ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока
Этапы урока | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Начало | Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного. Объяснительный диктант | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Пишут под диктовку, расставляют знаки препинания | ФО | |
Середина | Теоретическая часть урока. Знакомство с новой темой Работа по учебнику стр.161 Придаточные условия2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению 1. Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии? 2. Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др. В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др. В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением: Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль). 3. Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением. Примеры:
(если – союз), [ ].
(коли – союз), [ ].
[ ], (когда – союз).
(как – союз), [так и ]. Упражнение 251 А | | | |
Конец | Домашнее задание упражнение 252 | | | |
Приложение 1
Поурочное планирование
Наименование организации среднего образования | ОСШ №47 имени Аль-Фараби |
Предмет | Русский язык |
Раздел | Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация |
ФИО | Нифталиева А.А |
Дата | 4.03.2021 |
Класс | 9 «Б» |
Тема урока | СПП с придаточными места и цели |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях |
Цели урока | Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания |
Ход урока
Этапы урока | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Начало | Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного. Объяснительный диктант | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Пишут под диктовку, расставляют знаки препинания | ФО | |
Середина | Теоретическая часть урока. Знакомство с новой темой Работа по учебнику стр.164 Придаточные места 2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению 1. Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? 2. Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами: где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др. 3. Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения. Примеры:
[ указ. слово], (где – союз. слово).
(куда – союз. слово), [указ. слово ].
[ указ. слово], (откуда – союз. слово). Обратите внимание! 1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова. 2) Эти союзные слова (где, куда, откуда) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении. Ср.: Он едет туда [куда?], где никто не бывал – придаточное места; Он приехал в тот город [какой?], где никогда не бывал – придаточное определительное; Я не знаю [чего?], где буду ночевать – придаточное изъяснительное. Придаточные цели2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? 2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы и др. Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза. Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. 3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. Примеры:
[указ. сл., (чтобы – союз), ].
[ ], (дабы – союз).
[ ], (с тем чтобы – союз). Упражнение 257 | Знакомятся с теоретическим материалом, работают у доски и самостоятельно | ФО | https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/747-235_pridatochnye_celi.html |
Конец | Домашнее задание упражнение 258 А | | | |
Приложение
Поурочное планирование
Наименование организации среднего образования | ОСШ №47 имени Аль-Фараби |
Предмет | Русский язык |
Раздел | Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация |
ФИО | Нифталиева А.А |
Дата | 5.03.2021 |
Класс | 9 «Б» |
Тема урока | СПП с придаточными образа действия и сравнения |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях |
Цели урока | Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания |
Ход урока
Этапы урока | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Начало | Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного. Объяснительный диктант | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Пишут под диктовку, расставляют знаки препинания | ФО | |
Середина | Теоретическая часть урока. Знакомство с новой темой Работа по учебнику стр.170 Придаточные образа действия и степени 2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении 1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько? 2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой). 3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько); б) союзов (что, чтобы). В главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой). 4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него. Примеры:
[сущ. + указ. сл.], (что – союз).
[гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).
[кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово). Обратите внимание! 1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др. Она такая красивая, что просто дух захватывает (Гольцов). 2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что – значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах); союз чтобы – целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением. Придаточные сравнительные2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи. 2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др. Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени: Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов). Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени. Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели: В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов). Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой, местоимённое наречие иначе: Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский). Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений. Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением: Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (Пушкин). 3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. Примеры:
[ ], (как – союз).
[ , (как будто – союз), ].
(чем ), [тем ]. Обратите внимание! 1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как?. В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего – указательное слово так. Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном – союзом. 2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) – опущено сказуемое ходят. Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено. Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу. Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот. Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную (М. Горький). 3) Средства связи чем, чем... тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!). Упражнение 266 А | Знакомятся с теоретическим материалом, работают у доски и самостоятельно | ФО | https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/747-235_pridatochnye_celi.html |
Конец | Домашнее задание упражнение 273 А | | | |