ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Искусство — одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение действительности во всей сово­купности человеческих характеров, переживаний, отношений.

Колорит (итал. со1огйо, от лат. color — цвет, краска) — целостный цветовой строй произведения, характер взаимосвязи всех цветовых элементов. Колорит — одно из важнейших средств эмоциональной выразительности художественного произведения. По характеру цве­товых сочетаний колорит может быть спокойным или напряжённым, тёплым или холодным, светлым или тёмным. В зависимости от степе­ни насыщенности и силы цвета он может быть ярким, приглушённым, блеклым и т. д. Колористическое богатство в живописи достигается применением нюансировки цвета, поиска его различных оттенков. «Живопись, не дышащая в каждом своём цвете тысячью обогащён­ных ею оттенков, есть мёртвая живопись», — говорил К. Ф. Юон.

Композиция (от лат. сотровШоп — составление, сочета­ние) — смысловая и зрительная организация целостности произ­ведения, внутренний порядок, расположение, соотношение и связь всех частей, способствующие выявлению смысла художественного произведения.

Композиция — важнейший, организующий момент художествен­ной формы, придающий произведению единство и целостность и вы­ражающий творческий замысел художника. Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем. Известный теоретик искусства Н. Н. Волков композицию в живописи определял как «конструкцию для смысла», «построение сюжета на плоскости». Целью и формо­образующим принципом композиции является не построение само по себе, а смысл, который оно раскрывает. Конструкция (построе­ние) выполняет функцию подачи смысла. С. М. Эйзенштейн писал, что «композиция является обнажённым нервом авторского намере­ния, мышления и идеологии». Композицию можно рассматривать как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием.

В. А. Фаворский: «Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать раз­нопространственное и разновременное». Е. А. Кибрик выделяет три закона композиции: закон жизненности, закон выразительности и за­кон цельности.

Целостность композиции
— конструктивно-пластическая структу­ра живописного произведения, когда из изображения ничего нельзя изъять, к нему ничего нельзя добавить или передвинуть без ущерба для целого.

Композиционный центр — та часть живописного произведения, которая выражает главную мысль (идею) содержания. Построе­ние живописного произведения — это нахождение конструктивных пластических связей второстепенных частей и деталей, выявляю­щих и подчёркивающих композиционный центр. Композиционный центр выделяется местоположением на изобразительной плоскости, освещённостью, цветотональными контрастами и другими изобрази­тельными средствами. Композиционный центр присутствует во всех видах пластических искусств.

Н. Н. Волков так охарактеризовал композиционный центр: «Ком­позиционным центром картины мы называем главную часть картины, связывающую по смыслу все другие части. Это главное действие, главные предметы (в натюрморте), цель главного пространственно­го хода или собирающее цветовой строй главное пятно в пейзаже».

Центр композиции не всегда изобразительно заполнен, он может оставаться пустым или быть смещённым относительно центра кар­тины. Компонуя произведение живописи и размещая определённым образом композиционный центр, художник практически режиссирует, определяет процесс восприятия произведения живописи.

Контраст (франц. contraste) — один из важнейших формообразу­ющих элементов в живописи и графике. Символика контраста часто используется для передачи определённого философского, миро­воззренческого содержания. Контрасты разделяют на две группы — ахроматические (световые) и хроматические (цветовые).

Локальный цвет — это тот цвет, который присущ самому пред­мету независимо от освещения, воздушного пространства, рефлек­сов. Локальный цвет предмета не изменяется ни на освещённой части предмета, ни на теневой, ни в солнечный день, ни в серый. Локальный цвет присутствует в большинстве работ народного искус­ства. Для того чтобы передать форму предмета, по локальному цвету более тёмным тоном наносятся тени, иногда бликами усиливается объём предметов. Такой приём использовался в иконописи, но он есть и во многих произведениях живописи периода классицизма.

Образ — способ и форма освоения и воплощения действитель­ности в искусстве. Отражение действительности в художественном образе составляет специфическую природу искусства, особенностью которой является выражение абстрактной идеи в конкретной чув­ственной форме. Такое определение позволяет выделить специфику художественно-образного мышления по сравнению с другими фор­мами мыслительной деятельности. Образ — специфическая для ис­кусства форма познания и оценки мира, выражение духовного содер­жания. Содержание и форма в законченной картине слиты воедино и представляют целостный живописный образ. Художественность неотделима от образности, без образа нет искусства.



Перспектива (франц. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) — способ передачи на плоскости глубины трёхмерного пространства.

Различают несколько видов перспективы. Линейная (научная, прямая) перспектива — геометрическая конструкция пространствен­ного изображения, она является составной частью начертательной геометрии и требует точных расчётов. Однако при работе с натурой художник довольствуется лишь самыми необходимыми правилами перспективы, полагаясь на свой глазомер, он ограничивается наблю­дательной перспективой.

Воздушная перспектива (световая перспектива) — изменение цвета и чёткости очертаний отдалённых предметов в пространстве.

По мере удаления от источника света предметы теряют яркость, рельефность, цвет, очертания.

Живопись, как и другие виды искусства, по своей природе условна. «Плоскость холста не тождественна реальному простран­ству, краски палитры не тождественны цветам в природе, впечатление освещённости, создаваемое живописью, не тождественно солнечно­му свету. Живописец, созерцая натуру и уже в этом созерцании пере­водя её на язык живописи, выбирает те или иные пути её зрительно­живописного обобщения», — пишет академик Б. В. Раушенбах в книге «Пространственные построения в живописи». На основе результатов математического анализа различных систем пространственных по­строений в живописи он разработал систему криволинейной перцеп­тивной перспективы, основанной на передаче на плоскости картины геометрии зрительного восприятия пространства, которая не может быть осуществлена без опоры на работу человеческого сознания.

