Файл: Методические рекомендации по обучению детей на дому по учебным программам общеобразовательной школы.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 440
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
128
Таблица 3 (Продолжение)
Журналдың жүргізілуі туралы ескертулер
Замечания по ведению журнала
Күні, айы | Тексерушінің ескертулері | Орындалу белгілері |
| мен ұсыныстары | |
| Замечания и предложения | |
Число | проверяющих | Отметка |
и месяц | | о выполнении |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Үйден жеке тегін оқытуға арналған үлгерім журналы Үйден жеке тегін оқытуға арналған үлгерім журналы мектептің
әдістемелік кеңесінде қаралды және талқыланды. Енгізілген
түзетулерді ескере отырып, ____ жылдың «___» № _____
әдістемелік кеңес шешімімен осы құжатты _______оқу жылынан бастап қолдану ұсынылды.
Журнал успеваемости для индивидуального бесплатного
обучения на дому
Журнал успеваемости для обучения на дому рассмотрен и
обсужден на методическом совете школы. С учетом внесенных
изменений, решением методсовета № ____от «___» _______
______г. рекомендовано внедрение данной документации с
__________ учебного года.
129
1.4 Функции и обязанности участников образовательного процесса на
дому
Организация обучения ребенка на дому сложный и кропотливый процесс, который требует участия не только педагогических работников школы и родителей учащихся (или их законных представителей), но и представителей других образовательных организаций, например, территориальной ПМПК, кабинетов психолого-педагогической коррекции, специальных организаций образования, органов социальной защиты и т.п. Тем не менее, основная работа по организации обучения ребенка на дому по общеобразовательной программе осуществляется организацией образования, в частности общеобразовательной школой, куда поступает ребенок.
При поступлении в общеобразовательную школу ребенка с особыми образовательными потребностями обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных компетенций в области специального образования, в том числе и по обучению детей на дому.
Продуманное взаимодействие руководства школы и специалистов (педагога - психолога, социального педагога, специальных педагогов при их наличии) должно быть направлено на выработку и реализацию единых подходов к преодолению проблем развития и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, организацию помощи его семье, а также учителю, работающему с этими учениками на дому. При этом, основными правилами взаимодействия членов команды являются взаимное уважение, готовность к взаимопомощи со стороны всех членов команды, чёткое распределение функций в решении конкретных педагогических задач, равноправное участие всех членов команды в коррекционном и образовательном процессе, ответственность за результаты своей и общей работы.
На практике для координации учебно-воспитательной работы по обучению на дому организацией образования разрабатываются локальные акты, к примеру, «Положение об организации индивидуального бесплатного обучения на дому» (далее – Положение). Положение определяет порядок организации процесса обучения на дому, функции и обязанности участников процесса и другие условия для обучения.
Организация обучения в домашних условиях также подразумевает участие в образовательном процессе школьного психолого-педагогического консилиума, методических объединений учителей, обучающих детей на дому.
Как известно, личность учителя , его человеческие качества и отношение к ребенку являются главным фактором успешной адаптации и обучения ребенка.
Учитель приобретает у учащегося статус близкого человека,посколькуявляется иногда более предпочитаемым лицом, нежели родители и родственники. Система «ученик - учитель» становится доминирующей в жизни ребенка. Ее значение для развития личности состоит в том, что она впервые по-настоящему включает детей в отношения «ребенок - общество», так как
130
учитель воплощает в своей деятельности требования общества. Создание положительного настроя при проведении занятий крайне важно. Для этого надо суметь разделить радости и горести ребенка, заслужить его доверие.
Основной результат деятельности учителя, прежде всего это - создание ситуации успеха и ее закрепление, формирование у ученика позитивной самооценки, так как даже однажды пережитое чувство радости, успеха способно изменить ритм и стиль жизни ребенка, наполнить ее смыслом.
Учитель индивидуального обучения на дому привлекает своего ученика к участию в общешкольных мероприятиях, водит его на праздники. По собственному желанию и с согласия родителей дети могут посещать дополнительные занятия по интересам, специальные лечебно-оздоровительные занятия, принимать участие в выставках и конкурсах творческих работ учащихся школы.
