ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1
Поурочное планирование
Наименование организации среднего образования | ОСШ №47 имени Аль-Фараби |
Предмет | Русский язык |
Раздел | Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация |
ФИО | Нифталиева А.А |
Дата | 11.03.2021 |
Класс | 9 «Б» |
Тема урока | СПП с придаточными образа действия и сравнения. СОР |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях |
Цели урока | Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания |
Ход урока
Этапы урока | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Начало | Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного. Объяснительный диктант | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | ФО | |
Середина | Выполнение СОР | | ФО | |
Конец | | | | |
Поурочное планирование
Наименование организации среднего образования | ОСШ №47 имени Аль-Фараби |
Предмет | Русский язык |
Раздел | Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация |
ФИО | Нифталиева А.А |
Дата | 11.03.2021 |
Класс | 9 «Б» |
Тема урока | СПП с придаточными образа действия и сравнения. СОР |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях |
Цели урока | Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания |
Ход урока
Этапы урока | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Начало | Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного. Объяснительный диктант | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | ФО | |
Середина | Выполнение СОР | | ФО | |
Конец | | | | |
Поурочное планирование
Наименование организации среднего образования | ОСШ №47 имени Аль-Фараби |
Предмет | Русский язык |
Раздел | Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация |
ФИО | Нифталиева А.А |
Дата | 18.03.2021 |
Класс | 9 «Б» |
Тема урока | СОЧ |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях |
Цели урока | Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания |
Ход урока
Этапы урока | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Начало | Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Объяснение заданий суммативного оценивания за 3 четверть | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | | |
Середина | Выполнение СОЧ | | СО | |
Конец | Повторение пройденного | | | |
Поурочное планирование
Наименование организации среднего образования | ОСШ №47 имени Аль-Фараби |
Предмет | Русский язык |
Раздел | Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация |
ФИО | Нифталиева А.А |
Дата | 12.03.2021 |
Класс | 9 «Б» |
Тема урока | СПП с придаточными образа действия, уступки, степени. |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях |
Цели урока | Определять типы СПП, разграничивая их между собой, правильно расставлять знаки препинания |
Ход урока
Этапы урока | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Начало | Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного. Приложение 1 1. Вопросы: придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей? 2. Главное слово: придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным. 3. Средства связи: придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда. В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова: тот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении. 1. Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей. 2. Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием. 3. Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:
В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова, выполняющие функцию дополнения. 1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько? 2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой). 3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько); б) союзов (что, чтобы). В главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой). 4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него. 1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи. 2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др. Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени: 1. Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? 2. Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами: где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др. 3. Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения. 1. Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? 2. Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами: когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др. Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза. 1. Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? 2. Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами: так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др. Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза (что) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза. Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. 3. Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. 1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? 2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы и др. 1. Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии? 2. Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др. В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением: Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль). 1. Вопросы: придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? 2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:
Составные союзы несмотря на то что, невзирая на то что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то) отходит в главное предложение и становится указательным словом – обособленным обстоятельством уступки 1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует? 2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что. 3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения. ) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных. 2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного. Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что; Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы | ФО | https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/747-235_pridatochnye_celi.html |
Середина | Объяснительный диктант Приложение 2 3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. Баратынский) 4) Поражает в Крыму одно: все самое прекрасное и величественное создано в XIX веке. (Ф. Абрамов) 5) Реки Севера имеют свой, особый запах: они пахнут древесиной, ибо по ним сплавляют лес. (Ф. Абрамов) 6) Весна нынче идет какими-то короткими перебежками: вдруг все заблестит, потеплеет, а потом снова холод, снова зима. (Ф. Абрамов) 7) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. Пелевин) 8) Прифронтовая полоса ожила: туда, к линии огня, шли и ехали войска, грузовики с боеприпасами, двигалась различная техника, оттуда везли раненых. (А. Иванов) 9) Старик в то утро проснулся рано, несмотря на то что поздно лег, и сразу понял: стоит хорошая погода ) Зайдешь в такую избушку зимой — жилым духом не пахнет. (В. Шукшин) 2) Ты лунной ночью в лес войди — не будет счета чудесам. (О. Константинова) 3) Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету. (Л. Толстой) 4) О силе стоят толкуют, а столкни сейчас в воду любого — в одну минуту пузыри пустит. (В. Шукшин) 5) Чуть свет — уж на ногах! (А. Грибоедов) 6) Хочу к нему — вы тащите с собой. (А. Грибоедов) 7) Пофилософствуй — ум вскружится. (А. Грибоедов) 8) Раскланяйся — тупеем не кивнут. (А. Грибоедов) 9) Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых — тот и жених. (А. Грибоедов) 10) Хочу забыть — забыть нельзя. (В. Брюсов) 11) Раздался крик — все высыпали во двор. 12) Послышался треск — дерево рухнуло вниз. 13) Удар — мяч летит в сетку ворот I. 1) Было тихо, только плеск волн доносился из-за высокого борта. 2) Я вдруг почувствовал прилив сил, зрение обострилось, далекие скалы будто надвинулись на меня, я различил все подробности их крутых склонов. 3) Все та же застывшая тишина окружала меня, не чувствовалось ни малейшего колебания воздуха. | | ФО | |
Конец | Домашнее задание упражнение | | | |
Приложение 1
Приложение 2
Поурочное планирование
Наименование организации среднего образования | ОСШ №47 имени Аль-Фараби |
Предмет | Русский язык |
Раздел | Дилеммы и выбор. Синтаксис и пунктуация. |
ФИО | Нифталиева А.А |
Дата | 2.04.2021 |
Класс | 9 «Б» |
Тема урока | Что такое дилемма? СПП с несколькими придаточными. СПП с однородным подчинением придаточных |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях |
Цели урока | Определять виды СПП с несколькими придаточными. |
Ход урока
Этапы урока | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Начало | Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку | ФО | |
Середина | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:
[ ]1, (пока – союз)2, (пока – союз)3, (пока – союз4. Сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос – до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока. Это однородные придаточные предложения. Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей: [ ]1 ↓ (пока – союз)2, (пока – союз)3, (пока – союз)4
[ гл.]1, (что – союз)2 и (что – союз)3. Сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные дополнительные. Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил, выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос – что? Каждое придаточное связано с главным союзом что. Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и. Это однородные придаточные предложения. Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей: [ ]1 Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.
(когда – союз)1, [ ]2, (чтобы – союз)3. Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, /1 Егорушка напряг своё зрение /2; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], /2 чтобы получше рассмотреть его /3). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору – придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его – придаточное цели. Вертикальная схема предложения будет следующей: [ ]2 ↓ ↓ (когда – союз)1 (чтобы – союз)3
[ сущ.]1, (в которой – союз. сл.)2, (чтобы – союз)3. Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову – среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], /1 в которой развивается поэтическое произведение, /2; Надо точно учитывать среду [зачем?], /1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно /3). Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение – придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно – придаточное цели. Вертикальная схема предложения будет следующей: [сущ. ]1 ↓ ↓ (в которой – союз. сл.)2 (чтобы – союз)3
[ гл., (почему – союз. сл.)2, гл.]1, (что – союз)3. Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], /1 почему он так далеко ушёл от фанзы /2; Я спросил его и сказал [что?], /1 что беспокоился о нём /3). Это одинаковые типы придаточных – придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил, выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал, выраженному также глаголом. Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные). Вертикальная схема предложения будет следующей: [гл. гл.]1 Выполнение упражнений | Отвечают на вопросы | | |
Конец | Домашнее задание упражнение | | | |