Файл: Конфликт. Сочинительные союзы, их типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение1

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

18.02.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

БСП со значение времени, условия, следствия



Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять БСП со значением условия, времени, следствия от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы

ФО




Середина

Объяснительный диктант

Смелые побеждают – трусливые погибают (СБП; отношения противительные, между частями можно вставить союз а).

34. Не было никакой возможности уйти незаметно /1 – он вышел открыто. (1 и 2 – СБП; второе предложение содержит следствие, результат, вывод; между частями можно вставить наречие поэтому. Внутри второго предложения находится придаточное с союзом будто, которое с двух сторон выделяется запятыми).

35. Победим – каменный дом построишь (отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если).

36. Пройдёт молодец /1 – приосанится /2, пройдёт девица /3 – пригорюнится /4, а пройдут гусляры /5 – споют песенку /6 (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 – СБП, отношения условные, перед частями 1, 3, 5 можно вставить союз если; группы 1 и 2, 3 и 4 между собой связаны отношениями перечисления; группа 5 и 6 связаны с группой 3 и 4 противительным союзом а – ССП).

37. Пропади ты совсем – плакать о тебе мы не будем (СБП, отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если).

38. Посмотрит – рублём подарит (СБП; отношения сравнительные, между частями можно вставить союз словно).

39. Он всегда любил поболтать – это было мне отлично известно (СБП; второе предложение имеет значение присоединения, содержит местоимение это).

40. Они расстанутся /1, они уже расстались /2 – эта мысль ошеломила обоих (СБП; 1 и 2 – отношения перечисления; предложение 3 имеет значение присоединения и содержит местоимение эта).


Работают у доски и самостоятельно

ФО




Конец


Домашнее задание упражнение











Приложение 1

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

19.02.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

БСП со значение времени, условия, следствия



Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять БСП со значением условия, времени, следствия от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы

ФО




Середина

Диктант с грамматическим заданием

Контрольный диктант по теме: "БСП" 9 класс

(1) Обида – это такой маленький зверёк. (2) С виду он совсем безобидный. (3) Будешь правильно с ним обращаться - вреда он тебе не принесёт. (4) Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. (5) А будешь пытаться завладеть обидой, сделать её своей – всё кончится плачевно…

(6) Зверёк этот очень маленький и юркий, он очень быстро может проникнуть в тело человека. (7) Человек это сразу почувствует: ему станет обидно. (8) Это зверёк кричит человеку: «Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу наружу!»

(9) Но многие люди, разучившись понимать себя и друг друга, также разучились понимать языки тварей земных: они ни за что не хотят её отпускать. (10) Они носятся с ней, как с писаной торбой, постоянно думают о ней, заботятся… (11) А обиде всё равно не нравится в человеке. (12) Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… (13) Такой вот непутёвый зверёк. (14) Да и человек тоже непутёвый… (15) Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду… (16) А зверёк-то голодный, кушать ему хочется… (17) Вот и начинает он потихоньку есть человека изнутри… (18) И человек, не понимая истинной причины, чувствует это: то там заболит, то здесь… (19) Но не выпускает человек из себя обиду: привык он к ней… (20) Слабеет человек, болеть начинает, а зверюга внутри всё толстеет…

(21) И невдомёк человеку, что надо только одно: взять и отпустить обиду! (22) Пусть себе живёт в своё удовольствие! (23) И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся.

(24) Обида – это такой маленький зверёк…(25) Если вдруг поймаешь ненароком, отпусти её, пусть себе бежит!

Грамматическое задание:

1. Выполните синтаксический разбор предложения 2, 9, выпишите словосочетания с разными видами связи и разберите их. (задание в тетради) \Задания на бланке

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему люди не ходят отпускать обиду?"

1. Разучились понимать себя и друг друга.

2. Постоянно думают о ней

3. Люди непутевые, зверек тоже.

4. Стремятся одомашнить и приручить зверька.

3.Укажите номер предложения, в котором средством речевой выразительности является фразеологизм?

4. Из предложений 10-15 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от рядом стоящего согласного.

5. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к прошедшему времени

6. Замените слово ненароком из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним


Пишут под диктовку

ФО




Конец


Домашнее задание повторить правила











7. Замените словосочетание чувствует не понимая (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

8. Выпишите грамматическую основу предложения 22

9. Среди предложений 13-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

«Всемирная связь в 21 веке. Морфология и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

25.02.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

СПП с придаточными времени, причины, следствия

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания


Ход урока

Этапы урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало


Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку

Опрос пройденного

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку

Отвечают на вопросы

ФО




Середина

Знакомство с новой темой. Работа по учебнику, теоретический материал (стр.152, 154,156)

Придаточные времени


  • 2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

 

1. Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

2. Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзамикогда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.

Ср.:

  1. [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошёл душой (Копяева).

(после того как – союз), [   ].

  1. И даже после того [когда?], как стихи были напечатаныон снова и снова возвращается к ним (Чуковский).

[указ. сл., (как – союз),   ].

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Примеры:

  1. [Когда?] Когда я был моложея не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).

(когда – союз), [   ].

  1. Песни, сказки, былины будут читать [до каких пор?], пока будет русский народ (Л. Толстой).

[   ], (пока – союз).
Придаточные причины

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

 

1. Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?

2. Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзамитак как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др.

Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Примеры:

  1. В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий (Белинский).

[   ], (потому что – союз).

  1. [Почему?] Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло, как в операционной (Полевой).

(оттого что – союз), [   ].

  1. Бомбы падают в воду, в песок, в болото потому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар).

[указ. сл.], (что – союз).

  1. Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой).

[указ. сл., (что – союз),   ].

Придаточные следствия. План разбора сложноподчинённого предложения

2.3. Сложноподчинённое предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

 

1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что.

3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.

Пример:

Снег становился всё белее и ярче, так что ломило глаза, глядя на него (Л. Толстой).

[   ], (так что – союз).

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так чтоОн оделся такчто мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.

Примечание. В ряде пособий выделяются также придаточные присоединительные:

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

Например:

  1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

  2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

  3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

Упражнение 237 А




ФО

Учебник, лицей.ру

Конец


Домашнее задание упражнение240 А











Приложение 1

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования

ОСШ №47 имени Аль-Фараби

Предмет

Русский язык

Раздел

Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация

ФИО

Нифталиева А.А

Дата

26.02.2021

Класс

9 «Б»

Тема урока

СПП с придаточными условия, места, цели

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение;

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях


Цели урока

Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания