Файл: 1. История создания, определение и задачи единой гос системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все потери населения, вызванные чрезвычайными ситуациями мирного и военного времени, носят название общих потерь и подразделяются на безвозвратные и санитарные. К безвозвратным потерям относят погибших и пропавших без вести. Под санитарными потерями принято понимать лиц, нуждающихся в оказании медицинской помощи и по состоянию здоровья утративших трудоспособность не менее чем на одни сутки.

Величина (размеры) санитарных потерь являются одним из важнейших факторов, влияющих на организацию оказания медицинской помощи населению в ЧС мирного и военного времени.

Уровень санитарных потерь- это количественная оценка на определенный момент.

Размер потерь, как безвозвратных, так и санитарных, при каждом виде катастроф колеблется в большом диапазоне в зависимости от ряда условий: масштабов катастрофы, интенсивности действия поражающих факторов, плотности населения, характера застройки, времени суток, системы защиты населения, своевременности оповещения и полноты информации и др. Например, при землетрясении 1975 г. в Китае население было предупреждено и ни один человек не погиб, а при землетрясении в 1976 г. в том же Китае в результате отсутствия информации погибли 243.000 человек и 165.000 пострадали.

Уровень санитарных потерь - число потерь на тот или иной промежуток времени.

Под структурой санитарных потерь понимается процентное соотношение различных категорий пораженных в общем числе санитарных потерь при данной чрезвычайной ситуации. Например, в очаге ядерного поражения, в структуре санитарных потерь ожоги составляют от 27 до 30 %, механические травмы – 20%.

Выделяют следующие виды поражений людей:

1. Травмы (в том числе синдром длительного сдавления), переломы костей,кровотечения.

2. Термические ожоги, отморожения.

3. Радиационные поражения.

4. Острые химические отравления.

5. Психоэмоциональные расстройства.

6. Массовые инфекционные заболевания.

7. Переохлаждения, перегревания.

8.Комбинированные поражения (механо-термические, радиационно-термические, радиационно-механическиеи др.).

Фазы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:

  1. Фаза изоляции - с момента возникновения катастрофы до начала оргнизованного проведения спасательных работ

  2. Фаза спасения - от начала спасательных работ до завершения мед.эвакуции пораженных за пределы очага (от нескольких секунд до нескольких суток)

  3. Фаза восстановит.лечения - в мед.организациях до определившихся исходов




4. История становления, определение и задачи ВСМК

Ежегодно увеличивается количество возникающих катастроф природного и техногенного характера, растёт количество санитарных и безвозвратных потерь среди населения и масштабы материального ущерба.

В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), объединяющее 30 государств.

В 1976 г. в ФРГ был организован «Клуб Майнца», в который вошли 10 самых видных реаниматологов мира под председательством Рудольфа Фрея, где рассматривался вопрос разработки простых методов поддержания жизни поражённых.

В 1983 г. этот клуб трансформировался во Всемирную ассоциацию неотложной медицины и медицины катастроф, которую возглавил американский реаниматолог Питер Сафар.

В декабре 1988 г. – мощное землетрясение в Армении. Потери: 30 тыс. погибших и 30 тыс. раненых.

В оказании медицинской помощи пострадавшим принимали участие квалифицированные врачи со всей страны.

В 1989 г. после анализа организации ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения стала очевидной неэффективность методов работы, используемых в повседневной деятельности, при ликвидации ЧС.

Поэтому всерьёз заговорили о необходимости создания структуры, специально предназначенной для оказания медицинской помощи в ЧС природного и техногенного характера.

В 1990 г. Постановлением Правительства СССР была создана служба экстренной медицинской помощи (СЭМП).

Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 420.

В 1996 г. разработано Положение о ВСМК, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 195.

Медицина катастроф - отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при ЧС, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Нормативные акты, регламентирующие деятельность ВСМК.

-ФЗ РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в РФ»

-Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ»

-Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 734 «Об утверждении положения о ВСМК»

В РФ законодательством закреплено, что организация и оказание медицинской помощи пострадавшим в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов и в вооружённых конфликтах, в т.ч. медицинская эвакуация, осуществляется ВСМК, являющейся подсистемой РСЧС, подведомственной МЗ России.



5. Основные принципы деятельности ВСМК

Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населе­нию. Основными из них являются следующие:

Государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствую­щими указами Президента России, Постановлениями Правительства Российской Фе­дерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государствен­ную задачу.

Организация по территориально-производственному принципу.. Российская служба МК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Сочетание централизованного и децентрализованного управления.Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последст­вий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК незави­симо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляю­щей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уров­ни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС. Децентрализация управления предусматривает ведущую роль данного уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на определенной территории.

Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и по­вышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского пер­сонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).

Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.

Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использо­ваны для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение – для оказания медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом.


Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных по­следствий ЧС организуется на основе системы двухэтапного лечения пораженных с эвакуацией по назначению.

Оказание медицинской помощи пораженным и больным, эвакуация и лече­ние в ЧС, сопровождающихся небольшими санитарными потерями, могут быть орга­низованы также, как и в обычных условиях.

Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного со­става формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Реализация этого принципа может быть осу­ществлена введением участникам формирований надбавок к должностному окладу и различными мерами поощрения.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и уч­реждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формиро­ваний, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регу­лярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; ис­пользованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражен­ных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения и оперативностью использования сил и средств службы медицины катастроф.

Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специа­листов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государствен­ной Думой 14.07.95. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликви­дации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).

Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышен­ного риска, к действиям по оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется соз­данием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также соз­данием учебно-методической базы.

Эшелонирование и манёвр силами и средствами ВСМК.\

Медицинская сортировка

Взаимодействие.

Своевременность, непрерывность и эффективность.

Единоначалие.

Разумная достаточность сил и средств ВСМК и экономическая целесообразногсть.