ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
художественных материалах скульптуры, графики, живописи, их характере, образных возможностях. Беседа ведётся с привлечением текстов и иллюстраций учебника. Причём необходимо обратить внимание учащихся не только на различие живописных, графических и скульптурных материалов, на особые качества красок, карандашей, мелков, материалов для изображения в объёме, но и на разнообразие художественных техник (способов и приёмов) при работе каждым материалом. Репродукции в учебнике демонстрируют очень разные образы, созданные одним и тем же материалом (акварель, темпера, гуашь, масло), но с применением различных художественных техник. Учитель может использовать на данном уроке дополнительный зрительный ряд — произведения различных видов изобразительного искусства, а также (по возможности) оригинальные авторские произведения, выполненные в различных художественных техниках, в том числе и в тех, в которых сами дети не работали (например, масло, различные виды графики). Особенно это необходимо в том случае, если учитель не работал с данными детьми в начальной школе и не может сделать выставку их работ (могут быть представлены работы из педагогической коллекции учителя).
Учащиеся могут записать в тетрадь названия видов изобразительного искусства, художественных материалов, выписанных учителем на доске (или на табличках).
В конце урока учащиеся выполняют практическую работу: они пробуют различные живописные и графические материалы, создавая на листах бумаги пятна, линии, штрихи, добиваясь при этом выразительных ритмических (беспредметных) композиционных решений. Учитель обращает внимание учащихся на самоценность и своеобразную красоту живописных и графических фактур, увлекая их игрой, свободным экспериментированием, помогая не бояться материала, а подружиться с ним. Пробу художественных материалов можно продолжить дома.
И конечно, с самого первого урока необходимо вызвать у шестиклассников интерес к учебнику по искусству, самостоятельной, вдумчивой работе с учебником дома. Учебник должен быть у каждого подростка. Текст учебника предназначен для самостоятельного чтения учащимися. Зрительный ряд и вопросы учебника активно помогают ученику и учителю на каждом уроке.
Урок: «Рисунок - основа изобразительного творчества»
Планируемые результаты:
Понятия: художественный образ, графика, набросок, зарисовки.
Практическая работа: наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) и предметов.
Материалы: карандаш, тушь, перо, бумага.
Зрительный ряд: Э. Мане. Набросок; В. А. Серов. Портрет Т. П. Карсавиной; Леонардо да Винчи. Зарисовки рук. Из подготовительных работ к «Портрету Джиневры Бенчи», наброски; «Модель мира» по Иоганну Кеплеру; Е. А. Кибрик. Ласочка; рисунки Рембрандта, Г Гольбейна, наброски Э. Мане, рисунки П. Пикассо, Ф. П. Толстого, а также современных художников (учебник, с. 24—29).
Эта тема призвана подчеркнуть, что самое главное качество художника — умение видеть. Художник не просто автоматически отражает жизнь, как бездушное зеркало, а выбирает, изображает в своём произведении то, что для него важно, значимо, и воплощает это так, как видит, чувствует и понимает он сам, т. е. создаёт художественный образ. «Многократное прикосновение к явлению умом, сердцем, душой — вот первая задача обучения искусству» (Б. М. Неменский).
Тема художественного образа сложна, так как часто человеку проще ощутить и понять созданный художником, литератором, музыкантом художественный образ, чем подобрать слова и грамотно объяснить, что мы называем художественным образом.
Серьёзный разговор о художественном образе ещё впереди — в четвёртой четверти VII класса («Реальность жизни и художественный образ»). В VI классе рекомендуется дать общие представления о понятии. Можно подчеркнуть, что искусство мыслит образами. Связано это с тем, что мышление художника ассоциативно, эмоционально насыщенно. В его воображении первоначально рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которое он хочет вложить в создаваемое произведение. Для того чтобы реализовать духовный замысел, художник использует различные изобразительновыразительные средства: линию, пятно, форму, пропорции, свет и тон, цвет, объём, фактуру, пространство, композицию и др.
Можно сказать, что художественный образ — это поэтическая форма воплощения, опредмечивания всем известного смысла (например, три богатыря — образ земли Русской; тонкая рябина — образ женского одиночества и т. д.). С помощью художественного образа искусство передаёт многозначную информацию о мире. Именно в таком творческом, поэтическом отношении к жизни происходит переосмысление действительности, благодаря которому обычное становится художественным. В художественном образе действительность преображается, один и тот же смысл может быть воплощён в самых разных образах. Художественным образом может быть как отдельный кадр в кинофильме, отдельный рисунок, отдельный эпизод в книге или отдельная сцена в спектакле, так и всё произведение в целом.
Учитель вправе выбрать сценарий урока: провести беседу (исследование по истории возникновения рисунка) или предложить учащимся выполнить и представить проекты о значении рисунка в истории изобразительного искусства. Темы проектов могут быть такими: «Рисунок в творчестве мастеров Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело», «Значение набросков и зарисовок в творчестве художников», «Виды рисунка», «Художественные материалы в рисунке» и др. Необходимо, чтобы на уроке нашлось время для выполнения творческого задания. Учителю не стоит забывать, что творческий проект по изобразительному искусству заключается не только в изучении теории. Проект может содержать серию рисунков или живописных произведений, самостоятельно выполненных учащимися.
Основой изобразительного творчества по праву считается рисунок. Очень долго рисунок не осознавался как особый вид искусства и играл лишь подсобную роль в процессе создания завершённого произведения.
Существуют разные виды рисунка.
Выстраивая беседу о видах рисунка и техниках его выполнения, целесообразно обратиться к учебнику. Учебник предлагает рассмотреть набросок Э. Мане. «Портрет мадам Жюль Гийоме» исполнен Мане быстрыми широкими штрихами мягкого итальянского карандаша, которые не столько воссоздают формы, сколько растворяют их в свете и воздухе. Быстрота исполнения рисунка прекрасно согласуется с его образностью. Художник не стремился к основательной портретной характеристике модели, и рисунок напоминает скорее мимолётный образ прелестной парижанки, промелькнувший в толпе, чем подготовительную штудию к живописному портрету. Не зря такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, передавая тонкий женский профиль, или мягко расплылась, передавая пластичность волос, шляпки, ленты. Это как бы выразительная графическая запись своего впечатления или идея будущей работы. Такой рисунок называют наброском. Рисунок может быть и более долгим, изучающим. Тогда его называют зарисовкой. Можно рассмотреть некоторые наброски и зарисовки Леонардо да Винчи. Здесь линия принадлежит форме и строит её.
Зарисовки, хотя бы изредка, делают все люди, когда надо что-то внимательно рассмотреть, понять, из каких частей состоит предмет, какими особенностями он обладает. Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок (например, «Модель мира» по Иоганну Кеплеру).
Чётких разделительных границ между всеми этими видами рисунков, конечно, нет. Более знаком учащимся учебный рисунок (учебник, с. 25). Цель такого рисунка — освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожими.
Но рисунок может быть и настоящим произведением искусства. Учителю необходимо показать учащимся, каким разным может быть рисунок, что каждая эпоха раскрывает в этом виде изобразительного искусства свои возможности.
Большой потенциал творческого рисунка раскрыли мастера Высокого Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи). Большинство этих рисунков — штудии с натуры, но они далеко не всегда связаны с определённой картиной. В них, при всей их фрагментарности, чувствуется самостоятельный рисовальный замысел. Это как бы эскизы сложного движения, открытого жеста, динамической позы, т. е. эскизы пластической активности формы как таковой. Излюбленными инструментами художников были мягкие грифели — итальянский карандаш, уголь, сангина, позволяющие отмечать малейший изгиб поверхности, улавливать оттенки изменения внутренней формы при чрезвычайной пластической цельности. В рисунках Микеланджело серии штрихов передают сокращение, напряжение мышц, проступающее сквозь очертание фигур; поразительная плавность ритмов в рисунках Рафаэля словно бы происходит от стремления замкнуть несколько пластически наполненных форм в один цельный объём. И характерно, что свет в этих рисунках — это обезличенный космический свет, играющий лишь формообразующую роль, т. е. выделяющий нюансы пластики.
Можно рассмотреть рисунки мастеров эпохи Возрождения в учебнике, выслушать сообщения учащихся.
XVII век — это иной художественный мир. Меняется в рисунке XVII в. и масштаб человека: его соотнесённость с целым миром исчезает, он может действовать, проявлять себя лишь в отведённом ему пространстве. Рембрандт открывает для рисунка новую категорию — свет, а через него и среду, атмосферу. В эпоху Рембрандта свет, его контрасты, его переходы, его текучесть, его резкость определяют всю художественную форму, духовную выразительность работ.
