ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
только предметным навыкам ведёт к потере содержания обучения. Поэтому ориентация на результат обучения, понимаемый как триединство личностных, предметных и метапредмет- ных результатов, — это важнейшая методологическая характеристика и установка новых Стандартов основного общего образования.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (УУД). Эти действия проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельности учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять её этапы, находить соответствующие средства и инструментарий с позиции адекватно поставленной цели, оценивать результат своей деятельности.
На уроке изобразительного искусства учитель имеет возможность создавать для этого педагогические условия, которые не могут дать никакие другие школьные предметы.
Главное, чтобы и учитель, и его ученики научились чётко определять обучающую цель каждого занятия и в соответствии с нею ставить задачи. В реальной жизни это пока не всегда так. Даже работая по темам программы, учитель часто боится использовать те методы, которые предлагаются в наших учебниках, не доверяет исследовательским, поисковым возможностям учеников: в этом случае у них получаются «изделия», а не произведения. Сделанное по образцу легче оценить, но оно не способствует подлинному развитию!
Предмет «Изобразительное искусство», в соответствии с концепцией и методологией художественно-педагогической школы Б. М. Неменского, служит становлению умений наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний, т. е. с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического. Художественное познание связано с умением строить художественный образ, т. е., определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор. Художественное познание — это особый навык смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, мы называем этот мыследеятельный процесс умение видеть.
Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.
Под руководством учителя, который обучает инструментарию, художественному действию, ребёнок на основе своих переживаний, своего жизненный опыт и своих индивидуальных качеств учится искать и находить своё решение заданий по теме урока. Тем самым его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры — позитивной истории формирования человечности в человеке.
Язык изобразительного искусства — это особый язык, который является эмоционально-чувственным выражением зрительного образа мира. При этом, как и любой язык, язык искусства служит для передачи значимых смыслов, и все его элементы, правила являются средствами выражения содержания, средствами речи, т. е. средствами выразительности. Учебник раскрывает правила изобразительного языка (а не навыки изображения конкретного предмета) не как жёсткие нормы графической грамоты, а как средства выражения определённых смыслов. Правила изображения складывались в истории культуры как ответ на запросы времени, как выражение мировоззренческих, ценностных идеалов той или иной эпохи. Таким образом, правила изображения раскрываются в учебнике через понимание их мировоззренческого значения. И это, безусловно, является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей учебника.
Тем самым создаётся инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации ребёнка не только на основе заданных моральных правил, но и как творческое поисковое понимание человеческих отношений на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия и способности действовать в обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность решения.
Немного существует учебных предметов, где ученик обладает такой свободой реального воплощения своих размышлений и переживаний в конкретных видимых и обсуждаемых продуктах, что создаёт условия для коммуникативной значимости результата творческих усилий учащегося. На уроке можно создавать особые условия для развития коммуникативных умений учащихся, формирующихся на основе рефлексии смыслов и путей собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Вопросы развития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. Результаты художественно-коммуникативных действий ребёнка в процессе обучения — это умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, сотрудничать и вести диалог. К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь учащиеся стараются понять авторскую позицию художника и отражение в произведении исторической эпохи. Развитию коммуникативных умений способствуют обсуждения учащимися своих работ, разные формы коллективных работ, различные выставки и праздники.
Учебники, создаваемые под лозунгом «искусство как духовная культура» (Б. М. Неменский), по определению направлены на развитие коммуникативной компетентности, так как искусство рассматривается как инструмент размышления над жизнью, как средство обучения пониманию человека, как способ общения людей, как способ связи поколений.
IT-
ЧКВ'ШСВР'ШЬ Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.
Темы уроков
«Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств».
«Рисунок - основа изобразительного творчества».
«Линия и её выразительные возможности. Ритм линий».
«Пятно как средство выражения. Ритм пятен».
«Цвет. Основы цветоведения».
«Цвет в произведениях живописи».
«Объёмные изображения в скульптуре».
«Основы языка изображения».
ервая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок.
В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Урок: «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств»
Планируемые результаты:
Понятия: пространственные искусства, изобразительное искусство.
Практическая работа: проба графических и живописных материалов — создание выразительных ритмических (беспредметных) композиций.
Материалы: карандаши, уголь, тушь и перо (палочка), цветные мелки, пастель, гуашь, акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения разных видов пространственных искусств, произведения разных видов изобразительных искусств, демонстрирующие их разность (учебник, с. 8—23); выставка живописных, графических, скульптурных работ учащихся за прошлые годы.
Урок начинается с вводной беседы о роли и месте искусства в жизни человека, о классификации искусств, о месте изобразительных искусств в семье пространственных (пластических) искусств.
«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком», — писал Ф. М. Достоевский.
Задача учителя — помочь ученику глубже вникнуть в текст учебника, осознать, что человек никогда не жил без искусства. Искусство зародилось в глубокой древности: сохранились наскальные изображения животных, сцен охоты. Эти выразительные рисунки были сделаны ещё тогда, когда люди не умели писать. Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в различных регионах мира. Стоит задуматься, почему в истории человечества никогда не было и не могло быть общества без искусства. Где мы встречаемся с искусством? Какую роль искусство играет в жизни человека? Эти вопросы стоит обсудить с учащимися.
Существует множество различных видов искусства: музыка, танец, живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, литература, театр, кино, фотография и др. Дети по просьбе учителя называют их.
Различаются искусства пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство), временные (музыка, литература), пространственно-временные (хореография, театр, кино). И каждое из искусств выражает мысли, чувства, отношения с помощью особого языка (образного языка искусства). Этот язык надо учиться понимать, чтобы полнокровно общаться с искусством, а также создавать собственные творческие работы.
Далее, рассказывая о семье пространственных искусств, учитель прибегает к помощи иллюстраций и репродукций на разворотах учебника. Шестиклассники учатся работать с учебником: находить соответствующие повествованию учителя иллюстрации, нужные понятия и определения. Новые термины и понятия (определения) учитель выписывает на доске (или прикрепляет на доску заранее изготовленные таблички с терминами), создавая на протяжении урока схему опорных слов и понятий. Учащиеся также могут записать их в специальную тетрадь («Словарь терминов») в виде опорных конспектов.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА — это искусства, обладающие видимой объёмной или плоскостной формой, располагающейся в пространстве, не изменяются и не развиваются во времени. Пространственные искусства включают в себя три группы искусств: изобразительные (графика, живопись и скульптура), декоративные, конструктивные (дизайн и архитектура).
Эти искусства имеют между собой много общего. Объединяет их общность языка изображения — цвет, линия, тон, объём, пространство, фактура, ритм. Здесь учителю для лучшего понимания проблемы (а может быть, и учащимся тоже) полезно обратиться к схеме «Единое древо пластических искусств» (корни, ствол, ветви). На основе единых корней формируется богатейший ансамбль художественных языков не только видов и жанров искусства, но и разных стилей, течений, индивидуальных почерков. Но существует ещё одна связь — связь самих образных языков. В них тоже нет непроходимых границ, но есть более или менее чёткие зоны, где каждый вид искусства пребывает в относительной чистоте (в апогее). Иначе и не сформировались бы самостоятельные виды искусства.
В основе единства пространственных искусств лежит и нечто более существенное и сутьевое — целостность трёх видов художественной деятельности: изобразительной, декоративной и конструктивной (в начальной школе эти виды деятельности олицетворяли три Брата Мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки). Эти три вида художественной деятельности возникли до формирования искусств — в те седые века, когда возникло само человечество. В течение веков на основе слияния этих видов деятельности возникли развитые формы искусства (изобразительные, конструктивные, декоративные). Учителю необходимо понимать, что виды искусства сформированы именно на основе трёх видов деятельности, но не идентичны им. Суть этой неидентичности в том, что в развитии каждой группы искусств приняли участие все три вида художественной деятельности. Это как бы три сердца художественного творчества, и какое сердце в данном произведении бьётся сильнее, к такому виду искусства его и можно отнести.
Учащиеся, знакомясь с тремя видами пространственных искусств, должны понять, что конструктивность, декоративность, изобразительность как виды деятельности присутствуют в разной степени во всех произведениях конструктивных, декоративных, изобразительных искусств (как когда-то в начальной школе работали вместе, помогая друг другу, Братья Мастера).
Однако смысл существования тех или иных видов пространственных искусств разный.
Виды искусства имеют разное назначение в жизни людей, и понимание этой разности необходимо донести до шестиклассников. Конструктивные искусства, т. е. искусства художественной постройки, организуют пространственно-предметную среду нашей жизни. С помощью декоративного искусства (от франц. «декор» — украшение), т. е. искусства украшения, люди показывают, «кто есть кто», свои роли, намерения и тем самым организуют общение, человеческие отношения. Изобразительные виды искусства имеют целью художественное познание и формирование образных представлений о мире. «По сути своей это искусства исследовательские. Они исследуют мир человеческих отношений, мир человеческой души» (Б. М. Неменский).
Именно изобразительному искусству, постижению его образного языка, видов и жанров, а главное, сути его содержания, его роли в жизни человека посвящено обучение детей в VI классе.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА — это искусства, основанные на воспроизведении явлений жизни в их видимом, предметном облике.
Видимое сходство, подобие образа и реальности, правдивое отображение действительности — это всё характеристики изобразительного искусства. Но что есть правдивое отображение, что значит изобразить похоже, а также что такое выразительность и как она достигается в произведениях искусства — всё это шестиклассникам предстоит осмыслить в течение этого учебного года через восприятие произведений художников и собственное творчество. От урока к уроку продолжается начатый ещё в начальной школе разговор (диалог), о чём говорит искусство, как говорит и, главное, зачем.
В продолжение урока учитель обращает внимание учащихся на выставку их работ за прошлые годы. Экспозиция разделена на живопись, графику и скульптуру. Задача экспозиции заключается в том, чтобы представить детям их прошлые работы как произведения трёх видов изобразительного искусства.
Учитель задаёт вопросы: «Какой вид пространственных искусств здесь представлен? По какому принципу (на какие разделы) делится экспозиция выставки? Чем и как выполнены работы?» Дети вспоминают, какими материалами они работали, какие их выразительные возможности использовали.
Учащимся предлагается дать названия разделам выставки. Учитель вешает таблички-названия «Живопись», «Графика», «Скульптура». Дети определяют, чем различаются разные виды изобразительного искусства, и приходят к выводу, что у каждого из них свои средства изображения и выражения: в живописи это прежде всего цвет, в графике — линии, штрихи, пятна, в скульптуре — объёмные формы. В живописи и графике изображения создаются на плоскости, скульптурные образы существуют в пространстве.
Картины, рисунки, скульптуры, которые имеют самостоятельное значение и не связаны с архитектурным ансамблем, называют станковыми произведениями (от слов «станок», «подставка»). В отличие от станковых, монументальные формы изобразительного искусства (настенные росписи, панно, фрески, монументы) по своему назначению и характеру связаны с архитектурой или природным ландшафтом.
Существует огромное разнообразие специальных материалов изобразительного искусства. Далее идёт диалог учителя с детьми о
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (УУД). Эти действия проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельности учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять её этапы, находить соответствующие средства и инструментарий с позиции адекватно поставленной цели, оценивать результат своей деятельности.
На уроке изобразительного искусства учитель имеет возможность создавать для этого педагогические условия, которые не могут дать никакие другие школьные предметы.
Главное, чтобы и учитель, и его ученики научились чётко определять обучающую цель каждого занятия и в соответствии с нею ставить задачи. В реальной жизни это пока не всегда так. Даже работая по темам программы, учитель часто боится использовать те методы, которые предлагаются в наших учебниках, не доверяет исследовательским, поисковым возможностям учеников: в этом случае у них получаются «изделия», а не произведения. Сделанное по образцу легче оценить, но оно не способствует подлинному развитию!
Предмет «Изобразительное искусство», в соответствии с концепцией и методологией художественно-педагогической школы Б. М. Неменского, служит становлению умений наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний, т. е. с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического. Художественное познание связано с умением строить художественный образ, т. е., определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор. Художественное познание — это особый навык смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, мы называем этот мыследеятельный процесс умение видеть.
Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.
Под руководством учителя, который обучает инструментарию, художественному действию, ребёнок на основе своих переживаний, своего жизненный опыт и своих индивидуальных качеств учится искать и находить своё решение заданий по теме урока. Тем самым его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры — позитивной истории формирования человечности в человеке.
Язык изобразительного искусства — это особый язык, который является эмоционально-чувственным выражением зрительного образа мира. При этом, как и любой язык, язык искусства служит для передачи значимых смыслов, и все его элементы, правила являются средствами выражения содержания, средствами речи, т. е. средствами выразительности. Учебник раскрывает правила изобразительного языка (а не навыки изображения конкретного предмета) не как жёсткие нормы графической грамоты, а как средства выражения определённых смыслов. Правила изображения складывались в истории культуры как ответ на запросы времени, как выражение мировоззренческих, ценностных идеалов той или иной эпохи. Таким образом, правила изображения раскрываются в учебнике через понимание их мировоззренческого значения. И это, безусловно, является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей учебника.
Тем самым создаётся инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации ребёнка не только на основе заданных моральных правил, но и как творческое поисковое понимание человеческих отношений на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия и способности действовать в обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность решения.
Немного существует учебных предметов, где ученик обладает такой свободой реального воплощения своих размышлений и переживаний в конкретных видимых и обсуждаемых продуктах, что создаёт условия для коммуникативной значимости результата творческих усилий учащегося. На уроке можно создавать особые условия для развития коммуникативных умений учащихся, формирующихся на основе рефлексии смыслов и путей собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Вопросы развития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. Результаты художественно-коммуникативных действий ребёнка в процессе обучения — это умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, сотрудничать и вести диалог. К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь учащиеся стараются понять авторскую позицию художника и отражение в произведении исторической эпохи. Развитию коммуникативных умений способствуют обсуждения учащимися своих работ, разные формы коллективных работ, различные выставки и праздники.
Учебники, создаваемые под лозунгом «искусство как духовная культура» (Б. М. Неменский), по определению направлены на развитие коммуникативной компетентности, так как искусство рассматривается как инструмент размышления над жизнью, как средство обучения пониманию человека, как способ общения людей, как способ связи поколений.
IT-
ЧКВ'ШСВР'ШЬ Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.
Темы уроков
«Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств».
«Рисунок - основа изобразительного творчества».
«Линия и её выразительные возможности. Ритм линий».
«Пятно как средство выражения. Ритм пятен».
«Цвет. Основы цветоведения».
«Цвет в произведениях живописи».
«Объёмные изображения в скульптуре».
«Основы языка изображения».
ервая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок.
В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Урок: «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств»
Планируемые результаты:
-
объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе; -
характеризовать три группы пространственных искусств — изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей; -
иметь представление об изобразительном искусстве как сфере художественного познания и создания образной картины мира; -
уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя; -
иметь представления о роли художественного материала в построении художественного образа; -
называть основные графические и живописные материалы и давать им характеристики; -
обрести навыки работы графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.
Понятия: пространственные искусства, изобразительное искусство.
Практическая работа: проба графических и живописных материалов — создание выразительных ритмических (беспредметных) композиций.
Материалы: карандаши, уголь, тушь и перо (палочка), цветные мелки, пастель, гуашь, акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения разных видов пространственных искусств, произведения разных видов изобразительных искусств, демонстрирующие их разность (учебник, с. 8—23); выставка живописных, графических, скульптурных работ учащихся за прошлые годы.
Урок начинается с вводной беседы о роли и месте искусства в жизни человека, о классификации искусств, о месте изобразительных искусств в семье пространственных (пластических) искусств.
«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком», — писал Ф. М. Достоевский.
Задача учителя — помочь ученику глубже вникнуть в текст учебника, осознать, что человек никогда не жил без искусства. Искусство зародилось в глубокой древности: сохранились наскальные изображения животных, сцен охоты. Эти выразительные рисунки были сделаны ещё тогда, когда люди не умели писать. Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в различных регионах мира. Стоит задуматься, почему в истории человечества никогда не было и не могло быть общества без искусства. Где мы встречаемся с искусством? Какую роль искусство играет в жизни человека? Эти вопросы стоит обсудить с учащимися.
Существует множество различных видов искусства: музыка, танец, живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, литература, театр, кино, фотография и др. Дети по просьбе учителя называют их.
Различаются искусства пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство), временные (музыка, литература), пространственно-временные (хореография, театр, кино). И каждое из искусств выражает мысли, чувства, отношения с помощью особого языка (образного языка искусства). Этот язык надо учиться понимать, чтобы полнокровно общаться с искусством, а также создавать собственные творческие работы.
Далее, рассказывая о семье пространственных искусств, учитель прибегает к помощи иллюстраций и репродукций на разворотах учебника. Шестиклассники учатся работать с учебником: находить соответствующие повествованию учителя иллюстрации, нужные понятия и определения. Новые термины и понятия (определения) учитель выписывает на доске (или прикрепляет на доску заранее изготовленные таблички с терминами), создавая на протяжении урока схему опорных слов и понятий. Учащиеся также могут записать их в специальную тетрадь («Словарь терминов») в виде опорных конспектов.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА — это искусства, обладающие видимой объёмной или плоскостной формой, располагающейся в пространстве, не изменяются и не развиваются во времени. Пространственные искусства включают в себя три группы искусств: изобразительные (графика, живопись и скульптура), декоративные, конструктивные (дизайн и архитектура).
Эти искусства имеют между собой много общего. Объединяет их общность языка изображения — цвет, линия, тон, объём, пространство, фактура, ритм. Здесь учителю для лучшего понимания проблемы (а может быть, и учащимся тоже) полезно обратиться к схеме «Единое древо пластических искусств» (корни, ствол, ветви). На основе единых корней формируется богатейший ансамбль художественных языков не только видов и жанров искусства, но и разных стилей, течений, индивидуальных почерков. Но существует ещё одна связь — связь самих образных языков. В них тоже нет непроходимых границ, но есть более или менее чёткие зоны, где каждый вид искусства пребывает в относительной чистоте (в апогее). Иначе и не сформировались бы самостоятельные виды искусства.
В основе единства пространственных искусств лежит и нечто более существенное и сутьевое — целостность трёх видов художественной деятельности: изобразительной, декоративной и конструктивной (в начальной школе эти виды деятельности олицетворяли три Брата Мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки). Эти три вида художественной деятельности возникли до формирования искусств — в те седые века, когда возникло само человечество. В течение веков на основе слияния этих видов деятельности возникли развитые формы искусства (изобразительные, конструктивные, декоративные). Учителю необходимо понимать, что виды искусства сформированы именно на основе трёх видов деятельности, но не идентичны им. Суть этой неидентичности в том, что в развитии каждой группы искусств приняли участие все три вида художественной деятельности. Это как бы три сердца художественного творчества, и какое сердце в данном произведении бьётся сильнее, к такому виду искусства его и можно отнести.
Учащиеся, знакомясь с тремя видами пространственных искусств, должны понять, что конструктивность, декоративность, изобразительность как виды деятельности присутствуют в разной степени во всех произведениях конструктивных, декоративных, изобразительных искусств (как когда-то в начальной школе работали вместе, помогая друг другу, Братья Мастера).
Однако смысл существования тех или иных видов пространственных искусств разный.
Виды искусства имеют разное назначение в жизни людей, и понимание этой разности необходимо донести до шестиклассников. Конструктивные искусства, т. е. искусства художественной постройки, организуют пространственно-предметную среду нашей жизни. С помощью декоративного искусства (от франц. «декор» — украшение), т. е. искусства украшения, люди показывают, «кто есть кто», свои роли, намерения и тем самым организуют общение, человеческие отношения. Изобразительные виды искусства имеют целью художественное познание и формирование образных представлений о мире. «По сути своей это искусства исследовательские. Они исследуют мир человеческих отношений, мир человеческой души» (Б. М. Неменский).
Именно изобразительному искусству, постижению его образного языка, видов и жанров, а главное, сути его содержания, его роли в жизни человека посвящено обучение детей в VI классе.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА — это искусства, основанные на воспроизведении явлений жизни в их видимом, предметном облике.
Видимое сходство, подобие образа и реальности, правдивое отображение действительности — это всё характеристики изобразительного искусства. Но что есть правдивое отображение, что значит изобразить похоже, а также что такое выразительность и как она достигается в произведениях искусства — всё это шестиклассникам предстоит осмыслить в течение этого учебного года через восприятие произведений художников и собственное творчество. От урока к уроку продолжается начатый ещё в начальной школе разговор (диалог), о чём говорит искусство, как говорит и, главное, зачем.
В продолжение урока учитель обращает внимание учащихся на выставку их работ за прошлые годы. Экспозиция разделена на живопись, графику и скульптуру. Задача экспозиции заключается в том, чтобы представить детям их прошлые работы как произведения трёх видов изобразительного искусства.
Учитель задаёт вопросы: «Какой вид пространственных искусств здесь представлен? По какому принципу (на какие разделы) делится экспозиция выставки? Чем и как выполнены работы?» Дети вспоминают, какими материалами они работали, какие их выразительные возможности использовали.
Учащимся предлагается дать названия разделам выставки. Учитель вешает таблички-названия «Живопись», «Графика», «Скульптура». Дети определяют, чем различаются разные виды изобразительного искусства, и приходят к выводу, что у каждого из них свои средства изображения и выражения: в живописи это прежде всего цвет, в графике — линии, штрихи, пятна, в скульптуре — объёмные формы. В живописи и графике изображения создаются на плоскости, скульптурные образы существуют в пространстве.
Картины, рисунки, скульптуры, которые имеют самостоятельное значение и не связаны с архитектурным ансамблем, называют станковыми произведениями (от слов «станок», «подставка»). В отличие от станковых, монументальные формы изобразительного искусства (настенные росписи, панно, фрески, монументы) по своему назначению и характеру связаны с архитектурой или природным ландшафтом.
Существует огромное разнообразие специальных материалов изобразительного искусства. Далее идёт диалог учителя с детьми о