Файл: Конфликт. Сочинительные союзы, их типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 1

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

11.03.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

СПП с придаточными образа действия и сравнения. СОР

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания

Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного.

Объяснительный диктант


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.


ФО




Середина

Выполнение СОР




ФО




Конец














Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

11.03.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

СПП с придаточными образа действия и сравнения. СОР

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания


Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного.

Объяснительный диктант


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.


ФО




Середина

Выполнение СОР




ФО




Конец















Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

18.03.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

СОЧ

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания

Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Объяснение заданий суммативного оценивания за 3 четверть

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.








Середина

Выполнение СОЧ




СО




Конец


Повторение пройденного












Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

12.03.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

СПП с придаточными образа действия, уступки, степени.

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять типы СПП, разграничивая их между собой, правильно расставлять знаки препинания


Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного.

Приложение 1

1. Вопросы: придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей?

2. Главное слово: придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным.

3. Средства связи: придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда. В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные словатот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении.
1. Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей.

2. Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием.

3. Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:

  • союзов (что, чтобы, как, будто, как будто), союза-частицы ли;

  • союзных слов (кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, когда, зачем, почему и др.).

В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова, выполняющие функцию дополнения.
1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой).

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько); б) союзов (что, чтобы). В главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой).

4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.
1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзамикак, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:
1. Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

2. Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словамигде, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения.

1. Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

2. Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзамикогда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.

Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
1. Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?

2. Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзамитак как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др.

Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза (что) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

3. Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобысоюзами-частицами только бы, лишь бы и др.
1. Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?

2. Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзамиесли, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.

В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:

Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль).
1. Вопросы: придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:

  • союзовхотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай (в значении «хотя»), пусть (в значении «хотя»), даром что (в значении «хотя») и др.;

  • союзных словкак, сколько, что, где, куда, кто и др. – с обязательной частицей ни.

Составные союзы несмотря на то что, невзирая на то что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то) отходит в главное предложение и становится указательным словом – обособленным обстоятельством уступки

1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что.

3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.

) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так чтоОн оделся такчто мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.



Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы

ФО

https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/747-235_pridatochnye_celi.html

Середина

Объяснительный диктант

Приложение 2

3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. Баратынский) 4) Поражает в Крыму одно: все самое прекрасное и величественное создано в XIX веке. (Ф. Абрамов) 5) Реки Севера имеют свой, особый запах: они пахнут древесиной, ибо по ним сплавляют лес. (Ф. Абрамов) 6) Весна нынче идет какими-то короткими перебежками: вдруг все заблестит, потеплеет, а потом снова холод, снова зима. (Ф. Абрамов) 7) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. Пелевин) 8) Прифронтовая полоса ожила: туда, к линии огня, шли и ехали войска, грузовики с боеприпасами, двигалась различная техника, оттуда везли раненых. (А. Иванов) 9) Старик в то утро проснулся рано, несмотря на то что поздно лег, и сразу понял: стоит хорошая погода

) Зайдешь в такую избушку зимой — жилым духом не пахнет. (В. Шукшин) 2) Ты лунной ночью в лес войди — не будет счета чудесам. (О. Константинова) 3) Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету. (Л. Толстой) 4) О силе стоят толкуют, а столкни сейчас в воду любого — в одну минуту пузыри пустит. (В. Шукшин) 5) Чуть свет — уж на ногах! (А. Грибоедов) 6) Хочу к нему — вы тащите с собой. (А. Грибоедов) 7) Пофилософствуй — ум вскружится. (А. Грибоедов) 8) Раскланяйся — тупеем не кивнут. (А. Грибоедов) 9) Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых — тот и жених. (А. Грибоедов) 10) Хочу забыть — забыть нельзя. (В. Брюсов) 11) Раздался крик — все высыпали во двор. 12) Послышался треск — дерево рухнуло вниз. 13) Удар — мяч летит в сетку ворот

I. 1) Было тихо, только плеск волн доносился из-за высокого борта. 2) Я вдруг почувствовал прилив сил, зрение обострилось, далекие скалы будто надвинулись на меня, я различил все подробности их крутых склонов. 3) Все та же застывшая тишина окружала меня, не чувствовалось ни малейшего колебания воздуха.




ФО




Конец


Домашнее задание упражнение











Приложение 1

Приложение 2

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Дилеммы и выбор. Синтаксис и пунктуация.

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

2.04.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

Что такое дилемма? СПП с несколькими придаточными. СПП с однородным подчинением придаточных

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять виды СПП с несколькими придаточными.

Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку

ФО




Середина

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

  • все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);

  • придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

  • между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

  1. Мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику, /1 пока тот не отъехал за перекресток, /2 пока не рассеялась поднятая им пыль, /3 пока сам он не стал клубом пыли /4 (Жуховицкий).

[   ]1, (пока – союз)2, (пока – союз)3, (пока – союз4.

Сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос – до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока. Это однородные придаточные предложения.

Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:

[   ]1
↓ 
(пока – союз)2, (пока – союз)3, (пока – союз)4

  1. Отец мой говорил мне, /1 что он не видывал таких хлебов /2 и / что нынешний год урожай отличный /3 (Аксаков).

[   гл.]1, (что – союз)2 и (что – союз)3.

Сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные дополнительные. Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил, выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос – что? Каждое придаточное связано с главным союзом что. Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и. Это однородные придаточные предложения.

Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:

[   ]1

 Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

  • все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

  • придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

  1. Когда он подъезжал к заднему двору, /1 Егорушка напряг своё зрение, /2 чтобы получше рассмотреть его /3 (Чехов).

(когда – союз)1, [   ]2, (чтобы – союз)3.

Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, /1 Егорушка напряг своё зрение /2Егорушка напряг своё зрение [зачем?], /2 чтобы получше рассмотреть его /3). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору – придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его – придаточное цели.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[             ]2
↓        ↓  
(когда – союз)1    (чтобы – союз)3

  1. Надо точно учитывать среду, /1 в которой развивается поэтическое произведение, /2 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно /3 (Маяковский).

[   сущ.]1, (в которой – союз. сл.)2, (чтобы – союз)3.

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову – среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], /1 в которой развивается поэтическое произведение, /2Надо точно учитывать среду [зачем?], /1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно /3). Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение – придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно – придаточное цели.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[сущ.              ]1
↓            ↓
(в которой – союз. сл.)2   (чтобы – союз)3       

  1. Я спросил его, /1 почему он так далеко ушёл от фанзы, /2 и сказал, /1 что беспокоился о нём /3 (Арсеньев).

[ гл., (почему – союз. сл.)2, гл.]1, (что – союз)3.

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], /1 почему он так далеко ушёл от фанзы /2Я спросил его и сказал [что?], /1 что беспокоился о нём /3). Это одинаковые типы придаточных – придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил, выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал, выраженному также глаголом. Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные).

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[гл.            гл.]1
Выполнение упражнений


Отвечают на вопросы







Конец


Домашнее задание упражнение