В XVIII в. рисунок прежде всего оказывается средством самовыражения художника, но это самовыражение всегда получает некие принятые, условные формы.
Но художники всегда помнят о быстроте графического ритма, об интервалах и паузах, о беглости линии, позволяющей им передавать живость своего минутного ощущения. Ритмическое начало, воплощённое в рисунке, — отличительная черта этого века: линии изгибаются выразительным арабеском, не утрачивая при этом своей жизненности, ритм их движений не только создаёт в рисунке тональную вибрацию, но и придаёт целостность всей композиции. Она словно непосредственно рождается у нас на глазах в самопроизвольном, почти орнаментальном беге ритмически безукоризненных линий. Недаром рисовальщики того времени так охотно обращались к материалам и техникам, дающим возможность работать с особенной лёгкостью, быстротой, сохранять спонтанность, позволяющим руке художника следовать внутреннему ритму его мысли, чувства, ощущения.
Рисовальное искусство XIX в. сознательно ориентируется на скульптурную чёткость, пластический рельеф, становится образцом для рисунка.
В конце XIX в. появляется новый стиль рисования. Начало изобразительности всё сильнее подчиняется началу выразительности: в фигурном рисунке линия рисует не формы, а их движение, в пейзаже основным становится не изображение того или иного места, а настроение, состояние, впечатление, которое оно вызвало в художнике. В результате всего этого рисунок словно перестаёт быть завершённым, он открывается зрителю, становится активным, живёт лишь во взаимоотношении с ним (нагляднее всего у Ван Гога, у Т. Лотрека).
В значительной мере оба стиля рисунка XIX в. — и описательный, и артистический — получают продолжение и в XX столетии. Но определяющим в XX в. становится рисунок совсем иных качеств. Главная его черта — это интеллектуализм. Такой рисунок призван не отзываться эмоционально на то или иное явление, а найти ему графическое обозначение, прояснить его.
Учитель подводит ребят к выводу, что творческий рисунок всегда особенный, в нём автор стремится выразить то, что ему кажется интересным. Учиться рисовать означает учиться особым образом мыслить.
Практическая работа: наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) или предметов. Это задание выполняется обязательно с натуры. Учащиеся приносят на урок растения, ветки деревьев, листья, ягоды и кладут перед собой на белую бумагу. Главное, чтобы было интересно их изучать!
Ребята рисуют карандашом, гелевой ручкой, пером и тушью. Объекты раскладывают на листы белой бумаги. Рисунок не должен повторять внешний контур предметов, задача состоит в том, чтобы найти точную форму объектов, соотношения величин основных частей, характерные черты объекта.
Учащиеся могут записать в тетрадь названия видов изобразительного искусства, художественных материалов, выписанных учителем на доске (или на табличках).
В конце урока учащиеся выполняют практическую работу: они пробуют различные живописные и графические материалы, создавая на листах бумаги пятна, линии, штрихи, добиваясь при этом выразительных ритмических (беспредметных) композиционных решений. Учитель обращает внимание учащихся на самоценность и своеобразную красоту живописных и графических фактур, увлекая их игрой, свободным экспериментированием, помогая не бояться материала, а подружиться с ним. Пробу художественных материалов можно продолжить дома.
И конечно, с самого первого урока необходимо вызвать у шестиклассников интерес к учебнику по искусству, самостоятельной, вдумчивой работе с учебником дома. Учебник должен быть у каждого подростка. Текст учебника предназначен для самостоятельного чтения учащимися. Зрительный ряд и вопросы учебника активно помогают ученику и учителю на каждом уроке.
Урок: «Рисунок - основа изобразительного творчества»
Планируемые результаты:
-
иметь представление о рисунке как о виде художественного творчества; -
различать виды рисунка по их целям и художественным задачам, участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров; -
овладевать начальными навыками рисунка с натуры; -
овладевать навыками размещения рисунка в листе; -
учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы; -
овладевать навыками работы графическими материалами.
Понятия: художественный образ, графика, набросок, зарисовки.
Практическая работа: наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) и предметов.
Материалы: карандаш, тушь, перо, бумага.
Зрительный ряд: Э. Мане. Набросок; В. А. Серов. Портрет Т. П. Карсавиной; Леонардо да Винчи. Зарисовки рук. Из подготовительных работ к «Портрету Джиневры Бенчи», наброски; «Модель мира» по Иоганну Кеплеру; Е. А. Кибрик. Ласочка; рисунки Рембрандта, Г Гольбейна, наброски Э. Мане, рисунки П. Пикассо, Ф. П. Толстого, а также современных художников (учебник, с. 24—29).
