ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 695
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и торговли определили подъем культуры и просвещения во всех областях жизни. Появи- лась медицинская и педагогическая светская литература, в которой нашли отражение и вопросы физического воспита- ния.
Много внимания в труде «Канон врачебной науки» уде- лил вопросам физического воспитания ученый медик Сред- ней Азии Абу Али Ибн-Сина (980 – 1037) (Авиценна). Он писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение
87
физическим упражнениям – произвольные движения при-
водящие к непрерывному, глубокому дыханию.
Он утверждал, если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает ре- жим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при заня- тиях учитывать возраст
и здоровье. Высказывался о масса- же, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендация- ми Авиценны могли воспользоваться только феодалы.
Замечательным памятником педагогической литературы середины XVII в. является сочинение Епифания Славинец- кого «Гражданство обычаев детских». В нем была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивалась его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Вот что писал Славинецкий в своей книге об играх детей:
«Что украшает играние: постоянство, честное веселие, бор- зость, крепость смысла, чинелюбовь общая играти и пра- ведно ти, яко глаголют верно добротою и не кознию или ухищрением во игре тобе ждати».
6. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ С XVIII в.
И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века
Влияние реформ начала XVIII века на развитие физической культуры и спорта
К концу XVII в. Россия представляла
собой обширное многонациональное централизованное феодально-абсолю- тистское государство, нуждавшееся в развитии промыш- ленности, военного дела, науки и техники, просвещения, усовершенствовании государственного аппарата. На реше- ние этих задач были направлены преобразования Петра I.
88
Быстрыми темпами стали развиваться металлургия, ману- фактурное производство, кораблестроение, а также много внимания уделялось подъему русской национальной куль- туры. Большую роль в развитии физического воспитания сыграли преобразования в области просвещения и военного дела.
Однако следует оговориться, что значительные измене- ния, которые произошли в эту эпоху и в формах и в содер- жании физической культуры, относятся главным образом к тем из ее форм, которые обслуживали интересы господ- ствующих классов. Что же касается простого русского на- рода и других народов, входивших в состав Российской империи, то их физическое воспитание и в это время сохра- няло присущий ему издревле самобытный характер. Кулач- ные и палочные бои, борьба, плавание, хороводы, качели, катание на салазках с гор, игры, ярко окрашенные в различ- ные национальные окраски, и другие формы народных раз- влечений, осужденные в свое время указами светской
вла- сти, на протяжении многих веков преследуемые церковью, теперь вновь получили право на жизнь.
В этом отношении реформы Петра I, хотя и косвенно, все же положительно сказались на развитии народного фи- зического воспитания, освободив его от преследований со стороны церкви и органов государственной власти.
Но не мешая физическим упражнениям, являвшимся со- ставной частью народных развлечений, правительство Пет- ра I и не содействовало их распространению. А поскольку война, налоги и различного рода повинности тяжелым бре- менем ложились на плечи и без того разоренного крестьян- ства, ясно, что от этого страдала и сама основа его физиче- ского существования и развития.
Жизнь крестьянства была суровой и тяжелой. И все же, несмотря на это, русский народ в основном выгодно отли- чался своей физической силой, выносливостью, закалкой,
89
мужеством и способностью к перенесению длительных военных походов.
Введение ф
Много внимания в труде «Канон врачебной науки» уде- лил вопросам физического воспитания ученый медик Сред- ней Азии Абу Али Ибн-Сина (980 – 1037) (Авиценна). Он писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение
87
физическим упражнениям – произвольные движения при-
водящие к непрерывному, глубокому дыханию.
Он утверждал, если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает ре- жим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при заня- тиях учитывать возраст
и здоровье. Высказывался о масса- же, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендация- ми Авиценны могли воспользоваться только феодалы.
Замечательным памятником педагогической литературы середины XVII в. является сочинение Епифания Славинец- кого «Гражданство обычаев детских». В нем была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивалась его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Вот что писал Славинецкий в своей книге об играх детей:
«Что украшает играние: постоянство, честное веселие, бор- зость, крепость смысла, чинелюбовь общая играти и пра- ведно ти, яко глаголют верно добротою и не кознию или ухищрением во игре тобе ждати».
6. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ С XVIII в.
И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века
Влияние реформ начала XVIII века на развитие физической культуры и спорта
К концу XVII в. Россия представляла
собой обширное многонациональное централизованное феодально-абсолю- тистское государство, нуждавшееся в развитии промыш- ленности, военного дела, науки и техники, просвещения, усовершенствовании государственного аппарата. На реше- ние этих задач были направлены преобразования Петра I.
88
Быстрыми темпами стали развиваться металлургия, ману- фактурное производство, кораблестроение, а также много внимания уделялось подъему русской национальной куль- туры. Большую роль в развитии физического воспитания сыграли преобразования в области просвещения и военного дела.
Однако следует оговориться, что значительные измене- ния, которые произошли в эту эпоху и в формах и в содер- жании физической культуры, относятся главным образом к тем из ее форм, которые обслуживали интересы господ- ствующих классов. Что же касается простого русского на- рода и других народов, входивших в состав Российской империи, то их физическое воспитание и в это время сохра- няло присущий ему издревле самобытный характер. Кулач- ные и палочные бои, борьба, плавание, хороводы, качели, катание на салазках с гор, игры, ярко окрашенные в различ- ные национальные окраски, и другие формы народных раз- влечений, осужденные в свое время указами светской
вла- сти, на протяжении многих веков преследуемые церковью, теперь вновь получили право на жизнь.
В этом отношении реформы Петра I, хотя и косвенно, все же положительно сказались на развитии народного фи- зического воспитания, освободив его от преследований со стороны церкви и органов государственной власти.
Но не мешая физическим упражнениям, являвшимся со- ставной частью народных развлечений, правительство Пет- ра I и не содействовало их распространению. А поскольку война, налоги и различного рода повинности тяжелым бре- менем ложились на плечи и без того разоренного крестьян- ства, ясно, что от этого страдала и сама основа его физиче- ского существования и развития.
Жизнь крестьянства была суровой и тяжелой. И все же, несмотря на это, русский народ в основном выгодно отли- чался своей физической силой, выносливостью, закалкой,
89
мужеством и способностью к перенесению длительных военных походов.
Введение ф