ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 690
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физического образования
Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) родился и полу- чил образование в Петербурге. Свою научную и педагоги- ческую деятельность начал после окончания С.-Петербур- гской медико-хирургической академии, где он и остался работать, в 1865 г. защитил диссертацию на степень докто- ра медицины, а в 1868 г. стал доктором хирургии. В этом же году П.Ф. Лесгафт начинает работать в Казанском уни- верситете, но за критику реакционной части профессуры был уволен без права преподавания. Возвратясь в С.-Петер- бург начинает работать врачом в частной гимназии, где очень тщательно и с большим интересом изучает практиче- ский опыт гимнастических занятий. Свои знания в области анатомии и физиологии кладет в основу научной теории физического воспитания. В 1874 г. опубликовал первую работу «Основы естественной гимнастики», которая при- влекла
внимание общественности и заинтересовала военное ведомство. Ему вновь разрешают педагогическую деятель- ность и он создает систему физической подготовки для учащихся военной гимназии. Лесгафт в течение двух лет изучал системы физического воспитания в западных стра- нах.
104
Свои выводы относительно физического воспитания в школе П.Ф. Лесгафт изложил в работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Приведем основные положения его теории.
1. Системы физического воспитания подчинены зако- номерностям физиологии. Параллельно с развитием физио- логии постоянно нужно пересматривать и развивать физи- ческие упражнения.
2. Физическое воспитание является необходимым сред- ством формирования гармонично развитого человека. Только гармонично развитый человек способен во всех об- ластях жизни на оптимальную производительность с наи- более экономичным использованием энергии и в наиболее короткий срок.
3. Гармоничное развитие основывается на единстве фи- зических и ду
ховных сил человека и происходит при веду- щей роли сознания.
4. Обучение физическому воспитанию по существу яв- ляется частичной передачей учебного материала, накоп- ленного в ходе истории.
5. Нормального физического развития можно достичь только при научно обоснованной системе физического об- разования.
6. Учебный материал из системы физического образова- ния охватывает только виды движений, легко усваиваемые в школьном возрасте, такие, как ходьба, бег, прыжки, мета- ние, борьба, вольные упражнения, игры и туризм.
7. Физическое воспитание осуществляется в соответст- вии с общепедагогическими принципами, поэтому в ходе обучения большое внимание следует обращать на посте- пенность, последовательность, возрастные особенности че- ловека и принципы очередности.
П.Ф. Лесгафт отрицал пользу спортивных соревнований и упражнений на снарядах, принижал значение показатель- ных выступлений. Несмотря на эти недостатки, разработал
105
многие положения, которые имеют
решающее значение в теории физического воспитания.
Классификация физических упражнений состояла из че-
тырех разделов.
1. Простые упражнения (движения головой, туловищем,
конечностями).
2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метанием деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазание).
3. Упражнения с изучением пространственных и вре- менных отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыжки на расстояние).
4. Систематические упражнения в виде сложных дейст- вий (игры сложные и простые, плавание, бег на коньках и лыжах, фехтование, походы и экскурсии).
В педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта важное место занимала подготовка кадров физического воспита- ния. В 1877 – 1882 гг. он создает и возглавляет учебно-гим- настические курсы руководителей физической подготовки военных учебных заведений и армий. В 1896 г. по образцу этих курсов – Высшие курсы воспитательниц и руководи- телей физического образования. На базе
этих курсов в
1918 г. был открыт институт физического образования име-
ни П.Ф. Лесгафта.
Физическое воспитание в учебных заведениях
В ходе школьной реформы 60 – 70-х гг. были приняты новые положения и уставы о народных училищах, гимнази- ях и университетах. Эти реформы в очень малой степени коснулись постановки физического воспитания в учебных заведениях.
В 1862 г. кадетские корпуса были реорганизованы в во- енные гимназии, в них был расширена программа изучае- мых предметов, приглашены лучшие педагоги, а также гим-
106
назии отличались хорошей постановкой физического вос-
питания.
В начале 80-х гг. гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса и гимнастика в них стала дополнитель- ным средством военной муштры и издевательства над каде- тами.
С 1872 г. гимнастика стала обязательным предметом в реальных училищах.
