ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 675
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и мужество и связано с освободительной борьбой чешского народа. Сокольское движение связано с Мирославом Тыр- шем (1832 – 1884), профессором истории и искусства Праж- ского университета. Именно им была разработана система сокольской гимнастики.
Основой сокольского движения были гимнастические организации. Сокольские общества получили широкое рас- пространение. Их идея заключалась «в стремлении к физи- ческому и нравственному совершенствованию всего наро- да, к развитию в нем национального чувства». С этой целью
«соколы» ввели обращение к друг другу «братья», «сес-
тры», занимались в единой форме.
Организаторы сокольского движения добивались внут- ренней дисциплины соблюдением точной формы всех дви- жений и строгим выполнением традиций.
Периодически в Праге проводились слеты «соколов», на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах.
58
Создавая свою систему, М. Тырш подробно ознакомил- ся с различными гимнастическими системами и взял из каждой то, что в ней было ценного.
Цель гимнастики определяется «соколами» в самом об- щем виде – «укрепить и сохранить человеку здоровье, сде- лать его неуязвимым, дать ему отвагу и хладнокровие, силу и ловкость, проворство, решительность, смелость, наконец, предохранить от последствий односторонних занятий».
Конкретизация указанной цели в виде частных задач от- сутствовала. Классификация упражнений в сокольской сис- теме исходила из внешних признаков движений:
1) упражнения без снарядов (ходьба, бег, маршировка,
приседание, стойки, наклоны и др.);
2) снарядовые упражнения (со снарядами – булавы, об-
ручи, палки, флажки и гири и др.);
3) на снарядах (на перекладине, брусьях, коне, кольцах,
лестницах, шестах, бревне);
4) групповые упражнения (пирамиды, массовые высту
-
пления, игры и т.п.);
5) боевые упражнения (бокс, борьба, фехтование).
Занятия проводились по такой схеме: сначала упражне- ния строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), потом об- щие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, пос- ле чего занятия заканчивались. Все движения, которые вы- глядели некрасиво, «соколы» исключали.
В методике сокольской гимнастики имелось много но- вого, особенно в организации и проведении занятий, массо- вых выступлений, разработке терминологии и подготовке общественных инструкторов.
Сокольские организации способствовали возрождению и развитию чешской национальной культуры, поднимали национальный дух чешского народа.
Идеи «Сокола» быстро распространились за пределы
Чехии. В Словении в 1863 г. был создан «Южный Сокол».
59
В том же году общество «Сокол» возникло с
участием Франь-Бучара в Загребе (Хорватия) и под руководством польского врача Венанты Пясецкого в Львове.
ГимнастикаЖоржаДемени(1850 – 1917). Жорж Деме- ни начал работать в области физического воспитания в конце XIX в., когда значительно продвинулось вперед раз- витие биологических наук, в том числе и физиологии.
Изучив существующие системы гимнастики, Ж. Демени пришел к выводу, что их общим и основным недостатком является чрезмерная искусственность. Изучая физиологию мышечной деятельности, Демени понял, что одного лишь деления физических упражнений по анатомическому при- знаку недостаточно и следует создавать благоприятные условия для развития отдельных частей тела и с позиций физиологии.
Ж. Демени полагал, что «цель физического воспитания не приобретение силы, а пользование ею».
Цель гимнастики для юношей сводилась им к воспита- нию людей сильных, ловких, гибких, способных быстро и экономно действовать в любых условиях, владеющих ос- новными видами
военно-прикладных движений. Иные за- дачи ставил Ж. Демени при физическом воспитании деву- шек: главной целью было приобретение ими гибкости, лов- кости, хорошей осанки, умения двигаться плавно и граци- озно путем включения в урок танцевальных шагов, а также упражнений с булавами, палками, венками и т.п.
Ж. Демени определил семь видов спортивных упражне- ний: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, поднимание и переноску тяжестей, метание, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей, например: прыж- ки на месте, с одной ноги на другую, с продвижением впе- ред, назад или в сторону, с разбега.
Как педагог и физиолог Ж. Демени сформулировал ряд принципов физического воспитания.
