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику
пре- подавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна – Эйзелена – Шписса состояла из:

1) порядковых упражнений;

2) вольных упражнений;

3) упражнений со снарядами подвижными и непод-

вижными;

4) массовых упражнений;

5) игр.

Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако осталь- ные виды физических упражнений атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный мате- риал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимна- стического движения.
52


Шведскаягимнастическаясистема
Шведская гимнастическая система создавалась по ини- циативе правительства, поручившего ее разработку Перу Хенрику Лингу (1776 1830). По его предложению в

1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический