ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 678
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
шведской гимнастики Н. Бук разработал первоначальную ступень гимнастики, которую назвал
«примитивной», или «основной». При определении цели своей гимнастики Н. Бук исходил из того, что по различ- ным причинам, в том числе и вследствие повседневного, тяжелого труда, мышцы и связки человеческого тела утра- тили эластичность и мягкость, а потому человек не спосо- бен к ловким и экономным движениям. Чтобы выполнить такие движения, нужно подготовить себя к ним, а для этого
63
и служит «основная» гимнастика. Н. Бук подчеркивал, что она создана для того, чтобы здоровых, но неловких дере- венских парней так «обработать» гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными, пригодными к несению во- енной службы.
Как и в шведской системе, упражнения классифициро- вались по анатомическому
признаку. Н. Бук полагал, что упражнения могут развивать силу, ловкость и гибкость в зависимости от формы и характера их выполнения.
В связи с этим анатомический принцип классификации упражнений Бук дополнил разбивкой всех упражнений по их функциональному влиянию на отдельные части тела и на человека в целом, это было шагом вперед по сравнению со шведской классификацией.
Упражнения систематизировались по следующим прин-
ципам:
1) порядковые; 2) упражнения для ног; 3) упражнения для рук; 4) упражнения для шеи; 5) упражнения для боко- вых мышц; 6) упражнения для брюшных мышц; 7) упраж- нения для спинных мышц; 8) упражнения с ходьбой и бе- гом; 9) упражнения в прыжках и ловкости.
Н. Бук предлагал большое разнообразие исходных по- ложений. Если исходные положения шведской гимнастики были похожи на позы, то в упражнениях Бука статичность была сведена к минимум
у.
Несмотря на анатомо-физиологическую классификацию упражнений, схема урока Бука была построена формально, разделы урока не выявляли содержания и характера работы:
1-я часть урока – упражнения без снарядов (12 – 30 уп-
ражнений);
2-я часть урока – упражнения на шведской стенке и бу-
ме (6 – 22 упражнения);
3-я часть урока – ходьба, упражнения в ловкости (9 – 20
упражнений). Для женщин игра с пением.
64
Весь урок длился 90 минут. Поскольку каждое упраж- нение повторялось от 10 до 15 раз, то нагрузка на уроке была очень высокой. «Кривая нагрузки» урока строилась у Н. Бука с расчетом максимального повышения напряжения в конце второй трети занятия. Урок должен быть непре- рывным, слитным. Наиболее характерными чертами явля- лись усиленный темп и плотность нагрузки, последова- тельная смена одного упражнения другим. Пока выполня- лось одно упражнение, давалась подготовительная команда, и к моменту исполнительной команды занимающиеся без пауз переходили к выполнению следующего упражнения (поточный метод).
Положение о том, что во время урока мышцы, которые не принимают участия в работе, должны быть расслаблены, прогрессивно по сравнению со шведской методикой.
Н. Бук довел моторную плотность урока до предел
а, а придуманные им упражнения широко вошли в практику и с успехом применяются в современных условиях.
Развитие национальных систем физического воспитания не ограничивалось указанными ранее. Немало других педа- гогов составляли системы средств и методов физического воспитания.
Франсуа Дельсарт (1811 – 1871) обратил внимание на то, что элементы движений балетного искусства помогают выразить характер гимнастического движения.
Ф. Дельсарт и его последователи, делая при обучении упор на эстетические и драматические моменты, заложили основы художественной гимнастики.
Айседора Дункан (1876 – 1927), увлеченная античной гимнастикой, танцем, движением, стремилась выразить сложные человеческие чувства. А. Дункан имела много пос- ледователей, которые использовали выразительную гимнас- тику для физического воспитания девочек.
Ритмическое направление современной гимнастики свя-
зано с именем женевского учителя музыки Эмиля-Жака
65
Далькроза
«примитивной», или «основной». При определении цели своей гимнастики Н. Бук исходил из того, что по различ- ным причинам, в том числе и вследствие повседневного, тяжелого труда, мышцы и связки человеческого тела утра- тили эластичность и мягкость, а потому человек не спосо- бен к ловким и экономным движениям. Чтобы выполнить такие движения, нужно подготовить себя к ним, а для этого
63
и служит «основная» гимнастика. Н. Бук подчеркивал, что она создана для того, чтобы здоровых, но неловких дере- венских парней так «обработать» гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными, пригодными к несению во- енной службы.
Как и в шведской системе, упражнения классифициро- вались по анатомическому
признаку. Н. Бук полагал, что упражнения могут развивать силу, ловкость и гибкость в зависимости от формы и характера их выполнения.
В связи с этим анатомический принцип классификации упражнений Бук дополнил разбивкой всех упражнений по их функциональному влиянию на отдельные части тела и на человека в целом, это было шагом вперед по сравнению со шведской классификацией.
Упражнения систематизировались по следующим прин-
ципам:
1) порядковые; 2) упражнения для ног; 3) упражнения для рук; 4) упражнения для шеи; 5) упражнения для боко- вых мышц; 6) упражнения для брюшных мышц; 7) упраж- нения для спинных мышц; 8) упражнения с ходьбой и бе- гом; 9) упражнения в прыжках и ловкости.
Н. Бук предлагал большое разнообразие исходных по- ложений. Если исходные положения шведской гимнастики были похожи на позы, то в упражнениях Бука статичность была сведена к минимум
у.
Несмотря на анатомо-физиологическую классификацию упражнений, схема урока Бука была построена формально, разделы урока не выявляли содержания и характера работы:
1-я часть урока – упражнения без снарядов (12 – 30 уп-
ражнений);
2-я часть урока – упражнения на шведской стенке и бу-
ме (6 – 22 упражнения);
3-я часть урока – ходьба, упражнения в ловкости (9 – 20
упражнений). Для женщин игра с пением.
64
Весь урок длился 90 минут. Поскольку каждое упраж- нение повторялось от 10 до 15 раз, то нагрузка на уроке была очень высокой. «Кривая нагрузки» урока строилась у Н. Бука с расчетом максимального повышения напряжения в конце второй трети занятия. Урок должен быть непре- рывным, слитным. Наиболее характерными чертами явля- лись усиленный темп и плотность нагрузки, последова- тельная смена одного упражнения другим. Пока выполня- лось одно упражнение, давалась подготовительная команда, и к моменту исполнительной команды занимающиеся без пауз переходили к выполнению следующего упражнения (поточный метод).
Положение о том, что во время урока мышцы, которые не принимают участия в работе, должны быть расслаблены, прогрессивно по сравнению со шведской методикой.
Н. Бук довел моторную плотность урока до предел
а, а придуманные им упражнения широко вошли в практику и с успехом применяются в современных условиях.
Развитие национальных систем физического воспитания не ограничивалось указанными ранее. Немало других педа- гогов составляли системы средств и методов физического воспитания.
Франсуа Дельсарт (1811 – 1871) обратил внимание на то, что элементы движений балетного искусства помогают выразить характер гимнастического движения.
Ф. Дельсарт и его последователи, делая при обучении упор на эстетические и драматические моменты, заложили основы художественной гимнастики.
Айседора Дункан (1876 – 1927), увлеченная античной гимнастикой, танцем, движением, стремилась выразить сложные человеческие чувства. А. Дункан имела много пос- ледователей, которые использовали выразительную гимнас- тику для физического воспитания девочек.
Ритмическое направление современной гимнастики свя-
зано с именем женевского учителя музыки Эмиля-Жака
65
Далькроза