Файл: Отчет по производственной практике (педагогической) в Многопрофильном лицее при ЗабГУ.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5
Потоцкий Богдан
32
Низкая
6
Размахнина Таисия
30
Адекватная
7
Романова Анастасия
33
Низкая
8
Скорнякова Наталия
20
Адекватная
9
Снапко Мария н
-
10 Сорокина Мария
28
Адекватная
11 Субботина Арина
34
Низкая
12 Третьякова Ярослава н
-
13 Шалонникова Анастасия
21
Адекватная
14 Шнырева Ольга
25
Адекватная
15 Щапова Елизавета н
-
Несмотря на не совсем утешительные результаты прошлых тестов, мы видим, что ученики-филологи 11а оценивают себя в целом адекватно (3/4 опрошенных). Но стоит заметить, что ещё бы один или несколько набранных баллов у половины из этих 8, и результаты уже не были бы столь радужными. Поэтому мы можем констатировать то, что всё-таки у филологов самооценка не совсем адекватная. Да, это уже практически совершеннолетние юноши и девушки, им несвойственно, как младшим школьникам завышать собственные достижения, но ведь это их последний учебный год в школе, год перед поступлением и взрослой жизнью. Этот тест во многом подтверждает, хотя на первый взгляд и не скажешь, результаты предыдущих. Неудивительно, что низкую самооценку по тесту имеют депрессивная К. Мирошникова и человек с нереально низкими притязаниями – Б. Потоцкий.
К тому же один из учеников не набрал меньше 20 баллов. А где уверенность в собственных силах? Где юношеская страсть и молодёжная дерзость перед открывающимся новым миром? Вот она, социальная стабильность во всей своей красе.
В последние десятилетия мы говорим о таком факторе как пролонгация детства.
Всё чаще можно встретить среди старшеклассников и студентов инфантильных юношей и девушек, которые не знают, каково их место в мире. Мы ведь и сами такими были не так давно. Родители создали для нашего творческого роста и умственного труда все условия. По полной ли мы воспользовались ими?
В заключении нам бы хотелось сказать о практике в целом. Для студента- бакалавра пойти после прохождения на 5 и работы с 6-7 классами на базе общеобразовательных школ сразу на профильные 11 классы в Многопрофильный лицей при ЗабГУ – большая радость и большая головная боль. Намного удобнее вести уроки парами, работать с заинтересованной по большей части публикой, взаимодействовать с учителем истории и обществознания, который уже долгие годы преподаёт предметы на высшем уровне. Но и уровень подготовки здесь должен быть соответствующим. Нам повезло иметь в напарниках такого человека как М.А.
Горчаков, ведь он способен всегда помочь и подменить. Мы никогда не сталкивались с ним с неприятием со стороны коллектива школьников или администрации школы. Мы снова были помещены в стерильную атмосферу взаимоуважения. От этого опыт, вынесенный нами, может однозначно считаться положительным. Мы буквально
посмотрели на себя со стороны. И несмотря на разницу подходов в преподавании, получили наслаждение.
В частности, пару слова о психологической части нашего отчёта. Очень важно, что университет и кафедра психологии предоставляют нам возможность отслеживать психологическое состояние школьников, ведь часто в погоне за хорошими оценками и высокими баллами мы упускаем главное – нежную душу ребёнка, к которой нужно огромное внимание. Психологическое состояние ученика, прежде всего, отражается непосредственно не только на его успеваемости, но и на процессе социализации, подготовке к выходу в новую, взрослую жизнь. И пусть возникают сложности с диагностикой и подсчётами, но всё это остаётся важным и необходимым для нашего собственного профессионального роста.
В частности, пару слова о психологической части нашего отчёта. Очень важно, что университет и кафедра психологии предоставляют нам возможность отслеживать психологическое состояние школьников, ведь часто в погоне за хорошими оценками и высокими баллами мы упускаем главное – нежную душу ребёнка, к которой нужно огромное внимание. Психологическое состояние ученика, прежде всего, отражается непосредственно не только на его успеваемости, но и на процессе социализации, подготовке к выходу в новую, взрослую жизнь. И пусть возникают сложности с диагностикой и подсчётами, но всё это остаётся важным и необходимым для нашего собственного профессионального роста.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
Историко-филологический факультет
Кафедра Истории
ОТЧЕТ
по производственной практике (педагогической) в Многопрофильном лицее при ЗабГУ
(полное наименование организации) обучающегося Комогоров Андрея Викторовича
Курс 4 группа ИСТ-19
Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль «Историческое образование»
Руководитель практики от кафедры педагогики кандидат педагогических наук, доцент
Радецкая Ирина Валерьевна
Руководитель практики от предприятия учитель истории и обществознания и
Климова Любовь Юрьевна подпись, печать
г. Чита, 2022
Введение
Производственная практика (педагогическая) была пройдена нами в период с 12 сентября по 7 ноября 2022 года в Многопрофильном лицее при Забайкальском государственном университете. Перед этим нам были выданы задания от преподавателей педагогики, психологии, методики. Соответственно в этой части отчёта вашим глазам представлено выполненное задание от кафедры педагогики, а именно образовательный квест, который был проведён нами среди учеников старшеклассников-историков (социально-гуманитарная профиль, историческое направление 11А класса).
