ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Временем самоопределения портрета как самостоятельного жан­ра принято считать XV век, хотя портретные изображения в мировом искусстве существуют с эпохи Древнего Египта, но как бы ни бы­ли реалистичны и похожи доренессансные портреты, они никогда не изображались «от первого лица», портрет служил магической или ритуальной заменой модели, своеобразной маской, в чертах лица просвечивал первообраз.

В эпоху Возрождения впервые возникает «я портрет» — портрет человека с его индивидуальными качествами. Человек в портрете эпохи Возрождения изображается крупным планом на фоне мира (как, например, в «Портрете мальчика» Пинтуриккио), а за ним уви­денный издали пейзаж с деревьями, скалами, реками, высокими башнями замков и цепью гор на горизонте. Но композиционно че­ловек и мир взаимопротивопоставлены: два разных пространства, два разных масштаба величин.

Мир, в котором существуют герои портретов XVII в. (века ба­рокко), безграничен, наполнен мраком и светом, весь в движении. Будь то бездонная тьма, откуда высвечиваются лица на портретах Рембрандта, или тонко вибрирующие светотеневые фоны портретов Ф. Хальса, или бурно неопределённые декоративно-пейзажные фоны портретов Рубенса и Ван Дейка.

Если люди на портретах художников эпохи Возрождения бесстраст­ны, не эмоциональны, позируют для вечности, то в XVII в. художников интересует мимика лица, передающая различные эмоции (иногда пор­треты даже нарочито гримасничают). Рембрандт в своих автопортре­тах, в портретах близких экспериментирует над лицом, заставляя его улыбаться, смеяться, шевелить губами, закрывать глаза и т. д.

Характерная черта портретов XVIII в. — игровое, театральное на­чало. Даже в интимных портретах модель всегда что-нибудь созна­тельно представляет: человек играет самого себя, но ещё больше он любит играть другого. Распространяется тип костюмированного портрета; блестящий пример такого портрета — серия «Смолянки» Д. П. Левицкого. Улыбка в портретах XVIII в. лёгкая, едва трогающая уголки губ, как знак внимания ко всем зрителям и ни к кому в от­дельности, как признак хорошего тона.

В XX в. по-новому решается ситуация «модель — зритель» и рож­дается новый тип портрета. Это портрет диалогический, обращённый не просто к зрителю, но к собеседнику.

Чаще всего модель изображается удобно сидящей, взгляд внимательный, остановленный на собеседнике или задумчиво-не­подвижный, погружённый в себя. Так изображены Лев Толстой у И. Н. Крамского, актриса Т. Самари у Ренуара, Струговщиков на портрете К. П. Брюллова и т. д. Наконец, портрет человека, все­цело ушедшего в свои мысли, переживающего публичное одиноче­ство, — это портрет Ф. М. Достоевского кисти В. Г. Перова или Стре- петова кисти Н. Я. Ярошенко.


В конце XIX в. портрет как замкнутый в себе мир, как целостная система начал распадаться — на «Портрете Воллара» кисти Пикассо человеческое лицо, словно разбитое и вновь сложенное из осколков. Процессы, начавшиеся в портретной живописи в конце века, свиде­тельствуют о напряжённых поисках новых решений ситуаций «пор­трет — мир» и «портрет — зритель». Меняются времена, и художники стремятся найти новое соотношение между отдельным человеком и большим миром.

Разновидностью портрета является автопортрет. Автопор­трет — это и личная лаборатория художника, и результат творческого вдохновения. Трудно объяснить какую-либо закономерность в появ­лении автопортретов. История искусства знает немало случаев, когда портретист ни разу в своей жизни не обращался к этому жанру, а вот, например, Рембрандт писал свои автопортреты свыше 100 раз, Ван Гог — около 40 раз.

Типология автопортрета достаточно разнообразна. Автопортрет может быть вплетён, например, в ткань исторического полотна. С. Боттичелли неоднократно изображал себя в толпе поклоняющихся Младенцу (Рождество), Рафаэль — в «Афинской школе», К. П. Брюл­лов в «Последнем дне Помпеи» и т. д. В таких работах чувствуется личное приобщение к тем событиям, которые изображает художник, сопереживание им.

Достаточно часто в автопортретах художник представляет себя как творца, выявляет своё творческое кредо. Тяга художника к само- постижению, утверждению творческой личности — одна из главных тем автопортрета.

Н. Пуссен в «Автопортрете» похож скорее на философа, чем на живописца. Художник декларирует призыв к самопознанию и ду­ховному самопожертвованию личности. Мужественное лицо выража­ет внутреннее достоинство, решительный поворот головы — само­утверждение.

В автопортрете В. А. Тропинина, названном им самим «Авто­портрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль», полностью отсутствует пафос внешней репрезентации, в нём нет и тени игры в «божественное вдохновение», но ощутимо понимание художником своего значения. Покоем и уверенностью веет от облика художника. Некоторой будничности естественной среды противосто­ит торжественность кремлёвской архитектуры. Тропинин, нарушая симметрию композиции, словно отступил в сторону, уступая место эпическому образу древней столицы.



Иную концепцию личности художника мы видим в «Автопортре­те» К. С. Петрова-Водкина. Подчёркнутый аскетизм модели созву­чен суровому времени военного коммунизма. Противопоставление сдержанных тёплых тонов лица художника космической синеве фона создаёт атмосферу противоборства, в которой рождается творческая личность.

Противоречия в общественной жизни, демократические тенден­ции XIX в. накладывают свой отпечаток на характеристику душевного состояния художника. Автопортрет этого времени, как правило, вы­ражает слияние личного начала с общественной позицией художника, поднимает вопрос о месте художника в современном ему обществе. Таковы автопортреты К. П. Брюллова, П. А. Федотова, В. Г. Перова, И. Н. Крамского и др.

Сложная ситуация конца XIX — начала XX в. находит яркое отраже­ние в автопортрете, часто он решается в виде художественной мисти­фикации, буффонады. Художники, входящие в объединение «Бубновый валет», использовали автопортрет не только для экспериментальных поисков в области цвета и формотворчества, но и для утверждения близости художника нового времени к народной, праздничной, про­стодушно-ярмарочной художественной стихии. В огромной картине И. И. Машкова «Автопортрет и портрет художника П. П. Кончаловско­го» сам автор и его друг изображены почти обнажёнными в интерьере со спортивными снарядами и хрупкой скрипкой. «Пощёчиной обще­ственному вкусу» звучал автопортрет А. В. Лентулова с надписью «Ве­ликий художник». В атмосфере предвоенной поры их полотна были своеобразным выражением неприятия буржуазного мира.

Портрет может раскрывать высокие духовно-нравственные ка­чества человека, создавать красивую ложь, вместе с тем портрету доступно правдивое, подчас беспощадное выявление и негативных свойств модели (карикатура, шарж, сатирический портрет). Портрет способен отражать важнейшие общественные явления во всей слож­ности их противоречий.

Автопортрет в искусстве — это всегда образ «героя своего вре­мени». А каков образ героя нашего времени?

Советское изобразительное искусство отличалось не только высоким профессиональным мастерством, но и глубокой содер­жательностью. Талантливым художникам рамки соцреализма не мешали создавать индивидуальные, насыщенные содержанием образы в портретном жанре.

Кого бы ни изображал М. В. Нестеров — учёного И. И. Павлова, волевого, собранного, одухотворённого, лаконичный и выразитель­ный жест рук которого выявляет его неуёмную, динамичную нату­ру; скульптора И. Д. Шадра, стоящего в сосредоточенном раздумье у мраморного торса; хирурга Юдина или художницу Е. Кругликову, он прежде всего показывает, что смысл жизни — в творческих ис­каниях в искусстве или науке. Портреты М. В. Нестерова исполнены в лучших традициях русской живописи.


Ученик М. В. Нестерова П. Д. Корин также подчёркивает интел­лект, внутреннюю сложность человека, но манера его письма иная, форма жёстче, рисунок экспрессивнее, колорит суровее. В своей скупой выразительной манере, остро подчёркивая индивидуальное в модели, Корин исполняет портреты представителей художествен­ной среды — С. Т. Конёнкова, М. С. Сарьяна, Р. Н. Симонова, Кукры- никсов. Великолепны его портретные этюды к незаконченной картине «Русь уходящая».

Язык портретов В. Е. Попкова, интереснейшего художника XX в., символичен. Видно, что художник обладал обострённым чувством ответственности за всё происходящее в мире. У мастера множество автопортретов-картин, где он выражает свою позицию: «Шинель от­ца», «Работа окончена», «Павел, Игорь и я», «Мать и сын», «Ссора», «Приходите ко мне в гости».

Своё восприятие современности со всеми её проблема­ми художники выражают часто в групповом портрете (например, Д. Д. Ж и л и н с к и й. Семья художника Чернышова, Под старой ябло­ней; Б. М. Неменский. Четыре истины: четыре человека, сидящие за столом, предстают как четыре жизненные позиции, за которыми стоит разное отношение к жизни, к людям). В серии портретов сту- дентов-художников «Поколение» Б. М. Неменский показал состояние предстояния, раздумья перед собственным жизненным путём.

Образы художников-портретистов конца XX в. часто слагаются из сложного ассоциативного строя мыслей и представлений. Пор­треты Т. Г. Назаренко, А. Г. Ситникова, О. В. Булгаковой глубоко сим- воличны. Картинное пространство становится полем борьбы добра и зла, любви и ненависти, разума и глупости, красоты и безобразия, жестокости и доброты, варварства и бессмертия.

ПЕЙЗАЖ

«Может ли быть зрелище великолепнее, чем созерцание нашего мира?»

Впервые пейзаж как жанр появляется в искусстве Китая, Япо­нии. Именно ему принадлежало центральное место в средневеко­вом искусстве этих стран. Пейзажная лирика, пейзажная живопись и искусство пейзажного сада находятся в генетическом и историко­культурном родстве. Всё прекрасное в жизни, все самые глубокие эмоции сопоставлялись с природой, каждая травинка под солнцем изображалась с пристальной любовью и вниманием, но художники стремились к созданию максимально обобщённых, синтезирующих пейзажей, где каждое дерево, любой камень, скала или человек явля­ются носителями духовного, идеального начала, подчинены единому, могучему движению сил Вселенной.


Потребность осмыслить природу как воплощение самых глубоких чувств и самых сложных философских представлений своего вре­мени вызвала к жизни множество теоретических трактатов. До на­шего времени сохранился трактат крупнейшего мастера и теоретика пейзажной живописи XI в. Го Си «О высокой сути лесов и потоков». В свитке Го Си «Осенний туман рассеялся над горами и равнинами» мы видим воплощение его теории об отождествлении свойств чело­века со свойствами природы, мысль об их неразрывной взаимосвязи.

В китайском пейзаже существует традиционный набор симво­лических, почитаемых с древности элементов природы — горы, во­ды, деревья, каждый из которых обладает полиморфным понятийным ареалом.

Бесконечная комбинация этих символов в пейзаже отражает вы­сокие идеи, присущие китайскому миропониманию в целом:

  • религиозно-философское осмысление природы (природа как манифестация универсального дао);

  • натурфилософское осмысление природы (природа как вопло­щение вечности и бесконечного круговорота естественных феноме­нов и процессов);

  • эстетическое осмысление природы (природа как олицетворе­ние абсолютной красоты мира).

Именно из-за своего высокого духовного содержания картины- свитки, изображающие жизнь природы, приобрели универсальную значимость. Они превратились в средство утончённого духовного общения, способ передачи мысли, символических благопожеланий.

Величайший китайский живописец VIII столетия Ван Вей отказал­ся от многоцветной палитры и писал размывками чёрной туши, через тональное единство работы добиваясь впечатления целостности уви­денного мира. Пейзажи Ван Вея впервые становятся безлюдными. Природа — единственный объект изображения. Она обретает худо­жественную самоценность. Ван Вей был величайшим поэтом своего времени и нашёл адекватную зримую форму тем эмоциям, которые воплотились в его стихах. О нём говорили, что его стихи подобны картинам так же, как картины подобны стихам.

В европейском искусстве глобальные общечеловеческие темы выражала сюжетно-тематическая картина, но и жанр пейзажа давал большие возможности. Пейзаж у художников эпохи Возрождения несёт большую философскую нагрузку и эмоциональное звучание.

Природа является главным персонажем картины Джорджоне «Гроза». Пейзаж на этом полотне уже не среда, в которой живёт человек, а носитель чувств и настроений. Световоздушная среда сплавляет воедино все элементы картины, и впервые пейзаж пере­стаёт быть задним планом.