ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Искусство

В ЖИЗНИ

человека

Поурочные

разработки

ПРОСВЕЩЕНИЕ

«) 1 I П Н С I и



УДК 372.8:73/76 ББК 74.268.51 У71

Авторы: Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина,

Т. С. Горбачевская

Руководитель проекта — народный художник Рос­сии, академик РАО и РАХ Б. М. Неменский

Уроки изобразительного искусства. Искусство в жиз- У71 ни человека. Поурочные разработки. 6 класс / [Л. А. Не­менская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачев­ская]; под ред. Б. М. Неменского. — М. : Просвещение, 2012. — 159 с. : — ISBN 978-5-09-028335-9.

Книга создана в соответствии с требованиями Федерального госу­дарственного образовательного стандарта основного общего образо­вания и рабочей программой «Изобразительное искусство. 5—9 клас­сы», которая разработана под руководством Б. М. Неменского.

Вместе с учебником (Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс») данная книга составляет единый учебно-методический комплект.

Книга содержит поурочные разработки и рассматривает тему каждого урока. Особое внимание уделено развитию универсальных учебных действий средствами искусства, достижению личностных и метапредметных результатов, проектной деятельности учащихся.

Читатель-педагог узнает, как работать с учебником, как правильно выстроить драматургию уроков искусства. Книга поможет развить у детей фантазию, воображение, творческое мышление, художественные способности, а также умение любить и понимать искусство.

В конце книги — «Приложение», включающее краткий обзор разви­тия основных жанров и словарь терминов изобразительного искусства.

УДК 372.8:73/76 ББК 74.268.51

ISBN 978-5-09-028335-9 © Издательство «Просвещение», 2012

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены

Учебник на уроке изобразительного искусства

Учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» для учащихся 6 класса общеобразовательных уч­реждений (автор Л. А. Неменская) принадлежит к предметной линии учебников, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. Учебник является частью целостного комплексного проекта по разработке современного содержания и методов худо­жественного образования для общеобразовательной школы. Учебный материал и соответствующая рабочая программа созданы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основно­го общего образования.


Учебник представляет собой последовательное развитие единого методически построенного содержания, которое обе­спечивает целостность и системность учебного процесса. Учебный материал ставит задачи развития художественно­эстетического восприятия произведений искусства, задачи практического обучения художественно-творческой изобрази­тельной деятельности и задачи формирования художествен­ного эмоционально-ценностного восприятия окружающей действительности. Процесс обучения на занятиях по изо­бразительному искусству в соответствии с современными требованиями направлен на развитие мировоззрения и лич­ностных качеств учащихся. Предмет «Изобразительное искус­ство» должен развивать у школьников навыки эстетического исследования окружающего мира природы и мира культуры, созданного человечеством в широком многообразии её кон­кретных проявлений. Основной акцент в освоении художе­ственной культуры сделан на актуальных связях искусства и жизни, на роли и функциях искусства во взаимоотношениях человека с окружающим миром. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопозна­ния, самоидентификации и раскрытия своей уникальной инди­видуальности. Развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний и ценностного отношения к внутреннему миру человека, интереса к жизни людей явля­ются значимыми задачами. Опыт эмоционально-ценностных отношений ведёт к развитию эмоционально-чувственной сфе­ры и наполнению знаний и умений личностными смыслами, к построению системы ценностей учащихся, их ценностных ориентаций. Активное эстетическое наблюдение окружающей реальности, красоты природы, красоты человека, взаимоот­ношения людей, созданной ими жизненной среды, многооб­разие стилевых картин мира формирует смысловые ориен­тации школьника. Цель — развитие личности учащегося средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества,

формирование у школьника умений самостоятельного виде­ния мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Учебник для 6 класса посвящён собственно изобрази­тельному искусству, то есть живописи, графике и скульптуре. В отличие от прикладных видов искусства, изучению которых посвящены учебники других классов, изобразительное искус­ство — это особый язык и способ художественного познания, размышления, построения образа реальности, основанного на ценностном восприятии картины мира.



Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искус­ством. Художественное развитие осуществляется в практи­ческой деятельностной форме в процессе личностного худо­жественного творчества учащегося. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, смыслового и ценностно-эмоционального вос­приятия произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать своё отношение к реальности при освоении средств художественной вырази­тельности. Только в процессе активной художественной дея­тельности, через опыт личного художественного высказывания происходит присвоение учащимися культурного социального опыта. Поэтому материал учебника — и текст, и задания — на­правлен на освоение способов решения проблем творческо­го характера и поиска средств выразительности для личного художественного высказывания. Таким образом, материал учебника базируется на личностно ориентированном под­ходе к обучению.

Построение учебника отвечает принципу чёткости постав­ленных педагогических задач при вариативности их ре­шения. При организации учебного материала перед автором стояла проблема развития у детей навыков изображения в контексте овладения знаниями по теории и истории искус­ства. Задача развития художественно-образного мышления ученика обеспечивается характером обучающего материала: системой творческих заданий и жёстким отказом от выполне­ния заданий по схемам, образцам и заданным стереотипам.

