ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 672

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
инсти- тут, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики укреплять здоровье молодых людей, гармо- нически развивать их тело, готовить к военной службе. Все упражнения, в зависимости от их целей и назначения, под- разделялись на педагогическую, военную, врачебную, эсте- тическую гимнастику. Пер Линг установил зависимость формы движений от анатомического устройства тела и по этому признаку классифицировал гимнастические упраж- нения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др.

Концепция П. Линга основывалась на том, что физиче- ское воспитание должно строиться исключительно на зна- ниях, подтвержденных анатомией и биологией. Его свод правил каждое занятие замкнутое единство. Оно начи- налось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, спо- собствующих развитию силы. Завершалось занятие при- вычными упражнениями на расслаблени
е.

Узко понимая физиологическую полезность физических упражнений, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта.

Работу отца продолжил его сын Ялмар Линг (1799

1881). Он подробно описал технику выполнения упражне- ний, предложил методику преподавания, разработал струк- туру урока гимнастики. Урок состоял из 14 – 16 серий по- точно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и
53


дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Что- бы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды – швед- скую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принци- пиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали

, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц. Для шведской гимнастики были характерны симметрич- ность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего крити- ки называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.

Таким образом, шведская система содействовала созда- нию основ современной физической культуры за счет ло- кального развития отдельных групп мышц и охраны здоро- вья. Немецкая система – путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.
Французскаягимнастическаясистема
Французская гимнастическая система – создана полков- ником Франциско Аморосом (1770 – 1848). Цель – выра- ботка военно-прикладных навыков. Основные упражнения

ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, переноска груза, плавание и
ныряние, борьба, метания, фехтование, вольтижировка и стрельба. В качестве снарядов применяли канаты, мосты, заборы, лестницы. Цель научить солдата
54


преодолевать пространство и препятствия. Кроме того, Аморос включал в свою гимнастику подготовительные уп- ражнения, сопровождающиеся пением и музыкой, танцы и ручной труд.

При проведении урока Аморос не придерживался какой- либо схемы, а только соблюдал принципы от легкого к трудному, от простых упражнений к сложным, на занятиях учитывал индивидуальные особенности учеников. Он пер- вый ввел письменный учет результатов занятий и кон- трольные карточки на каждого ученика. В эти карточки за- носились данные физического развития занимающихся.

Естественность и военная направленность – основные черты системы Амороса. В этой системе было немало цен- ных методических указаний для проведения занятий гимна- стикой.

Система Амороса нашла отклик за границей. Военные круги многих стран старались возбудить интерес к военной гимнастик
е. Позднее во Франции стали возникать новые системы гимнастических упражнений, которые во многом сохранили и развили идеи Амороса.