ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 693
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лет характерно создание на- циональных лиг по наиболее популярным видам спорта и спортивных игр – футболу, хоккею, баскетболу, боксу, ве- лосипеду и др., крупных фирм и монополий, специализи- рующихся на профессиональном спорте. В орбиту профес- сионального спорта вовлечены средства массовой инфор- мации, использующие интерес к спортивным зрелищам как одно из звеньев рекламного развлекательного бизнеса. В последние годы труд спортсменов-профессионалов стал регламентироваться законодательством, они получают тру-
81
довые права и гарантии в виде контрактов и договоров, пенсионного обеспечения, имеют даже свои профсоюзы. Но развивается профессиональный спорт в большей мере по законам не физического воспитания, а рыночной экономи- ки.
В заключение, следует отметить, что в межвоенном и послевоенном периодах Новейшей истории, физическая культура развивалась в тесной зависимости от политиче- ских и экономических условий, складывающихся в различ- ных группах стран.
82
Часть II. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ И НА ТЕРРИТОРИИ СССР
5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ ДО XVIII в.
Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России и входивших в состав Российской империи
Возникновение физических упражнений и игр у народов нашей страны относится к первобытному обществу. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, зем- ледельческую, военную и бытовую деятельность. У древ- них народов бытовали верховая езда, метание разных пред- метов, стрельба из лука, разнообразные игры. Народы Се- вера с IV – III тыс. до н.э. применяли в труде (охоте) и быту передвижение на лыжах. У нанайцев, манси, ненцев и др. народностей Сибири и Дальнего Востока сравнительно ши- роко в воспитательных целях использовались состязатель- ные игры с бегом, метание копья, дротиков
и топора, греб- ля, игры в медведя и оленя. Хорошо было поставлено воен- но-физическое воспитание в Грузии на ранней стадии сель- ско-общинного быта. Многие игры и физические упражне- ния русского, белорусского народов и жителей Прибалтики в своем первоначальном состоянии относятся к древним состязательным играм.
Классовый характер физического воспитания особенно ярко проявился в рабовладельческих и феодальных госу- дарствах Закавказья, Средней Азии, Северного Причерно-
83
морья, Крыма, в Киевской Руси и Русском централизован- ном государстве. На территории России, как и в странах Запада, в этот период физическое воспитание проходило в двух основных направлениях: в народных массах и у гос- подствующего класса.
Физические упражнения и игры в народном быту
Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. Отличительной особенностью было то, что у восточных славян рабовладельческие отношения не полу- чили полного развития,
как в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI – VII вв. восточные славяне жили еще родо- вым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.
Воспитание детей осуществлялось всей родовой общи- ной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а дево- чек и девушек – женщины. По некоторым данным, у сла- вян, как и у других народов, существовали дома молодежи, проводились инициации, в которых основное место уделя- лось физической подготовке молодых славян. По мере рас- пада родовой общины воспитательные функции переходи- ли к семье. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метании копья, плавании. По наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славя- нам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хазаров и др.). Это требовало военной под
- готовки молодежи и взрослых.
Византийский историк Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они лю- бят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обры-
84
вах, с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей».
В воспитательной системе славян особое место занима- ли игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвя- щались матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хоро- водов, разнообразных игр и физических упражнений, но- сящих состязательный характер. Молодежь стремилась по- казать свое умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в играх (городки, бабки и др.).
В связи с разложением рабовладельческих отношений
81
довые права и гарантии в виде контрактов и договоров, пенсионного обеспечения, имеют даже свои профсоюзы. Но развивается профессиональный спорт в большей мере по законам не физического воспитания, а рыночной экономи- ки.
В заключение, следует отметить, что в межвоенном и послевоенном периодах Новейшей истории, физическая культура развивалась в тесной зависимости от политиче- ских и экономических условий, складывающихся в различ- ных группах стран.
82
Часть II. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ И НА ТЕРРИТОРИИ СССР
5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ ДО XVIII в.
Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России и входивших в состав Российской империи
Возникновение физических упражнений и игр у народов нашей страны относится к первобытному обществу. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, зем- ледельческую, военную и бытовую деятельность. У древ- них народов бытовали верховая езда, метание разных пред- метов, стрельба из лука, разнообразные игры. Народы Се- вера с IV – III тыс. до н.э. применяли в труде (охоте) и быту передвижение на лыжах. У нанайцев, манси, ненцев и др. народностей Сибири и Дальнего Востока сравнительно ши- роко в воспитательных целях использовались состязатель- ные игры с бегом, метание копья, дротиков
и топора, греб- ля, игры в медведя и оленя. Хорошо было поставлено воен- но-физическое воспитание в Грузии на ранней стадии сель- ско-общинного быта. Многие игры и физические упражне- ния русского, белорусского народов и жителей Прибалтики в своем первоначальном состоянии относятся к древним состязательным играм.
Классовый характер физического воспитания особенно ярко проявился в рабовладельческих и феодальных госу- дарствах Закавказья, Средней Азии, Северного Причерно-
83
морья, Крыма, в Киевской Руси и Русском централизован- ном государстве. На территории России, как и в странах Запада, в этот период физическое воспитание проходило в двух основных направлениях: в народных массах и у гос- подствующего класса.
Физические упражнения и игры в народном быту
Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. Отличительной особенностью было то, что у восточных славян рабовладельческие отношения не полу- чили полного развития,
как в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI – VII вв. восточные славяне жили еще родо- вым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.
Воспитание детей осуществлялось всей родовой общи- ной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а дево- чек и девушек – женщины. По некоторым данным, у сла- вян, как и у других народов, существовали дома молодежи, проводились инициации, в которых основное место уделя- лось физической подготовке молодых славян. По мере рас- пада родовой общины воспитательные функции переходи- ли к семье. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метании копья, плавании. По наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славя- нам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хазаров и др.). Это требовало военной под
- готовки молодежи и взрослых.
Византийский историк Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они лю- бят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обры-
84
вах, с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей».
В воспитательной системе славян особое место занима- ли игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвя- щались матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хоро- водов, разнообразных игр и физических упражнений, но- сящих состязательный характер. Молодежь стремилась по- казать свое умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в играх (городки, бабки и др.).
В связи с разложением рабовладельческих отношений