Файл: Методические рекомендации по обучению детей на дому по учебным программам общеобразовательной школы.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
− согласование с учителями, обучающими ребенка, родителями (законными представителями) расписания занятий;
− обеспечение контакта с обучающимися и их родителями;
− своевременное информирование родителей (законных представителей) обо всех изменениях в образовательном процессе;
− своевременное информирование администрации, контроль за ведением журнала и табеля об успеваемости;
− школы о проблемах, имеющих последствия для образовательного процесса.
Руководство школы решает следующие вопросы:
− подготовка локальных актов, таких, как положение об индивидуальном бесплатном обучении на дому, индивидуальные рабочие учебные планы, индивидуальные рабочие учебные программы и т.д. на основе имеющихся нормативных и правовых актов в области образования;
− контроль выполнения учебных планов и программ, методики индивидуального обучения, аттестации обучающихся, оформления и ведения документации не реже одного раза в четверть, полугодие;
133
− контроль своевременности проведения занятий на дому, ведения журнала учета обучения детей на дому;
− своевременный подбор учителей и специалистов для обеспечения учебно-воспитательного процесса на дому;
− своевременное принятие решения по проблемным вопросам в организации обучения на дому.
Обучение ребенка на дому – это многоаспектный процесс, огромное значение для которого имеют психологическая атмосфера в семье, желание родителей сотрудничать с педагогом. Воспитательная роль семьи особенно велика, так как возможности контактов этой группы детей весьма ограничены. Для включения членов семьи в процесс обучения и реабилитации детей им необходимо оказывать помощь в повышении их психолого-педагогической компетентности. Педагог, посещая семью, должен уметь оценить тип воспитания, господствующий в ней. Специалисты в области семейной психологии и педагогики выделяют следующие типы семейного воспитания
[9]:
− потворствующая гиперпротекция, когда ребенок находится в центре внимания семьи. Члены семьи стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Чрезмерной заботой родители сковывают инициативу ребенка. При этом они радуются малейшему его достижению, успеху. И сам ребенок начинает высоко себя оценивать. У него возникают повышенные притязания на внимание взрослых, их одобрение. Также результат повышенного внимания ведет к завышенной самооценке ребенка, которая в дальнейшем, в условиях социального взаимодействия, не подтверждается. Такое изменение отношения к себе ребенок невсегда может оценить правильно и отвечает на новую ситуацию агрессией или апатией, отказом что-либо делать или невротическими реакциями;
− доминирующая гиперпротекция, когда родители отдают много сил и времени ребенку и в то же время создают ему многочисленные ограничения и запреты. В результате развиваются такие качества личности ребенка, как покорность, зависимость, отсутствие самостоятельности;
− эмоциональное отвержение, при котором родители безразличны к судьбе ребенка. Безразличие или антипатия не всегда проявляются в формах прямой жестокости, но, несомненно, разрушительны для психики ребенка, вызывая его эмоциональное недоразвитие, провоцируя агрессивность. Неприятие индивидуальности ребенка, его своеобразия и особенностей характера усугубляется общим пренебрежением родителей к таким ценностям, как взаимная детско-родительская любовь, чувство собственного достоинства ребенка. Нередко такие родители стесняются неполноценности своего ребенка, прячут его от людей, не посещают вместе с ним общественные места, что приводит к вторичному замедлению и искажению развития ребенка, делает непреодолимой пропасть между ним и социумом;
− повышенная моральная ответственность родителей проявляется в высоких требованиях к ребенку при невнимании к его эмоциональным нуждам.
134
Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не замечая его недостатков. Ситуация, когда родителей гораздо больше интересует их собственное представление о желаемом образе ребенка, чем он есть в реальной совокупности черт и качеств, приводит к появлению у ребенка невротических, тревожно-мнительных состояний;
− гипопротекция (гипоопека), когда ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Они не в состоянии правильно оценить нужды ребенка, прежде всего потребность во внимании, руководстве, защите. Таким образом, ребенок, воспитывающийся в условиях гипоопеки, не может рассчитывать на своевременную помощь и поддержку семьи, что искажает его взаимодействие с окружающим миром. Если речь идет
-
ребенке с нарушениями в развитии, то такое положение дел приводит к еще большему отставанию в развитии, появлению неадекватных реакций. При этом родители убеждены в том, что все проблемы их ребенка должна решать школа.
По мнению практиков большинство семей, воспитывающие детей с ограниченными возможностями (в т.ч. с нарушениями интеллектуального развития) характеризуются определенными признаками [7]:
− родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего их ребенка;
− поведение, результаты развития ребенка не соответствуют ожиданиям родителей, вследствие чего последние испытывают раздражение, горечь, неудовлетворенность;
− внутрисемейные отношения (отношения между мужем и женой, другими детьми) нарушаются и искажаются;
− снижается социальный статус семьи вследствие нарушения внесемейного функционирования (ограничение круга знакомых, смена привычного образа жизни, вынужденный отказ одного из членов семьи от работы);
− общественное мнение оказывает «расшатывающее» воздействие на семейную атмосферу, иной раз негативно оценивая как самого ребенка с нарушениями развития, так и усилия семьи по его воспитанию и лечению.
В то же время многие родители прилагают значительные усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своих детей. Однако они зачастую имеют весьма скудные знания о возможных методах эффективного обучения, иной раз не понимают психо-физиологического состояния своего ребенка, не знают, как ему помочь, как подготовить его к периоду взрослости. Поэтому параллельно с обучением ребенка педагог обучает и его родителей коррекционным приемам, рассказывает об особенностях развития, обращает внимание на малейшие успехи своего ученика. Во избежание психотравмирующих ситуаций необходимо относиться к родителям в высшей мере деликатно и бережно, стараясь со своей стороны упрочить согласие в семье. Именно «теплое» общение способствует нормальному
135
психологическому климату в семье, а любые неадекватные состояния родителей обязательно отражаются на поведении детей.