В 1873 г.
Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) родился и полу- чил образование в Петербурге. Свою научную и педагоги- ческую деятельность начал после окончания С.-Петербур- гской медико-хирургической академии, где он и остался работать, в 1865 г. защитил диссертацию на степень докто- ра медицины, а в 1868 г. стал доктором хирургии. В этом же году П.Ф. Лесгафт начинает работать в Казанском уни- верситете, но за критику реакционной части профессуры был уволен без права преподавания. Возвратясь в С.-Петер- бург начинает работать врачом в частной гимназии, где очень тщательно и с большим интересом изучает практиче- ский опыт гимнастических занятий. Свои знания в области анатомии и физиологии кладет в основу научной теории физического воспитания. В 1874 г. опубликовал первую работу «Основы естественной гимнастики», которая при- влекла
внимание общественности и заинтересовала военное ведомство. Ему вновь разрешают педагогическую деятель- ность и он создает систему физической подготовки для учащихся военной гимназии. Лесгафт в течение двух лет изучал системы физического воспитания в западных стра- нах.
104
Свои выводы относительно физического воспитания в школе П.Ф. Лесгафт изложил в работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Приведем основные положения его теории.
1. Системы физического воспитания подчинены зако- номерностям физиологии. Параллельно с развитием физио- логии постоянно нужно пересматривать и развивать физи- ческие упражнения.
2. Физическое воспитание является необходимым сред- ством формирования гармонично развитого человека. Только гармонично развитый человек способен во всех об- ластях жизни на оптимальную производительность с наи- более экономичным использованием энергии и в наиболее короткий срок.
3. Гармоничное развитие основывается на единстве фи- зических и ду
ховных сил человека и происходит при веду- щей роли сознания.
4. Обучение физическому воспитанию по существу яв- ляется частичной передачей учебного материала, накоп- ленного в ходе истории.
5. Нормального физического развития можно достичь только при научно обоснованной системе физического об- разования.
6. Учебный материал из системы физического образова- ния охватывает только виды движений, легко усваиваемые в школьном возрасте, такие, как ходьба, бег, прыжки, мета- ние, борьба, вольные упражнения, игры и туризм.
7. Физическое воспитание осуществляется в соответст- вии с общепедагогическими принципами, поэтому в ходе обучения большое внимание следует обращать на посте- пенность, последовательность, возрастные особенности че- ловека и принципы очередности.
П.Ф. Лесгафт отрицал пользу спортивных соревнований и упражнений на снарядах, принижал значение показатель- ных выступлений. Несмотря на эти недостатки, разработал
105
многие положения, которые имеют
решающее значение в теории физического воспитания.
Классификация физических упражнений состояла из че-
тырех разделов.
1. Простые упражнения (движения головой, туловищем,
конечностями).
2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метанием деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазание).
3. Упражнения с изучением пространственных и вре- менных отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыжки на расстояние).
4. Систематические упражнения в виде сложных дейст- вий (игры сложные и простые, плавание, бег на коньках и лыжах, фехтование, походы и экскурсии).
В педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта важное место занимала подготовка кадров физического воспита- ния. В 1877 – 1882 гг. он создает и возглавляет учебно-гим- настические курсы руководителей физической подготовки военных учебных заведений и армий. В 1896 г. по образцу этих курсов – Высшие курсы воспитательниц и руководи- телей физического образования. На базе
этих курсов в
1918 г. был открыт институт физического образования име-
ни П.Ф. Лесгафта.
Физическое воспитание в учебных заведениях
В ходе школьной реформы 60 – 70-х гг. были приняты новые положения и уставы о народных училищах, гимнази- ях и университетах. Эти реформы в очень малой степени коснулись постановки физического воспитания в учебных заведениях.
В 1862 г. кадетские корпуса были реорганизованы в во- енные гимназии, в них был расширена программа изучае- мых предметов, приглашены лучшие педагоги, а также гим-
106
назии отличались хорошей постановкой физического вос-
питания.
В начале 80-х гг. гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса и гимнастика в них стала дополнитель- ным средством военной муштры и издевательства над каде- тами.
С 1872 г. гимнастика стала обязательным предметом в реальных училищах.
В 1873 г.