Эта система предполагает необходимость сознательного отбора элементов изображения, искажение которых допускается, и элемен­тов, которые необходимо передать в точном соответствии со зри­тельным восприятием.

Содержание — сущность произведения, основной смысл, то, о чём рассказывается или говорится подтекстом, то, что выража­ет художник. Сюжеты у разных художников могут быть схожими, но содержание в произведении у каждого будет своё, индивидуаль­ное. Анализ картины нельзя сводить к буквальному описанию того, что зритель видит на полотне. Надо уметь выделить главное, реша­ющее в раскрытии темы, установить внешнюю (сюжет) и внутрен­нюю (содержание) связь основных элементов. «Всё, что изображено на холсте, — это далеко не всё, что хотел и смог сказать художник. Это только верхний слой. Только фасад здания. В нём есть двери. Но они открываются лишь сердцу, и понять суть работы может лишь оно...» — писал Б. М. Неменский.


Стиль (от греч. stylos — палочка) — устойчивое единство худо­жественных принципов, приёмов и средств, используемых при соз­дании произведений искусства. Под стилем подразумевают важней­шие этапы развития мирового искусства, когда складывается общая художественная система, охватывающая все виды художественной культуры. Стиль диктует тип зданий в архитектуре, оформление экс­терьера и интерьера, круг сюжетов и образные характеристики пер­сонажей, способы передачи пространства, использование светотени и колорита, структуру композиции. Стиль — это художественно вы­раженное восприятие мира, исторического и национального свое­образия, свойственного людям данной эпохи.

Стилем в узком смысле слова обозначают индивидуальные ху­дожественные особенности, присущие творчеству крупного писате­ля, художника, музыканта (стиль Микеланджело, стиль Прокофьева и т. д.).

Сюжет (франц. sujet, букв. — предмет) — предмет художествен­ного изображения, совокупность событий и действий, составляющих художественное повествование. Сюжет портрета — внешний облик человека, в котором отражены его индивидуальные личностные каче­ства. Сюжет пейзажа — конкретный вид природы, сюжет натюрмор­та — вещи, окружающие человека. Сюжетная, предметная живопись противопоставляется беспредметной, абстрактной. Сюжет в произ­ведениях искусства имеет большое значение, но сам по себе не га­рантирует успеха. Можно значительный сюжет свести к забавной истории, а простой сюжет наполнить весомым содержанием.

История искусства свидетельствует о том, что художественная ценность и сила воздействия произведения искусства во многом зависят от выразительности художественной формы и от её соот­ветствия содержанию произведения. Это обусловлено тем, что в ху­дожественном отображении действительности важна роль сюжета. Но определяющим является содержание произведения. В творчестве старых европейских мастеров многократно повторяются одни и те же сюжеты, наполненные совершенно различным содержанием. Сюжет в изобразительном искусстве — событие, ситуация, изображённые в произведении, время, место, обстановка изображённого события или эпизода, а также характер действия, состояние и взаимоотно­шение его участников, соответствующие детали. Сюжет — конкрети­зация темы, её переработка.


Тема (греч. thema, букв. — то, что положено в основу) — общее для всех видов искусства понятие. Тема связывает содержание картины с определённым кругом явлений действительности (например, в карти­не «Явление Христа народу» А. А. Иванова отражена библейская тема).

Тон (от греч. tonos — ударение, напряжение) — общий светоте­невой и цветовой художественный строй произведения. Тон — это характеристика света в изображении, тон показывает степень освещённости.

Тональность — общий строй колорита или светотени в произве­дениях живописи, графики.

Тональные отношения — отношения светлого и тёмного в изо­бражении.

Фактура (от лат. factura — обработка, делание) — характер по­верхности предмета, его материальные, осязаемые свойства (глад­кость, шероховатость и т. д.). В изобразительном искусстве факту­ра — след от рабочего инструмента, характер его работы (способ ведения кисти, усилия, приложенные к резцу, и т. д.).

Художественное направление отличается от стиля тем, что не становится общей нормой для художественной культуры сво­его времени и страны в целом, а возникает и развивается рядом с иными, порой противоположными направлениями. Примеры ху­дожественных направлений: романтизм, сентиментализм, реализм, импрессионизм и т. д.

Цвет — главное выразительное средство живописи. Проблемы цвета и цветовосприятия изучаются в целом ряде наук — математике, физике, психологии, физиологии, биологии. Совокупные достижения этих наук послужили основой для того, что появилась новая научная дисциплина — цветоведение. В теории живописи изучаются художе­ственные, эстетические свойства цвета (цветовая гармония, контраст, различные качества цвета, психофизиологическое воздействие цвета и его символика). В то же время наука не может объяснить законы создания колорита в живописи — основы живописного мастерства. Творчество — явление уникальное, и его невозможно свести к схеме.

Собственные качества цвета — это основные его характеристики: цветовой тон, светлота и насыщенность.

Несобственные качества цвета — качества, объективно цвету не присущие, возникающие в сознании человека в результате эмо­циональной реакции при его восприятии (тёплый и холодный, лёгкий и тяжёлый, глухой и звонкий и т. д.).