Практики отмечают, чтобы включиться в процесс воспитания и обучения на дому родителям и родным ребенка требуются квалифицированные консультации дефектолога, логопеда, инструктора ЛФК и психолога. Логопед может показать игровые упражнения на дыхание , развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата; инструктор ЛФК – как разрабатывать суставы, укреплять мышцы, научить правильно стоять, сидеть, приемам лечебного массажа и адаптивной физкультуры, которые родители смогут использовать в домашних условиях. К примеру, практик-логопед, знакомивший родителей с техникой самомассажа губ и языка, считает, что успехи ребенка в освоении речи во многом зависят от того, насколько родные включатся в образовательный процесс, почувствуют себя полноправными членами школьной команды. Специалист лишь ставит звук, но его нужно закреплять. Если мама проявляет терпение и находит время для занятий, ребенок, возвращаясь в учебу после каникул, не забывает о своем прогрессе и педагогу нет надобности начинать все с нуля.
-
целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей по различным вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями также рекомендуется проведение
тематических лекторий для родителей, например: «Роль родителей в формировании здорового образа жизни», «Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка», «Роль родителей в обучении и воспитании ребенка, обучающегося на дому», «Развитие речи и организация свободного времени ребенка», «Основы безопасности и жизнедеятельности ребенка» и др.
1.5 Особенности организации обучения на дому
Ученые, социальные педагоги, детские психологи, учителя-предметники, обучающие детей на дому утверждают, что длительное обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от социума, депривации, формированию
-
ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими людьми [10,11].
Социализация детей с ограниченными возможностями далеко не всегда успешна в связи с трудностью выработки у них навыков межличностного общения, малой продуктивностью такого общения, неадекватной самооценкой. Если ребенок обучается на дому, то, лишенный общества сверстников, он имеет гораздо менее благоприятные условия для овладения социально значимыми знаниями, умениями, качествами. «… Мы видим, насколько даже у них, детей-инвалидов с надомной формой обучения, сильна познавательная потребность, как для них важно быть в ситуации класса, урока, хоть иногда, хоть раз в неделю, как они это ценят. Сама ситуация учения вместе с другими детьми, когда перед ними заинтересованный в них взрослый, обладает огромным
терапевтическимпотенциалом…»признаютсяпедагоги-учителя
136
общеобразовательных школ, которые работают с детьми, обучающимися на дому [10]. Разделяют мнения педагогов и родители детей, обучающихся на дому, они озабочены тем, что если занятия проводить сугубо на дому, то это может привести к нежелательным последствиям, спровоцировав социальную инвалидность детей. Родители говорят, что «школа дает нам всё - навыки общения, норм поведения, обязательств, режима и т.п. Мы, родители детей-инвалидов, обучающихся на дому, просим разрешить нам посещать школу хоть иногда!!!». Исследование ученых Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга (Санкт-Петербург) изучивших отношения детей
-
подростков с церебральным параличом к себе и окружающим при дистанционном надомном обучении показали, что у детей, получивших необходимого и достаточного количества контактов с окружающими людьми, преобладает положительное отношение к школе и к классу. В Таблице 4 представлены результаты эмпирического исследования по методике «Завершение предложения» [11]:
Таблица 4.Примеры высказываний. Шкала «Отношение к ровесникам» и «Отношение
-
учителям и школе» в основной (ОГ 1) и контрольной (КГ 1) группах детей младшего школьного возраста
Исследуемые | ОГ1 | КГ1 | |
группы | | | |
| Высказывания | младших школьников | |
| Бываемсредидетейвшколеинахоре. | Дети,скоторымияиграю,иногда | |
Отношение | Бываемсредидетейвсанатории.Дет | приходятвгости.Бываемсреди | |
и,скоторымияиграюдобрые.Дети,с | детейвбольницеилисанатории. | |
-
ровесникамкоторымияиграю,тожеучатсясомн Дети,скоторымияиграю,плохо ойнадистанционке.Моидрузьяменя разговаривают,трудносними.
частоспрашиваютпотелефону. Моидрузьянехотятбытьсомной, Моидрузьяменячастождутвшколе. непонимают.Моидрузьябудут Бываемсредидетейсмамойредко. заводиться,когдаявернусьв школу.
| Моя учительница хвалит меня. | Мояучительницачастонеходиткомн |
| Еслибынебылошколы,яненаучилас | е. |
| ьчитатьисчитать.Когдаядумаюошк | Мояучительницадобрая,хочет,чтоб |
| оле,хочутудаехать. | ыниктонерасстраивалсяиз- |
Отношение | Когдаядумаюошколе,хочутудаско | заоценок.Мояучительницаучитменя |
кучителями | реевернуться.Когдаядумаюо | дома.Еслибынебылошколы,никтоко |
школе | школе,волнуюсь,придетмойдруг | мненеприходил. |
| илиопятьзаболеет.Мояучительниц | Еслибынебылошколы,ябырадовался |
| ахорошоучитменя. | . Когдаядумаюошколе,мнестрашно |
| Мояучительницахочет,чтобыяходи | тудаидти.Когдадумаюошколе,тонез |
| лнаурокисдругими ребятами. | наю,чтотамделают.Когдаядумаюо |
| | школе,знаю,чтотаммногоразных |
| | детей. |
Смотрите также файлы
- Итоговый проект по литературе Мир пушкинской лирики в исследованиях В. А. Грехнёва Автор работы.docx
- Отчет по лабораторной работе 10 определение модуля упругости (модуля юнга) по деформации изгиба.docx
- Реферат по дисциплине Психология Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.docx