ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Искусство — одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение действительности во всей совокупности человеческих характеров, переживаний, отношений.
Колорит (итал. со1огйо, от лат. color — цвет, краска) — целостный цветовой строй произведения, характер взаимосвязи всех цветовых элементов. Колорит — одно из важнейших средств эмоциональной выразительности художественного произведения. По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряжённым, тёплым или холодным, светлым или тёмным. В зависимости от степени насыщенности и силы цвета он может быть ярким, приглушённым, блеклым и т. д. Колористическое богатство в живописи достигается применением нюансировки цвета, поиска его различных оттенков. «Живопись, не дышащая в каждом своём цвете тысячью обогащённых ею оттенков, есть мёртвая живопись», — говорил К. Ф. Юон.
Композиция (от лат. сотровШоп — составление, сочетание) — смысловая и зрительная организация целостности произведения, внутренний порядок, расположение, соотношение и связь всех частей, способствующие выявлению смысла художественного произведения.
Композиция — важнейший, организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и целостность и выражающий творческий замысел художника. Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем. Известный теоретик искусства Н. Н. Волков композицию в живописи определял как «конструкцию для смысла», «построение сюжета на плоскости». Целью и формообразующим принципом композиции является не построение само по себе, а смысл, который оно раскрывает. Конструкция (построение) выполняет функцию подачи смысла. С. М. Эйзенштейн писал, что «композиция является обнажённым нервом авторского намерения, мышления и идеологии». Композицию можно рассматривать как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием.
В. А. Фаворский: «Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное». Е. А. Кибрик выделяет три закона композиции: закон жизненности, закон выразительности и закон цельности.
Целостность композиции
— конструктивно-пластическая структура живописного произведения, когда из изображения ничего нельзя изъять, к нему ничего нельзя добавить или передвинуть без ущерба для целого.
Композиционный центр — та часть живописного произведения, которая выражает главную мысль (идею) содержания. Построение живописного произведения — это нахождение конструктивных пластических связей второстепенных частей и деталей, выявляющих и подчёркивающих композиционный центр. Композиционный центр выделяется местоположением на изобразительной плоскости, освещённостью, цветотональными контрастами и другими изобразительными средствами. Композиционный центр присутствует во всех видах пластических искусств.
Н. Н. Волков так охарактеризовал композиционный центр: «Композиционным центром картины мы называем главную часть картины, связывающую по смыслу все другие части. Это главное действие, главные предметы (в натюрморте), цель главного пространственного хода или собирающее цветовой строй главное пятно в пейзаже».
Центр композиции не всегда изобразительно заполнен, он может оставаться пустым или быть смещённым относительно центра картины. Компонуя произведение живописи и размещая определённым образом композиционный центр, художник практически режиссирует, определяет процесс восприятия произведения живописи.
Контраст (франц. contraste) — один из важнейших формообразующих элементов в живописи и графике. Символика контраста часто используется для передачи определённого философского, мировоззренческого содержания. Контрасты разделяют на две группы — ахроматические (световые) и хроматические (цветовые).
Локальный цвет — это тот цвет, который присущ самому предмету независимо от освещения, воздушного пространства, рефлексов. Локальный цвет предмета не изменяется ни на освещённой части предмета, ни на теневой, ни в солнечный день, ни в серый. Локальный цвет присутствует в большинстве работ народного искусства. Для того чтобы передать форму предмета, по локальному цвету более тёмным тоном наносятся тени, иногда бликами усиливается объём предметов. Такой приём использовался в иконописи, но он есть и во многих произведениях живописи периода классицизма.
Образ — способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве. Отражение действительности в художественном образе составляет специфическую природу искусства, особенностью которой является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме. Такое определение позволяет выделить специфику художественно-образного мышления по сравнению с другими формами мыслительной деятельности. Образ — специфическая для искусства форма познания и оценки мира, выражение духовного содержания. Содержание и форма в законченной картине слиты воедино и представляют целостный живописный образ. Художественность неотделима от образности, без образа нет искусства.
Перспектива (франц. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) — способ передачи на плоскости глубины трёхмерного пространства.
Различают несколько видов перспективы. Линейная (научная, прямая) перспектива — геометрическая конструкция пространственного изображения, она является составной частью начертательной геометрии и требует точных расчётов. Однако при работе с натурой художник довольствуется лишь самыми необходимыми правилами перспективы, полагаясь на свой глазомер, он ограничивается наблюдательной перспективой.
Воздушная перспектива (световая перспектива) — изменение цвета и чёткости очертаний отдалённых предметов в пространстве.
По мере удаления от источника света предметы теряют яркость, рельефность, цвет, очертания.
Живопись, как и другие виды искусства, по своей природе условна. «Плоскость холста не тождественна реальному пространству, краски палитры не тождественны цветам в природе, впечатление освещённости, создаваемое живописью, не тождественно солнечному свету. Живописец, созерцая натуру и уже в этом созерцании переводя её на язык живописи, выбирает те или иные пути её зрительноживописного обобщения», — пишет академик Б. В. Раушенбах в книге «Пространственные построения в живописи». На основе результатов математического анализа различных систем пространственных построений в живописи он разработал систему криволинейной перцептивной перспективы, основанной на передаче на плоскости картины геометрии зрительного восприятия пространства, которая не может быть осуществлена без опоры на работу человеческого сознания.