Учителя-педагоги, впервые начавшие обучать ребенка на дому, приходят порой в отчаяние, так как в течение долгого времени отсутствуют видимые результаты их работы. Однако к такому ребенку следует относиться внимательно и терпеливо. Необходимо поощрять малейшее желание работать, не пропускать даже незначительного повода для похвалы, стимулировать не только интерес к учебе, но и желание все время делать лучше. Нельзя упустить из виду крупицы положительного отношения к заданию, даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить [7].
Как показывает практика, учителю-педагогу обучающего ребенка на дому часто приходится сталкиваться с множеством задач, решение которых требует определенного уровня подготовки и владения специфическими методами воспитания и обучения, в том числе и психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками работы с детьми с ограниченными возможностями.
Учителей, которые обучают детей на дому по общеобразовательной программе, также волнует количество часов по предметам, входящим в учебный план. Если ребенку, обучающемуся по общеобразовательной программе на дому, нужно будет поступать в колледж, а то и в вуз, и если у родителей нет средств, чтобы нанять репетитора, то ему трудно будет реализовать свои планы по продолжению образования. Учителя считают, что выделенные по ТУП часы на предметы недостаточны для подготовки и
поступления в профессиональные учебные заведения [8].
«Типовые штаты работников организаций начального, основного
среднего, общего среднего образования» предусматривают должность
педагога–психолога во всех организациях среднего образования.
Педагог-психолог организации начального, основного среднего и
общего среднего образования осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического и социального благополучия учащихся. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей учащихся или лиц, их заменяющих в проблемах
131
личностного и социального развития обучающихся. Определяет степень развития учащихся, диагностирует нарушения социального развития детей и подростков, проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
Основными задачами педагога–психолога в школе является: разъяснение учителям, классному руководителю, администрации школы тех или иных особенностей поведения ребенка обучающегося на дому, его причин; помощь в подборе тех или иных форм, приемов взаимодействия с ним; отслеживание динамики адаптации ребенка в социуме; раннее выявление тех или иных затруднений как у ребенка и его родителей, так и у учителя и учеников класса. Педагог–психолог на основе собственных психологических исследований совместно со специалистами школьного психолого–педагогического консилиума:
− устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;
− выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;
− определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с ребенком;
− ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой обучается ребенок;
− помогает учителю и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с родителями ребенка,
− способствует повышению психологической компетентности учителей
-
педагогов и других специалистов, а также родителей; − проводит консультирование учителей и педагогов, родителей
учащихся и т.п.
По квалификационным требованиям социальный педагог организации начального, основного среднего и общего среднего образования изучает психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
Социальный педагог осуществляет контроль за соблюдением прав любого ребенка, обучающегося в школе, в том числе и на дому, выступает посредником между обучающимися, воспитанниками, детьми и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Осуществляет комплекс мер по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся (воспитанников) в организациях образования и по месту жительства, обеспечивающих адаптацию личности к жизни в обществе.
Координирует работу по патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, имущественными и неимущественными правами детей-сирот и
132
детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, инвалидов с детства. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время.
Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с особыми образовательными потребностями в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей.
Также социальный педагог может помочь учителю, другим специалистам школы в создании комфортной и беспрепятственной среды обучения в условиях дома и семьи, поиске нужной информации о ребенке.
Практика общеобразовательных школ, реализующих инклюзивное образование подтверждает, что наличие в организации образования специальных педагогов, таких, как учитель-дефектолог, учитель-логопед значительно способствует повышению качества коррекционно-развивающего обучения. Присутствие учителя -дефектолога, логопеда, инструктора ЛФК в команде педагогов обучающих детей на дому только повышает качество предоставления образовательной услуги на дому и способствует всестороннему развитию ребенка. Они также могут проводить диагностику психических, физических и физиологических нарушений учащихся, определять их структуру
-
степень выраженности. В тесном контакте с учителями и другими специалистами осуществляют групповую и индивидуальную деятельность по коррекции, восстановлению нарушенных функций и социализации учащегося с ограниченными возможностями. Консультируют педагогических работников, родителей учащихся или лиц, их заменяющих, по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
-
обязанностям классного руководителя в организации обучения на дому относятся:
Смотрите также файлы
- Итоговый проект по литературе Мир пушкинской лирики в исследованиях В. А. Грехнёва Автор работы.docx
- Отчет по лабораторной работе 10 определение модуля упругости (модуля юнга) по деформации изгиба.docx
- Реферат по дисциплине Психология Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.docx