ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 694

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- ных домов, так как дворянство было равнодушно к интере- сам малоимущих классов населения.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) призна- вал, что особое значение для сохранения здоровья и физи- ческого развития имеет движение. Он планировал поднять вопрос о государственных мероприятиях по развитию фи- зического воспитания в России, а одну из статей собирался назвать «Олимпийские игры».

Возможно, под влиянием идей М.И. Ломоносова Екате- рина II учредила в 1766 г. «Петербургские олимпийские игры» – праздник, в программе которого, помимо аттрак- ционов и разнообразных развлечений, были состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вруча- ли золотые медали с подписью «С Алфеевых на Невские берега». Образец такой медали хранится среди экспонатов Эрмитажа.

Академик А.П. Протасов в 1765 г. выступил с доклада- ми о «Физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья
», где утверждал, что
99


физические упражнения являются средством сохранения здоровья, укрепления организма, закаливания.

Решительно выступал против дворянской системы вос- питания того времени великий русский просветитель и фи- лософ Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). Он считал, что она рассчитана на подготовку «высокомерных щеголей», а главным, по его мнению, должно быть воспи- тание «истинных сынов отечества, активных борцов за сча- стье народа». Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому А.Н. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания он считал закаливание, естественные упражнения, широко применяе- мые в народном быту, физический труд. В своем знамени- том произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев пишет: «Прежде всего, необходимо закалять фи- зическими упражнениями свое тело. Не надо огорчаться, если юноша не получил «светского» воспитания, но

«вспомните, что вы

бегаете быстро, что плаваете не утом- ляясь, что подымаете тяжести без натуги, что умеете водить соху, вскопать гряду, владеете косою и топором, стругом и долотом, умеете ездить верхом, стрелять». То есть все ука- занные автором навыки он считает гораздо более полезны- ми, чем «светское» воспитание. На страницах повести отве- дено место рекомендациям и по физическому воспитанию девушек.

Взгляды А.Н. Радищева на физическое воспитание вы- текали из его философского понимания человека как суще- ства социального. Поэтому он считал, что оно должно но- сить общественный характер и одним из первых в России провозглашал идею государственной организации системы воспитания для детей всех сословий, а не только дворян.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848), Алек- сандр Иванович Герцен (1812 – 1870) критиковали офици- альную педагогику, считали, что в содержание
воспитания

100


в равной степени должны входить умственное, нравствен-

ное, эстетическое и физическое развитие.
7. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ

СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ДО НАЧАЛА XX в.
В начале второй половины XIX в. феодально-крепос- тная система России переживала глубокий кризис. Пораже- ние царской России в Крымской войне (1853 – 1855) осо- бенно ярко показало всю отсталость крепостной системы. Правительство провело ряд реформ: было отменено крепо- стное право (1861), проведена земская (1864), военная (1874) и школьная (1860 – 1880) реформы.
Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания
Начиная с 1850 1860 годов проблемы физического воспитания как части общего образования и гармоническо- го развития личности поднимались в философской, педаго- гической и научной литературе.

Значительный вклад в основу науки о физическом вос- питании своими трудами внесли Николай Гаврилович Чер- нышевский (1828 – 1889) и Николай