ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 696
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в Средней Азии, Закавказье и в Крыму и родового общества у древних славян, создались предпосылки для возникнове- ния феодальной общественно-экономической формации.
В Киевском государстве (IX – XI вв.), в период фео- дальной раздробленности на Руси (XII – XIV вв.) и в эпоху Русского централизованного государства (XV – XVII вв.) народ несмотря на многочисленные войны (их было около
160 с татарами, монголами, литовцами, немецкими рыца- рями, шведами и др.) бережно сохранял и продолжал раз- вивать самобытные формы физического воспитания. («Сло- во о полку Игореве»).
Широкой популярностью пользовались борьба, верхо- вая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и множество игр. Большое распространение получили кулач- ные бои, групповые и одиночные. Основными правилами кулачного боя являлись: лежащего не бить, заначку в рука- вицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, под- ножек не ставить.
Классический пример такого боя описан М.Ю. Лермонтовым в поэме «Песня про царя Ивана Ва- сильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни- кова».
Были распространены такие виды упражнений, как пла-
вание, гребля, передвижение на лыжах. Лыжные рати сра-
85
жались и в отрядах Ермака. В XVII в. русский полководец М.В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.
Процессу развития физических упражнений и игр во многом препятствовала религия. Русская православная цер- ковь выступала против народных игрищ и других физиче- ских упражнений. Свод церковных постановлений «Сто- глав» (1551) и «Домострой» (1580) отдельными положе- ниями были направлены против народных игр, забав и раз- влечений, но поощряли телесные наказания.
Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издал указ о запрещении народ- ных игр и забав.
Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить процессы развития физических упражне- ний и игр, и они передавались из поколения в поколение.
Военно-физическое воспитание господствующих классов
В
I тыс. до н.э. в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье образовались ранние государства с рабо- владельческой формой правления. Военно-физическое вос- питание рабовладельцев имело организованный характер. Воспитателем был опытный военноначальник. В государ- стве Великая Армения (II – I вв. до н.э.) для детей нахара- ров (рабовладельцев) создавали школы, в которых основное место отводилось военно-физическому воспитанию. Детей обучали стрельбе из лука, верховой езде, развивали силу и ловкость.
В городах северного Причерноморья (в V – VI вв. до н.э.) существовали палестры и гимнасии, в которых молодые рабовладельцы получали военно-физическое воспитание.
86
В Киевском феодальном государстве начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были выходцы из народа, владевшие искусством воспитания. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народ- ные
формы физического воспитания. В юном и зрелом воз- расте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дру- жине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (тур- нир, состязание), военных играх и потехах.
О наличии стройной системы воспитания феодальной знати Грузии можно судить по замечательному литератур- ному памятнику Шота Руставелли «Витязь в тигровой шку- ре» (X в.). Поэт воспел образ грузинского витязя, преданно- го своему царю и в совершенстве владеющего оружием. Герой обладает мужеством и смелостью, любит свою роди- ну, наделен исключительной физической и духовной силой. В поисках славы он участвует в боях, охоте, в играх и раз- влечениях, проявляя доблесть, находчивость и справедли- вость.
Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма
Рост и укрепление феодальной государственности, раз- витие земледелия, ремесел
В Киевском государстве (IX – XI вв.), в период фео- дальной раздробленности на Руси (XII – XIV вв.) и в эпоху Русского централизованного государства (XV – XVII вв.) народ несмотря на многочисленные войны (их было около
160 с татарами, монголами, литовцами, немецкими рыца- рями, шведами и др.) бережно сохранял и продолжал раз- вивать самобытные формы физического воспитания. («Сло- во о полку Игореве»).
Широкой популярностью пользовались борьба, верхо- вая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и множество игр. Большое распространение получили кулач- ные бои, групповые и одиночные. Основными правилами кулачного боя являлись: лежащего не бить, заначку в рука- вицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, под- ножек не ставить.
Классический пример такого боя описан М.Ю. Лермонтовым в поэме «Песня про царя Ивана Ва- сильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни- кова».
Были распространены такие виды упражнений, как пла-
вание, гребля, передвижение на лыжах. Лыжные рати сра-
85
жались и в отрядах Ермака. В XVII в. русский полководец М.В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.
Процессу развития физических упражнений и игр во многом препятствовала религия. Русская православная цер- ковь выступала против народных игрищ и других физиче- ских упражнений. Свод церковных постановлений «Сто- глав» (1551) и «Домострой» (1580) отдельными положе- ниями были направлены против народных игр, забав и раз- влечений, но поощряли телесные наказания.
Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издал указ о запрещении народ- ных игр и забав.
Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить процессы развития физических упражне- ний и игр, и они передавались из поколения в поколение.
Военно-физическое воспитание господствующих классов
В
I тыс. до н.э. в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье образовались ранние государства с рабо- владельческой формой правления. Военно-физическое вос- питание рабовладельцев имело организованный характер. Воспитателем был опытный военноначальник. В государ- стве Великая Армения (II – I вв. до н.э.) для детей нахара- ров (рабовладельцев) создавали школы, в которых основное место отводилось военно-физическому воспитанию. Детей обучали стрельбе из лука, верховой езде, развивали силу и ловкость.
В городах северного Причерноморья (в V – VI вв. до н.э.) существовали палестры и гимнасии, в которых молодые рабовладельцы получали военно-физическое воспитание.
86
В Киевском феодальном государстве начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были выходцы из народа, владевшие искусством воспитания. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народ- ные
формы физического воспитания. В юном и зрелом воз- расте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дру- жине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (тур- нир, состязание), военных играх и потехах.
О наличии стройной системы воспитания феодальной знати Грузии можно судить по замечательному литератур- ному памятнику Шота Руставелли «Витязь в тигровой шку- ре» (X в.). Поэт воспел образ грузинского витязя, преданно- го своему царю и в совершенстве владеющего оружием. Герой обладает мужеством и смелостью, любит свою роди- ну, наделен исключительной физической и духовной силой. В поисках славы он участвует в боях, охоте, в играх и раз- влечениях, проявляя доблесть, находчивость и справедли- вость.
Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма
Рост и укрепление феодальной государственности, раз- витие земледелия, ремесел