Каждая тема в учебнике включает систему заданий. Это задания разной сложности, все вместе они не могут быть вы­полнены за один час урока в неделю. Поэтому учитель дол­жен делать выбор или давать параллельные задания разным ученикам.

Учебник предполагает творческий характер работы пе­дагога и даёт учителю возможность для проявления его твор­ческой инициативы.

Здесь присутствует широкий спектр возможностей различ­ного воплощения содержания курса с учётом реальных усло­вий обучения и разной степени подготовленности класса.

Характер заданий и способы их выполнения, данные в учебниках, имеют творческий характер. Здесь в целом от­сутствует работа по образцу, что учит умению делать выбор, распознавать цели и методы работы. Последовательное выполнение заданий обеспечивает поступательное худо­жественное развитие ребёнка.


Методическая выстроенность заданий способствует по­тенциальному успеху их выполнения. Чёткость и содержатель­ность задач, связанность содержания обучения с жизненным опытом учащихся способствует мотивации обучения не только по данному предмету, но в целом мотивирует интерес к жизни и желание в ней действенно участвовать.

Материал учебника подчинён принципу постепенного на­растания сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний. Это позволит ученику пройти интересный творческий путь, формирующий его созидательные интересы и новое видение окружающего мира.

Учебник разделён на части, каждая из которых делится на несколько тем, соотнесённых с количеством учебных не­дель, и может быть изучена при одном учебном часе в не­делю. Но, конечно, желательно иметь сдвоенный урок: это даст возможность детям более полноценного творческого по­гружения в процесс практической работы. Материал учебника легко поддаётся углублению на значительно большее количе­ство учебного времени.

Каждая глава учебника начинается с теоретической ча­сти, предназначенной для беседы и восприятия произведе­ний данной темы, и заканчивается обобщающим материалом. Каждая тема сопровождается вопросами, которые акценти­руют основные её положения и предполагают рефлексивное осознание изученного материала. Новые понятия и термины выделены в тексте и разъяснены, их количество тщательно отобрано.

ТЕКСТ учебника обращён к учащемуся, он достаточно об­разен и доступен, при этом строго выстроен, легко разбива­ется на короткие, завершённые по мысли абзацы. Характер текста проблемны^, содержит материал для дискуссий.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД объёмен. Здесь присутствуют ре­продукции произведений, методические рисунки и обучающие фотографии. Зрительный ряд — необходимая составляющая содержания учебника, это тоже «текст», который направлен на развитие зрительских умений учащихся. Только в единстве восприятия искусства и собственной творческой практической работы у учащихся происходит формирование образного художественного мышления. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы.

Несомненно, что встреча с подлинными произведениями искусства во время экскурсий в музеи или на художественные выставки крайне необходима. Именно обучение в школе мо­жет сделать эту встречу действительно событием и пережи­ванием для подготовленного к восприятию искусства ребёнка.


Современная информационная среда предполагает са­мостоятельную активность учащихся в обретении информа­ции и новых знаний. По этой причине ряд заданий в учеб­нике нацеливает ученика на работу в поисковых системах, на пользование системой Интернет для расширения худо­жественного кругозора и ориентации в развивающихся реа­лиях современного искусства. Современный школьник имеет возможности для виртуальных путешествий по коллекциям знаменитых музеев мира, для углубления своих представле­ний о творчестве великих художников, о коллекциях художе­ственных музеев.

Школьники могут осуществлять исследовательские про­екты, посвящённые различным явлениям искусства в контек­сте изучаемых тем, таким образом расширяя собственный кругозор, формируя компетенции в области изобразительного искусства.

Современные информационные компьютерные техно­логии (ИКТ) предполагают развитие новых художественных умений учащихся, решение художественных задач в условиях визуализации культуры и возрастающего значения экранных носителей в познавательной и коммуникационной деятель­ности современного общества. Компьютер должен стать необходимым средством формирования художественных представлений учащихся. Компьютер становится также ин­струментом художественного изображения и новых вырази­тельных и коммуникативных возможностей. Но как всякий инструмент, он имеет границы использования, и нельзя не­допонимать роль собственно художественных материалов в развитии эстетического опыта учащихся.

Особенно большое внимание в учебнике уделяется оте­чественному искусству. При этом акцент сделан именно на смысловых особенностях и способах их раскрытия в ху­дожественной форме. Отечественное искусство, раскрыва­емое в контексте и взаимодействии с западноевропейским и, шире, мировым искусством, имеет своё особое лицо, великие произведения, углублённое знакомство с которыми даёт но­вые аспекты понимания истории и культуры нашей Родины. Задания, когда перед учащимися ставятся задачи постижения эволюции образов при изображении человека, его предмет­ного окружения, его отношения к природе и к истории своей страны, формируют новое и эмоционально пережитое пони­мание отечественной духовной культуры.

Так как предмет «Изобразительное искусство» в первую очередь направлен на становление личностных качеств ученика, то часто воспитательные задачи в глазах учите­ля стали превалировать, и последовательному развитию предметных знаний и умений уделяется недостаточное внимание. Между тем одно без другого не существует, по­теря предметных умений ведёт к легковесности и бездей­ственности воспитательных намерений, а обучение