Эта тема призвана подчеркнуть, что самое главное качество художника — умение видеть. Художник не просто автоматически отражает жизнь, как бездушное зеркало, а выбирает, изображает в своём произведении то, что для него важно, значимо, и воплощает это так, как видит, чувствует и понимает он сам, т. е. создаёт художественный образ. «Многократное прикосновение к явлению умом, сердцем, душой — вот первая задача обучения искусству» (Б. М. Неменский).
Тема художественного образа сложна, так как часто человеку проще ощутить и понять созданный художником, литератором, музыкантом художественный образ, чем подобрать слова и грамотно объяснить, что мы называем художественным образом.
Серьёзный разговор о художественном образе ещё впереди — в четвёртой четверти VII класса («Реальность жизни и художественный образ»). В VI классе рекомендуется дать общие представления о понятии. Можно подчеркнуть, что искусство мыслит образами. Связано это с тем, что мышление художника ассоциативно, эмоционально насыщенно. В его воображении первоначально рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которое он хочет вложить в создаваемое произведение. Для того чтобы реализовать духовный замысел, художник использует различные изобразительновыразительные средства: линию, пятно, форму, пропорции, свет и тон, цвет, объём, фактуру, пространство, композицию и др.
Можно сказать, что художественный образ — это поэтическая форма воплощения, опредмечивания всем известного смысла (например, три богатыря — образ земли Русской; тонкая рябина — образ женского одиночества и т. д.). С помощью художественного образа искусство передаёт многозначную информацию о мире. Именно в таком творческом, поэтическом отношении к жизни происходит переосмысление действительности, благодаря которому обычное становится художественным. В художественном образе действительность преображается, один и тот же смысл может быть воплощён в самых разных образах. Художественным образом может быть как отдельный кадр в кинофильме, отдельный рисунок, отдельный эпизод в книге или отдельная сцена в спектакле, так и всё произведение в целом.
Учитель вправе выбрать сценарий урока: провести беседу (исследование по истории возникновения рисунка) или предложить учащимся выполнить и представить проекты о значении рисунка в истории изобразительного искусства. Темы проектов могут быть такими: «Рисунок в творчестве мастеров Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело», «Значение набросков и зарисовок в творчестве художников», «Виды рисунка», «Художественные материалы в рисунке» и др. Необходимо, чтобы на уроке нашлось время для выполнения творческого задания. Учителю не стоит забывать, что творческий проект по изобразительному искусству заключается не только в изучении теории. Проект может содержать серию рисунков или живописных произведений, самостоятельно выполненных учащимися.
Основой изобразительного творчества по праву считается рисунок. Очень долго рисунок не осознавался как особый вид искусства и играл лишь подсобную роль в процессе создания завершённого произведения.
Существуют разные виды рисунка.
Выстраивая беседу о видах рисунка и техниках его выполнения, целесообразно обратиться к учебнику. Учебник предлагает рассмотреть набросок Э. Мане. «Портрет мадам Жюль Гийоме» исполнен Мане быстрыми широкими штрихами мягкого итальянского карандаша, которые не столько воссоздают формы, сколько растворяют их в свете и воздухе. Быстрота исполнения рисунка прекрасно согласуется с его образностью. Художник не стремился к основательной портретной характеристике модели, и рисунок напоминает скорее мимолётный образ прелестной парижанки, промелькнувший в толпе, чем подготовительную штудию к живописному портрету. Не зря такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, передавая тонкий женский профиль, или мягко расплылась, передавая пластичность волос, шляпки, ленты. Это как бы выразительная графическая запись своего впечатления или идея будущей работы. Такой рисунок называют наброском. Рисунок может быть и более долгим, изучающим. Тогда его называют зарисовкой. Можно рассмотреть некоторые наброски и зарисовки Леонардо да Винчи. Здесь линия принадлежит форме и строит её.
Зарисовки, хотя бы изредка, делают все люди, когда надо что-то внимательно рассмотреть, понять, из каких частей состоит предмет, какими особенностями он обладает. Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок (например, «Модель мира» по Иоганну Кеплеру).
Чётких разделительных границ между всеми этими видами рисунков, конечно, нет. Более знаком учащимся учебный рисунок (учебник, с. 25). Цель такого рисунка — освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожими.
Но рисунок может быть и настоящим произведением искусства. Учителю необходимо показать учащимся, каким разным может быть рисунок, что каждая эпоха раскрывает в этом виде изобразительного искусства свои возможности.
Большой потенциал творческого рисунка раскрыли мастера Высокого Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи). Большинство этих рисунков — штудии с натуры, но они далеко не всегда связаны с определённой картиной. В них, при всей их фрагментарности, чувствуется самостоятельный рисовальный замысел. Это как бы эскизы сложного движения, открытого жеста, динамической позы, т. е. эскизы пластической активности формы как таковой. Излюбленными инструментами художников были мягкие грифели — итальянский карандаш, уголь, сангина, позволяющие отмечать малейший изгиб поверхности, улавливать оттенки изменения внутренней формы при чрезвычайной пластической цельности. В рисунках Микеланджело серии штрихов передают сокращение, напряжение мышц, проступающее сквозь очертание фигур; поразительная плавность ритмов в рисунках Рафаэля словно бы происходит от стремления замкнуть несколько пластически наполненных форм в один цельный объём. И характерно, что свет в этих рисунках — это обезличенный космический свет, играющий лишь формообразующую роль, т. е. выделяющий нюансы пластики.
Можно рассмотреть рисунки мастеров эпохи Возрождения в учебнике, выслушать сообщения учащихся.
XVII век — это иной художественный мир. Меняется в рисунке XVII в. и масштаб человека: его соотнесённость с целым миром исчезает, он может действовать, проявлять себя лишь в отведённом ему пространстве. Рембрандт открывает для рисунка новую категорию — свет, а через него и среду, атмосферу. В эпоху Рембрандта свет, его контрасты, его переходы, его текучесть, его резкость определяют всю художественную форму, духовную выразительность работ.
В XVIII в. рисунок прежде всего оказывается средством самовыражения художника, но это самовыражение всегда получает некие принятые, условные формы.
Но художники всегда помнят о быстроте графического ритма, об интервалах и паузах, о беглости линии, позволяющей им передавать живость своего минутного ощущения. Ритмическое начало, воплощённое в рисунке, — отличительная черта этого века: линии изгибаются выразительным арабеском, не утрачивая при этом своей жизненности, ритм их движений не только создаёт в рисунке тональную вибрацию, но и придаёт целостность всей композиции. Она словно непосредственно рождается у нас на глазах в самопроизвольном, почти орнаментальном беге ритмически безукоризненных линий. Недаром рисовальщики того времени так охотно обращались к материалам и техникам, дающим возможность работать с особенной лёгкостью, быстротой, сохранять спонтанность, позволяющим руке художника следовать внутреннему ритму его мысли, чувства, ощущения.
Рисовальное искусство XIX в. сознательно ориентируется на скульптурную чёткость, пластический рельеф, становится образцом для рисунка.
В конце XIX в. появляется новый стиль рисования. Начало изобразительности всё сильнее подчиняется началу выразительности: в фигурном рисунке линия рисует не формы, а их движение, в пейзаже основным становится не изображение того или иного места, а настроение, состояние, впечатление, которое оно вызвало в художнике. В результате всего этого рисунок словно перестаёт быть завершённым, он открывается зрителю, становится активным, живёт лишь во взаимоотношении с ним (нагляднее всего у Ван Гога, у Т. Лотрека).
В значительной мере оба стиля рисунка XIX в. — и описательный, и артистический — получают продолжение и в XX столетии. Но определяющим в XX в. становится рисунок совсем иных качеств. Главная его черта — это интеллектуализм. Такой рисунок призван не отзываться эмоционально на то или иное явление, а найти ему графическое обозначение, прояснить его.
Учитель подводит ребят к выводу, что творческий рисунок всегда особенный, в нём автор стремится выразить то, что ему кажется интересным. Учиться рисовать означает учиться особым образом мыслить.
Практическая работа: наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) или предметов. Это задание выполняется обязательно с натуры. Учащиеся приносят на урок растения, ветки деревьев, листья, ягоды и кладут перед собой на белую бумагу. Главное, чтобы было интересно их изучать!
Ребята рисуют карандашом, гелевой ручкой, пером и тушью. Объекты раскладывают на листы белой бумаги. Рисунок не должен повторять внешний контур предметов, задача состоит в том, чтобы найти точную форму объектов, соотношения величин основных частей, характерные черты объекта.