Эта система предполагает необходимость сознательного отбора элементов изображения, искажение которых допускается, и элементов, которые необходимо передать в точном соответствии со зрительным восприятием.
Содержание — сущность произведения, основной смысл, то, о чём рассказывается или говорится подтекстом, то, что выражает художник. Сюжеты у разных художников могут быть схожими, но содержание в произведении у каждого будет своё, индивидуальное. Анализ картины нельзя сводить к буквальному описанию того, что зритель видит на полотне. Надо уметь выделить главное, решающее в раскрытии темы, установить внешнюю (сюжет) и внутреннюю (содержание) связь основных элементов. «Всё, что изображено на холсте, — это далеко не всё, что хотел и смог сказать художник. Это только верхний слой. Только фасад здания. В нём есть двери. Но они открываются лишь сердцу, и понять суть работы может лишь оно...» — писал Б. М. Неменский.
Стиль (от греч. stylos — палочка) — устойчивое единство художественных принципов, приёмов и средств, используемых при создании произведений искусства. Под стилем подразумевают важнейшие этапы развития мирового искусства, когда складывается общая художественная система, охватывающая все виды художественной культуры. Стиль диктует тип зданий в архитектуре, оформление экстерьера и интерьера, круг сюжетов и образные характеристики персонажей, способы передачи пространства, использование светотени и колорита, структуру композиции. Стиль — это художественно выраженное восприятие мира, исторического и национального своеобразия, свойственного людям данной эпохи.
Стилем в узком смысле слова обозначают индивидуальные художественные особенности, присущие творчеству крупного писателя, художника, музыканта (стиль Микеланджело, стиль Прокофьева и т. д.).
Сюжет (франц. sujet, букв. — предмет) — предмет художественного изображения, совокупность событий и действий, составляющих художественное повествование. Сюжет портрета — внешний облик человека, в котором отражены его индивидуальные личностные качества. Сюжет пейзажа — конкретный вид природы, сюжет натюрморта — вещи, окружающие человека. Сюжетная, предметная живопись противопоставляется беспредметной, абстрактной. Сюжет в произведениях искусства имеет большое значение, но сам по себе не гарантирует успеха. Можно значительный сюжет свести к забавной истории, а простой сюжет наполнить весомым содержанием.
История искусства свидетельствует о том, что художественная ценность и сила воздействия произведения искусства во многом зависят от выразительности художественной формы и от её соответствия содержанию произведения. Это обусловлено тем, что в художественном отображении действительности важна роль сюжета. Но определяющим является содержание произведения. В творчестве старых европейских мастеров многократно повторяются одни и те же сюжеты, наполненные совершенно различным содержанием. Сюжет в изобразительном искусстве — событие, ситуация, изображённые в произведении, время, место, обстановка изображённого события или эпизода, а также характер действия, состояние и взаимоотношение его участников, соответствующие детали. Сюжет — конкретизация темы, её переработка.
Тема (греч. thema, букв. — то, что положено в основу) — общее для всех видов искусства понятие. Тема связывает содержание картины с определённым кругом явлений действительности (например, в картине «Явление Христа народу» А. А. Иванова отражена библейская тема).
Тон (от греч. tonos — ударение, напряжение) — общий светотеневой и цветовой художественный строй произведения. Тон — это характеристика света в изображении, тон показывает степень освещённости.
Тональность — общий строй колорита или светотени в произведениях живописи, графики.
Тональные отношения — отношения светлого и тёмного в изображении.
Фактура (от лат. factura — обработка, делание) — характер поверхности предмета, его материальные, осязаемые свойства (гладкость, шероховатость и т. д.). В изобразительном искусстве фактура — след от рабочего инструмента, характер его работы (способ ведения кисти, усилия, приложенные к резцу, и т. д.).
Художественное направление отличается от стиля тем, что не становится общей нормой для художественной культуры своего времени и страны в целом, а возникает и развивается рядом с иными, порой противоположными направлениями. Примеры художественных направлений: романтизм, сентиментализм, реализм, импрессионизм и т. д.
Цвет — главное выразительное средство живописи. Проблемы цвета и цветовосприятия изучаются в целом ряде наук — математике, физике, психологии, физиологии, биологии. Совокупные достижения этих наук послужили основой для того, что появилась новая научная дисциплина — цветоведение. В теории живописи изучаются художественные, эстетические свойства цвета (цветовая гармония, контраст, различные качества цвета, психофизиологическое воздействие цвета и его символика). В то же время наука не может объяснить законы создания колорита в живописи — основы живописного мастерства. Творчество — явление уникальное, и его невозможно свести к схеме.
Собственные качества цвета — это основные его характеристики: цветовой тон, светлота и насыщенность.
Несобственные качества цвета — качества, объективно цвету не присущие, возникающие в сознании человека в результате эмоциональной реакции при его восприятии (тёплый и холодный, лёгкий и тяжёлый, глухой и звонкий и т. д.).