1. Гимнастика должна быть динамичной, следует избе-
гать статических упражнений. Неестественность упражне-
60
ний:
Основой сокольского движения были гимнастические организации. Сокольские общества получили широкое рас- пространение. Их идея заключалась «в стремлении к физи- ческому и нравственному совершенствованию всего наро- да, к развитию в нем национального чувства». С этой целью
«соколы» ввели обращение к друг другу «братья», «сес-
тры», занимались в единой форме.
Организаторы сокольского движения добивались внут- ренней дисциплины соблюдением точной формы всех дви- жений и строгим выполнением традиций.
Периодически в Праге проводились слеты «соколов», на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах.
58
Создавая свою систему, М. Тырш подробно ознакомил- ся с различными гимнастическими системами и взял из каждой то, что в ней было ценного.
Цель гимнастики определяется «соколами» в самом об- щем виде – «укрепить и сохранить человеку здоровье, сде- лать его неуязвимым, дать ему отвагу и хладнокровие, силу и ловкость, проворство, решительность, смелость, наконец, предохранить от последствий односторонних занятий».
Конкретизация указанной цели в виде частных задач от- сутствовала. Классификация упражнений в сокольской сис- теме исходила из внешних признаков движений:
1) упражнения без снарядов (ходьба, бег, маршировка,
приседание, стойки, наклоны и др.);
2) снарядовые упражнения (со снарядами – булавы, об-
ручи, палки, флажки и гири и др.);
3) на снарядах (на перекладине, брусьях, коне, кольцах,
лестницах, шестах, бревне);
4) групповые упражнения (пирамиды, массовые высту
-
пления, игры и т.п.);
5) боевые упражнения (бокс, борьба, фехтование).
Занятия проводились по такой схеме: сначала упражне- ния строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), потом об- щие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, пос- ле чего занятия заканчивались. Все движения, которые вы- глядели некрасиво, «соколы» исключали.
В методике сокольской гимнастики имелось много но- вого, особенно в организации и проведении занятий, массо- вых выступлений, разработке терминологии и подготовке общественных инструкторов.
Сокольские организации способствовали возрождению и развитию чешской национальной культуры, поднимали национальный дух чешского народа.
Идеи «Сокола» быстро распространились за пределы
Чехии. В Словении в 1863 г. был создан «Южный Сокол».
59
В том же году общество «Сокол» возникло с
участием Франь-Бучара в Загребе (Хорватия) и под руководством польского врача Венанты Пясецкого в Львове.
ГимнастикаЖоржаДемени(1850 – 1917). Жорж Деме- ни начал работать в области физического воспитания в конце XIX в., когда значительно продвинулось вперед раз- витие биологических наук, в том числе и физиологии.
Изучив существующие системы гимнастики, Ж. Демени пришел к выводу, что их общим и основным недостатком является чрезмерная искусственность. Изучая физиологию мышечной деятельности, Демени понял, что одного лишь деления физических упражнений по анатомическому при- знаку недостаточно и следует создавать благоприятные условия для развития отдельных частей тела и с позиций физиологии.
Ж. Демени полагал, что «цель физического воспитания не приобретение силы, а пользование ею».
Цель гимнастики для юношей сводилась им к воспита- нию людей сильных, ловких, гибких, способных быстро и экономно действовать в любых условиях, владеющих ос- новными видами
военно-прикладных движений. Иные за- дачи ставил Ж. Демени при физическом воспитании деву- шек: главной целью было приобретение ими гибкости, лов- кости, хорошей осанки, умения двигаться плавно и граци- озно путем включения в урок танцевальных шагов, а также упражнений с булавами, палками, венками и т.п.
Ж. Демени определил семь видов спортивных упражне- ний: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, поднимание и переноску тяжестей, метание, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей, например: прыж- ки на месте, с одной ноги на другую, с продвижением впе- ред, назад или в сторону, с разбега.
Как педагог и физиолог Ж. Демени сформулировал ряд принципов физического воспитания.
1. Гимнастика должна быть динамичной, следует избе-
гать статических упражнений. Неестественность упражне-
60
ний: