Файл: Конфликт. Сочинительные союзы, их типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного.

Объяснительный диктант

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Пишут под диктовку, расставляют знаки препинания

ФО




Середина

Теоретическая часть урока. Знакомство с новой темой

Работа по учебнику стр.161

Придаточные условия


2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

 

1. Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?

2. Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзамиесли, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.

В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др.

В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:

Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль).

3. Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.

Примеры:

  1. [При каком условии?] Если бы на отмели был песокможно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).

(если – союз), [   ].

  1. [При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).

(коли – союз), [   ].

  1. Не на пользу книги читать [при каком условии?], когда только вершки с них хватать (пословица).

[   ], (когда – союз).

  1. [При каком условии?] Как душа чернатак и мылом не смоешь (пословица).

(как – союз), [так и   ].


Упражнение 251 А










Конец


Домашнее задание упражнение 252











Приложение 1

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

4.03.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

СПП с придаточными места и цели

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания


Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного.

Объяснительный диктант

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Пишут под диктовку, расставляют знаки препинания

ФО




Середина

Теоретическая часть урока. Знакомство с новой темой

Работа по учебнику стр.164

Придаточные места

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

 

1. Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

2. Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словамигде, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения.

Примеры:

  1. Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой).

[   указ. слово], (где – союз. слово).

  1. [Куда?] Куда иголка, туда и нитка (пословица).

(куда – союз. слово), [указ. слово   ].

  1. Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).

[   указ. слово], (откуда – союз. слово).

Обратите внимание!

1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова.

2) Эти союзные слова (где, куда, откуда) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.

Ср.: Он едет туда [куда?], где никто не бывал – придаточное места; Он приехал в тот город [какой?], где никогда не бывал – придаточное определительное; Я не знаю [чего?], где буду ночевать – придаточное изъяснительное.

 Придаточные цели

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению


 

1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобысоюзами-частицами только бы, лишь бы и др.

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Примеры:

  1. Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлить течение своей души (Солоухин).

[указ. сл., (чтобы – союз),   ].

  1. Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения (Пушкин).

[   ], (дабы – союз).

  1. Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобы к утру подтянуть резервы (Шолохов).

[   ], (с тем чтобы – союз).

Упражнение 257

Знакомятся с теоретическим материалом, работают у доски и самостоятельно

ФО

https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/747-235_pridatochnye_celi.html

Конец


Домашнее задание упражнение 258 А











Приложение

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

5.03.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

СПП с придаточными образа действия и сравнения

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания


Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного.

Объяснительный диктант


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Пишут под диктовку, расставляют знаки препинания

ФО




Середина

Теоретическая часть урока. Знакомство с новой темой

Работа по учебнику стр.170

Придаточные образа действия и степени

2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

 

1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой).

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько); б) союзов (что, чтобы). В главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой).

4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.

Примеры:

  1. Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).

[сущ. + указ. сл.], (что – союз).

  1. С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).

[гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).

  1. Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).

[кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).

Обратите внимание!

1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.

Она такая красивая, что просто дух захватывает (Гольцов).

2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что – значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах); союз чтобы – целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.

Придаточные сравнительные

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению


 

1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзамикак, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели:

В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов).

Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой, местоимённое наречие иначе:

Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский).

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением:

Чем меньше женщину мы любимтем легче нравимся мы ей (Пушкин).

3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Примеры:

  1. Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).

[   ], (как – союз).

  1. С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

[   , (как будто – союз),   ].

  1. Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).

(чем   ), [тем   ].

Обратите внимание!

1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как?. В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего – указательное слово так. Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном – союзом.

2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.

Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) – опущено сказуемое ходят.

Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу.

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную (М. Горький).

3) Средства связи чем, чем... тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!).

Упражнение 266 А

Знакомятся с теоретическим материалом, работают у доски и самостоятельно

ФО

https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/747-235_pridatochnye_celi.html

Конец


Домашнее задание упражнение 273 А