ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 667
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и беговых дорожек, для которых он вводит древне- греческое название «стадион». Гутс-Мутс широко приме- нял различные снаряды для лазанья, каменные и железные шары, диски для метания. Многие упражнения выполня- лись по команде всей группой. Большое значение придава- лось гимнастическим играм и строевым упражнениям.
Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции
Процесс формирования национальных систем физиче- ского воспитания проходил в начале XIX века на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии.
50
Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Это явилось одной из главных причин возникновения гимнастических и спортивно-игро- вых систем физического воспитания. Влияние на этот про- цесс оказали исследования враче
й, анатомов, гимнастов, физиологов и педагогов, призывавших использовать физи- ческие упражнения и закаливание организма в целях улуч- шения физического развития молодежи.
Гимнастические системы преимущественно создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция). Это было обусловлено особенностями их поли- тического и военного развития. Наполеоновские войны начала ХIХ века, с применением массовых армий требовали большого количества физически подготовленных резервов. Занятия гимнастикой давали возможность обучать кон- кретным двигательным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также четкому выполнению строевых команд.
Немецкаясистемагимнастики
Основателями немецкой системы гимнастики были Йо- ганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снаря- дах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), во- енно-игровые упражнения, туриз
м, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.
Фридрих Ян (1778 – 1852) в 1811 году на лугу Хазен- хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством зани- малась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» – искус-
51
ство изворотливости (сокращенно – турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдель- ных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.
Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой про- длился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.
Систему Яна применительно к школе развил швейцарец
Адольф Шписс (1810 – 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику
пре- подавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна – Эйзелена – Шписса состояла из:
1) порядковых упражнений;
2) вольных упражнений;
3) упражнений со снарядами – подвижными и непод-
вижными;
4) массовых упражнений;
5) игр.
Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако осталь- ные виды физических упражнений – атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт – развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный мате- риал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимна- стического движения.
52
Шведскаягимнастическаясистема
Шведская гимнастическая система создавалась по ини- циативе правительства, поручившего ее разработку Перу Хенрику Лингу (1776 – 1830). По его предложению в
1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический
Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции
Процесс формирования национальных систем физиче- ского воспитания проходил в начале XIX века на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии.
50
Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Это явилось одной из главных причин возникновения гимнастических и спортивно-игро- вых систем физического воспитания. Влияние на этот про- цесс оказали исследования враче
й, анатомов, гимнастов, физиологов и педагогов, призывавших использовать физи- ческие упражнения и закаливание организма в целях улуч- шения физического развития молодежи.
Гимнастические системы преимущественно создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция). Это было обусловлено особенностями их поли- тического и военного развития. Наполеоновские войны начала ХIХ века, с применением массовых армий требовали большого количества физически подготовленных резервов. Занятия гимнастикой давали возможность обучать кон- кретным двигательным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также четкому выполнению строевых команд.
Немецкаясистемагимнастики
Основателями немецкой системы гимнастики были Йо- ганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снаря- дах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), во- енно-игровые упражнения, туриз
м, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.
Фридрих Ян (1778 – 1852) в 1811 году на лугу Хазен- хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством зани- малась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» – искус-
51
ство изворотливости (сокращенно – турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдель- ных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.
Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой про- длился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.
Систему Яна применительно к школе развил швейцарец
Адольф Шписс (1810 – 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику
пре- подавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна – Эйзелена – Шписса состояла из:
1) порядковых упражнений;
2) вольных упражнений;
3) упражнений со снарядами – подвижными и непод-
вижными;
4) массовых упражнений;
5) игр.
Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако осталь- ные виды физических упражнений – атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт – развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный мате- риал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимна- стического движения.
52
Шведскаягимнастическаясистема
Шведская гимнастическая система создавалась по ини- циативе правительства, поручившего ее разработку Перу Хенрику Лингу (1776 – 1830). По его предложению в
1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический