ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
только предметным навыкам ведёт к потере содержания обучения. Поэтому ориентация на результат обучения, понимаемый как триединство личностных, предметных и метапредмет- ных результатов, — это важнейшая методологическая харак­теристика и установка новых Стандартов основного общего образования.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий уча­щихся (УУД). Эти действия проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельно­сти учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять её эта­пы, находить соответствующие средства и инструментарий с позиции адекватно поставленной цели, оценивать результат своей деятельности.

На уроке изобразительного искусства учитель имеет воз­можность создавать для этого педагогические условия, кото­рые не могут дать никакие другие школьные предметы.

Главное, чтобы и учитель, и его ученики научились чётко определять обучающую цель каждого занятия и в соот­ветствии с нею ставить задачи. В реальной жизни это пока не всегда так. Даже работая по темам программы, учитель часто боится использовать те методы, которые предлагают­ся в наших учебниках, не доверяет исследовательским, по­исковым возможностям учеников: в этом случае у них полу­чаются «изделия», а не произведения. Сделанное по образцу легче оценить, но оно не способствует подлинному разви­тию!

Предмет «Изобразительное искусство», в соответствии с концепцией и методологией художественно-педагогической школы Б. М. Неменского, служит становлению умений наблю­дать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстети­ческих переживаний, т. е. с позиций прекрасного и безоб­разного, высокого и низкого, трагического и комического. Художественное познание связано с умением строить ху­дожественный образ, т. е., определяя отношение к явлени­ям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопо­ставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художе­ственный отбор. Художественное познание — это особый на­вык смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, мы называем этот мыследеятельный процесс умение видеть.


Метапредметный подход утверждает, что смысл орга­низации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.

Под руководством учителя, который обучает инструмен­тарию, художественному действию, ребёнок на основе своих переживаний, своего жизненный опыт и своих индивидуаль­ных качеств учится искать и находить своё решение за­даний по теме урока. Тем самым его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры — позитивной истории фор­мирования человечности в человеке.

Язык изобразительного искусства — это особый язык, который является эмоционально-чувственным выражением зрительного образа мира. При этом, как и любой язык, язык искусства служит для передачи значимых смыслов, и все его элементы, правила являются средствами выражения содержа­ния, средствами речи, т. е. средствами выразительности. Учеб­ник раскрывает правила изобразительного языка (а не навыки изображения конкретного предмета) не как жёсткие нормы графической грамоты, а как средства выражения определён­ных смыслов. Правила изображения складывались в истории культуры как ответ на запросы времени, как выражение миро­воззренческих, ценностных идеалов той или иной эпохи. Таким образом, правила изображения раскрываются в учебнике через понимание их мировоззренческого значения. И это, безусловно, является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей учебника.

Тем самым создаётся инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориен­тации ребёнка не только на основе заданных моральных пра­вил, но и как творческое поисковое понимание человеческих отношений на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия и способности действовать в об­стоятельствах, где необходима выдумка, неординарность ре­шения.

Немного существует учебных предметов, где ученик обла­дает такой свободой реального воплощения своих размыш­лений и переживаний в конкретных видимых и обсуждаемых продуктах, что создаёт условия для коммуникативной зна­чимости результата творческих усилий учащегося. На уроке можно создавать особые условия для развития коммуника­тивных умений учащихся, формирующихся на основе реф­лексии смыслов и путей собственной деятельности и деятель­ности своих товарищей.



Вопросы развития коммуникативных способностей уча­щихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. Результаты художественно-коммуникативных действий ребёнка в процес­се обучения — это умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, отстаивать свои пози­ции без подавления прав окружающих, сотрудничать и вести диалог. К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь уча­щиеся стараются понять авторскую позицию художника и от­ражение в произведении исторической эпохи. Развитию ком­муникативных умений способствуют обсуждения учащимися своих работ, разные формы коллективных работ, различные выставки и праздники.

Учебники, создаваемые под лозунгом «искусство как духовная культура» (Б. М. Неменский), по определению на­правлены на развитие коммуникативной компетентности, так как искусство рассматривается как инструмент размышления над жизнью, как средство обучения пониманию человека, как способ общения людей, как способ связи поколений.

IT-

ЧКВ'ШСВР'ШЬ Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Основы представлений о языке изобразительного искус­ства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творче­ство зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятель­ность как школа активного восприятия реальности: соотноше­ние понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображе­ния. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.


Темы уроков

«Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств».

«Рисунок - основа изобразительного творчества».

«Линия и её выразительные возможности. Ритм линий».

«Пятно как средство выражения. Ритм пятен».

«Цвет. Основы цветоведения».

«Цвет в произведениях живописи».

«Объёмные изображения в скульптуре».

«Основы языка изображения».

ервая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и по­лучению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы дол­жен уметь ответить каждый ребёнок.

В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, пи­сатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.

Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художествен­ного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы по­священы характеристике цвета, особенностям «живописно­го» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.

Урок: «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств»

Планируемые результаты:

  • объяснять роль изобразительных искусств в повседнев­ной жизни человека, в организации общения людей, в соз­дании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе;

  • характеризовать три группы пространственных ис­кусств — изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей;

  • иметь представление об изобразительном искусстве как сфере художественного познания и создания образной картины мира;

  • уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя;

  • иметь представления о роли художественного матери­ала в построении художественного образа;

  • называть основные графические и живописные мате­риалы и давать им характеристики;

  • обрести навыки работы графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.

Понятия: пространственные искусства, изобразительное искусство.

Практическая работа: проба графических и живописных материалов — создание выразительных ритмических (бес­предметных) композиций.

Материалы: карандаши, уголь, тушь и перо (палочка), цветные мелки, пастель, гуашь, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: произведения разных видов простран­ственных искусств, произведения разных видов изобрази­тельных искусств, демонстрирующие их разность (учебник, с. 8—23); выставка живописных, графических, скульптурных работ учащихся за прошлые годы.

Урок начинается с вводной беседы о роли и месте ис­кусства в жизни человека, о классификации искусств, о месте изобразительных искусств в семье пространственных (пласти­ческих) искусств.

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающе­го её, неразлучна с человеком», — писал Ф. М. Достоевский.

Задача учителя — помочь ученику глубже вникнуть в текст учебника, осознать, что человек никогда не жил без искус­ства. Искусство зародилось в глубокой древности: сохрани­лись наскальные изображения животных, сцен охоты. Эти выразительные рисунки были сделаны ещё тогда, когда лю­ди не умели писать. Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в различных регионах мира. Стоит задуматься, почему в истории человечества никогда не было и не могло быть общества без искусства. Где мы встречаемся с искусством? Какую роль искусство играет в жизни человека? Эти вопросы стоит обсудить с учащимися.

Существует множество различных видов искусства: музы­ка, танец, живопись, скульптура, графика, архитектура, ди­зайн, декоративно-прикладное искусство, литература, театр, кино, фотография и др. Дети по просьбе учителя называют их.

Различаются искусства пространственные, или пластиче­ские (живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство), временные (музыка, литература), пространственно-временные (хореография, те­атр, кино). И каждое из искусств выражает мысли, чувства, отношения с помощью особого языка (образного языка ис­кусства). Этот язык надо учиться понимать, чтобы полнокров­но общаться с искусством, а также создавать собственные творческие работы.

Далее, рассказывая о семье пространственных искусств, учитель прибегает к помощи иллюстраций и репродукций на разворотах учебника. Шестиклассники учатся работать с учебником: находить соответствующие повествованию учителя иллюстрации, нужные понятия и определения. Но­вые термины и понятия (определения) учитель выписывает на доске (или прикрепляет на доску заранее изготовленные таблички с терминами), создавая на протяжении урока схе­му опорных слов и понятий. Учащиеся также могут записать их в специальную тетрадь («Словарь терминов») в виде опор­ных конспектов.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА — это искусства, обладающие видимой объёмной или плоскостной формой, располагающейся в пространстве, не изменяются и не раз­виваются во времени. Пространственные искусства включа­ют в себя три группы искусств: изобразительные (графика, живопись и скульптура), декоративные, конструктивные (дизайн и архитектура).

Эти искусства имеют между собой много общего. Объеди­няет их общность языка изображения — цвет, линия, тон, объ­ём, пространство, фактура, ритм. Здесь учителю для лучшего понимания проблемы (а может быть, и учащимся тоже) полез­но обратиться к схеме «Единое древо пластических искусств» (корни, ствол, ветви). На основе единых корней формируется богатейший ансамбль художественных языков не только ви­дов и жанров искусства, но и разных стилей, течений, инди­видуальных почерков. Но существует ещё одна связь — связь самих образных языков. В них тоже нет непроходимых гра­ниц, но есть более или менее чёткие зоны, где каждый вид искусства пребывает в относительной чистоте (в апогее). Иначе и не сформировались бы самостоятельные виды искусства.

В основе единства пространственных искусств лежит и нечто более существенное и сутьевое — целостность трёх видов художественной деятельности: изобразитель­ной, декоративной и конструктивной (в начальной школе эти виды деятельности олицетворяли три Брата Мастера: Ма­стер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки). Эти три вида художественной деятельности возникли до фор­мирования искусств — в те седые века, когда возникло са­мо человечество. В течение веков на основе слияния этих видов деятельности возникли развитые формы искусства (изобразительные, конструктивные, декоративные). Учителю необходимо понимать, что виды искусства сформированы именно на основе трёх видов деятельности, но не идентичны им. Суть этой неидентичности в том, что в развитии каждой группы искусств приняли участие все три вида художе­ственной деятельности. Это как бы три сердца художе­ственного творчества, и какое сердце в данном произве­дении бьётся сильнее, к такому виду искусства его и можно отнести.

Учащиеся, знакомясь с тремя видами пространственных искусств, должны понять, что конструктивность, декоратив­ность, изобразительность как виды деятельности присутству­ют в разной степени во всех произведениях конструктивных, декоративных, изобразительных искусств (как когда-то в на­чальной школе работали вместе, помогая друг другу, Братья Мастера).

Однако смысл существования тех или иных видов про­странственных искусств разный.

Виды искусства имеют разное назначение в жизни людей, и понимание этой разности необходимо донести до шести­классников. Конструктивные искусства, т. е. искусства ху­дожественной постройки, организуют пространственно-пред­метную среду нашей жизни. С помощью декоративного искусства (от франц. «декор» — украшение), т. е. искусства украшения, люди показывают, «кто есть кто», свои роли, на­мерения и тем самым организуют общение, человеческие от­ношения. Изобразительные виды искусства имеют целью художественное познание и формирование образных пред­ставлений о мире. «По сути своей это искусства исследова­тельские. Они исследуют мир человеческих отношений, мир человеческой души» (Б. М. Неменский).

Именно изобразительному искусству, постижению его об­разного языка, видов и жанров, а главное, сути его содержа­ния, его роли в жизни человека посвящено обучение детей в VI классе.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА — это искус­ства, основанные на воспроизведении явлений жизни в их ви­димом, предметном облике.

Видимое сходство, подобие образа и реальности, прав­дивое отображение действительности — это всё характери­стики изобразительного искусства. Но что есть правдивое отображение, что значит изобразить похоже, а также что та­кое выразительность и как она достигается в произведениях искусства — всё это шестиклассникам предстоит осмыслить в течение этого учебного года через восприятие произведе­ний художников и собственное творчество. От урока к уроку продолжается начатый ещё в начальной школе разговор (диа­лог), о чём говорит искусство, как говорит и, главное, зачем.

В продолжение урока учитель обращает внимание уча­щихся на выставку их работ за прошлые годы. Экспозиция разделена на живопись, графику и скульптуру. Задача экспо­зиции заключается в том, чтобы представить детям их про­шлые работы как произведения трёх видов изобразительного искусства.

Учитель задаёт вопросы: «Какой вид пространственных искусств здесь представлен? По какому принципу (на какие разделы) делится экспозиция выставки? Чем и как выполнены работы?» Дети вспоминают, какими материалами они работа­ли, какие их выразительные возможности использовали.

Учащимся предлагается дать названия разделам выстав­ки. Учитель вешает таблички-названия «Живопись», «Графи­ка», «Скульптура». Дети определяют, чем различаются раз­ные виды изобразительного искусства, и приходят к выводу, что у каждого из них свои средства изображения и выраже­ния: в живописи это прежде всего цвет, в графике — линии, штрихи, пятна, в скульптуре — объёмные формы. В живописи и графике изображения создаются на плоскости, скульптур­ные образы существуют в пространстве.

Картины, рисунки, скульптуры, которые имеют самостоя­тельное значение и не связаны с архитектурным ансамблем, называют станковыми произведениями (от слов «станок», «подставка»). В отличие от станковых, монументальные фор­мы изобразительного искусства (настенные росписи, панно, фрески, монументы) по своему назначению и характеру свя­заны с архитектурой или природным ландшафтом.

Существует огромное разнообразие специальных матери­алов изобразительного искусства. Далее идёт диалог учителя с детьми о