Файл: 1. История создания, определение и задачи единой гос системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо поражающих факторов, характерных для других наводнений (термический, механический и биологический), при авариях на ГОО возрастает значение механического фактора, обусловленного кинетической энергией волны прорыва. Механические повреждения различной тяжести могут быть следствием:

– непосредственного динамического воздействия на тело человека волны прорыва;

– травмирующего действия обломков зданий и сооружений, разрушаемых волной прорыва;

– повреждающего действия различных предметов, вовлекаемых в движение волной прорыва.

В зависимости от высоты волны и скорости течения на затопляемой территории выделяют четыре зоны катастрофического затопления:

– первая – зона катастрофического затопления примыкает непосредственно к гидросооружению или водоему, которая простирается на 6-12 км, высота волны может достигать нескольких метров. Волна характеризуется бурным потоком воды со скоростью течения 30 и более км/час. Время прохождения волны – 30 мин.

– вторая – зона быстрого течения (15-20км/час). Протяженность этой зоны может быть 15-25 км. Время прохождения волны – 50-60 мин.

– третья – зона среднего течения (10-15км/час). Протяженность до 30-50км. Время прохождения волны – 2-3 часа.

– четвертая – зона слабого течения (разлива). Скорость течения может достигать 6-10 км/час. Ее протяженность будет зависеть от рельефа местности и может составить 36-70 км.

Санитарные потери - асфиксия, травмы, переохлаждение, нарушение ДС, ССС, ГМ. На третьи сутки растет доля инфекц-х заб-й, в последующем развивается пневмония, соматич. и психические болезни.

Оказание МП затруднено из-за больших площадей наводнения, разрозненности, изоляции людей, выхода из строя мед.учреждений и работников. разрушения дорог.
21. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий наводнений.

1 этап - оценка обстановки: масштаб территории затопления, уровень и структура возможных санитарных потерь, большое количество пострадавшего населения, оставшегося без крова, продуктов питания и питьевой воды; возможности ВСМК по мед-сан.обеспечению населения.

2 этап - оказание первой помощи пораженным после извлечения их из воды осуществляется на плавсредствах спасателями , могут передвигаться и мед.работниками, потом на берег. На берегу - пункты МП, где оказывается первичная врач-сестринская помощь.


При механических травмах, СДС, переохлаждении, обморожении, утоплении, электротравме, поражении химическими веществами, кислор.голодании\

3 этап - в пунктах временного размещения пострадавшего населения и в сортировочных эвакуац-х пунктах разворачиваются пункты мед.помощи, на которых возлагаются задачи по мед-сан обеспечению населения . Сан-противоэпидемические мероприятия в местах временного размещения людей.

22. Медико-тактическая характеристика ЧС при ЖД-авариях и катастрофах. Ликвидация мед-санитарных последствий ЧС при ЖД-авариях.

Авария железнодорожная - опасное происшествие на железной дороге, повлекшее за собой гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, разрушение или повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава или полотна железных дорог. Может сопровождаться возникновением чрезвычайных ситуаций химического, радиационного, пожаро-, взрывоопасного и другого характера.

По виду подвижного состава катастрофы подразделяются на катастрофы с пассажирскими поездами, с грузовыми поездами, с грузовыми и пассажирскими поездами одновременно.

По техническим последствиям различают крушение, аварии, случаи брака на работе.

По характеру происшествия катастрофы делятся на столкновения, сходы, пожары и комбинированные происшествия (столкновения + сход + пожар и др.).

Наиболее частыми причинами крушений являются ошибочные действия железнодорожников (50% локомотивных бригад, 13% диспетчерского состава), среди других причин преобладают технические недостатки транспорта и дорог.

В структуре санитарных потерь по характеру поражений основное место зани­мают механические травмы (до 90%); при крушениях с возгоранием подвижного со­става – термические и комбинированные поражения (до 20-40%).

Особенностью механических повреждений при столкновениях и сходах с желез­нодорожного полотна подвижного состава являются преимущественно ушибленные раны мягких тканей, закрытые переломы костей и закрытые черепно-мозговые трав­мы с тяжелыми сотрясениями головного мозга (до 50% случаев). Отмечается также высокий удельный вес множественных и сочетанных травм (более 60% случаев), а также травмы с синдромом длительного сдавления при невозможности быстрого вы­свобождения пораженных из-под деформированных конструкций вагонов и локомо­тивов. При этом до 20% от общего числа пораженных нуждаются в оказании экстрен­ной медицинской помощи.



При оказании медицинской помощи поражённым в железнодорожных катастрофах необходимо учитывать особенности очага поражения.

При катастрофах на железнодорожном транспорте могут возникать не только механические, но и чисто ожоговые травмы, а также комбинированные (механическая + термическая травма).

Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:

• большая масса подвижного состава);

• высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров;

• наличие на пути следования опасных участков дорог (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);

• наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ);

• влияние человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);

• многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации аварий на железнодорожном транспорте включают:

• сбор информации, разведку и оценку обстановки;

• определение границ опасной зоны, её ограждение и оцепление;

• проведение аварийно-спасательных работ с целью оказания помощи пострадавшим;

• ликвидацию последствий аварии (локализация источника чрезвычайной ситуации, тушение пожара и др.);

• аварийно-восстановительные работы на электрических сетях и коммуникациях.

При столкновениях, резкой остановке поезда и переворачивании вагонов пассажирского поезда типичными травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.

В таких случаях аварийно-спасательные работы включают:

• проникновение в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;

• поиск пострадавших, их деблокирование и эвакуацию;

• оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение

15–20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет порядка 950 °С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5–6
т ) и смазочных материалов (1,5–2 т ).

В случаях, когда пассажирские поезда оказываются заблокированными снежными заносами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой, задача спасателей сводится к обнаружению пострадавших, их освобождению и оказанию им помощи.

23. Медико-тактическая характеристика ЧС при авиационных авариях и катастрофах. Ликвидация мед-санитарных последствий авиационных ЧС.

Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, произошедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, вызвавшее травмы людей или не причинившее им телесных повреждений, а также повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна.

Авиационные происшествия могут быть лётными и наземными. В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна лётные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

• Поломка - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

• Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжёлому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически невозможно и экономически нецелесообразно.

• Катастрофа - авиационное происшествие, повлекшее гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.

Причинами чрезвычайных ситуаций на воде становятся морская стихия, поломка техники и ошибочные действия пилотов и авиадиспетчеров, международный терроризм, роковые случайности (столкновения с птицами, попадание молнии).

Чрезвычайная ситуация на воде характеризуется следующими особенностями:• изолированностью людей, в том числе и поражённых;

• относительным недостатком сил и средств медицинской и психологической помощи;

• возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей.

При этом возможными видами поражений могут быть механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде и утопления. Обычно последствия катастроф оценивают по количеству погибших, раненых и больных. Однако в число пострадавших входят также люди, перенёсшие тяжёлую психическую травму.