При создании квеста мы решились остановиться на теме Русской революции, как одной из наиболее актуальных при сдаче ЕГЭ и при этом одной из самых сложных для учеников 11-х классов. Данной теме не уделяется в процессе образования столько времени. Тем более нами был выбран период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года, который часто ускользает из-под внимания готовящихся сдавать историю старшеклассников.
Форма образовательного квеста позволяет нам, прежде всего, в доступной для школьников и наиболее динамичной (игровой) форме преподнести достаточно сложный теоретический материал, вернее закрепить его, так как дети его уже ранее, видимо изучали непосредственно.
Технологическая карта образовательного квеста
Элементы структуры
Требования к разработке квеста
Название
1917. От Февраля к Октябрю
Направленность квеста
Исторический квест патриотического направления
Цель и задачи:
Цель: в игровой форме преподнести материал по Русской революции
Задачи:
• организация работы в группах;
• организация игровой формы проведения урока;
• определить специфику поощрения команд-участниц;
Продолжительность 2 академических часа (одна пара)
Целевая группа
Профильный социально-гуманитарный класс, 11 класс
Легенда
Вы – житель России. Грянул 1917 год и уже лишил страну монархии. Вам необходимо совместно с некоторыми яркими историческими личностями путь от февраля 1917 года вплоть до октября оного года. Вы столкнетесь на своём пути с различными кризисами, постигшими молодую Российскую республику в ту пору, историческими деятелями, что быстро возвышались и так же быстро канули в тот год в небытие.
Квест-герои
Л.Г. Корнилов, Вильгельм II, Пауль Гинденбург, В.И. Ленин,
А.Ф. Керенский
Основное задание
Непосредственно каждой из команд-участниц нужно пройти 3 станции, суть которых заключается в работе с интерактивными презентациями, проблемной таблицей по кризисам
Временного правительства в 1917 году, портретами известных исторических деятелей.
В данном квесте можно выделить ряд этапов.
I этап – организация команд
II этап – прохождение станций
III этап – подведение итогов
Сюжет, продвижение по нему
По временному периоду квест охватывает период в истории
России с февраля 1917 по октябрь 1917 года, минуя непосредственно события, произошедшие в данный период.
1 станция – школьникам представлены портреты видных политических деятелей периода 1917 года. Для начал им нужно ответить, какое правление оформилось после Февральской революции, а затем соотнести портреты деятелей с их фамилиями и должностями, что они занимали в 1917 году.
Максимальное количество баллов - 10 с разминкой
2 станция (проблемное задание) – Во втором задании необходимо соотнести события со временным периодом
(одним из трех кризисов власти Временного правительства).
Максимальное количество баллов - 22 3 станция – интерактивная презентация. Основными героями данного сюжета являются 5 персонажей: А.Ф. Керенский, Л.Г.
Корнилов, П. Гинденбург, Вильгельм II и В.И. Ленин. От их лица школьники будут делать тот или иной выбор, который непосредственно повлияет на судьбу данных персонажей в
1917 году. События затрагивают не только непосредственно столицы Республики, где творится настоящий хаос, но происходящее на Восточном фронте, где неумолимо германцы рвутся к Риге.
Максимальное количество баллов – 10, за каждый неверный выбор отнимается один балл.
Итого количество баллов, которые можно получить за квест:
42
Критерии оценивания
Общее количество баллов за правильно выполненный квест: 42
Максимальное количество баллов, которые возможно получить на первой станции: 10; на второй: 22; на третьей – 10.
Команда, набравшая количество баллов, премируется грамотой и оценкой «5», команда (или команды), занявшие не первые места – получают свидетельства об участии и оценки «4».
Итог и рефлесия
Квест не может быть не выполнен, так как, несмотря на свою близость в сюжетном плане, ответы на одной из станций не зависят на участие в прохождении другой. Во-вторых, мы подробно разбираем каждое задание после выполнения квеста и предоставляем учителю-предметнику дидактические материалы непосредственно, чтобы он мог их преобразовать и использовать в своей деятельности.
Таким образом, прохождение квеста обеспечивает не только усвоение теоретического материала, но и оптимизацию такого ресурса как время, а также непосредственно помогает закрепить в наиболее доступной (игровой) форме только что пройденный материал как таковой. С составлением квеста у нас проблем не возникло, так как мы опирались на учебное пособие Е.А. Игумновой и И.В. Радецкой «Квест- технология в образовании» 2016 года. Мы считаем, что квест-технология одна из наиболее прогрессивных в данный момент в преподавании истории, потому что позволяет сделать сложный теоретический материал наиболее интересным и усваиваемым. Тем более формат обучения многопрофильного лицея при Забгу
(система, по сути, вузовская) позволяет нам достаточно грамотно использовать временной ресурс, так как в лицее занятия ведутся парами (два академических часа), а не уроками.
Выводы по заданиям
В заключении хотелось бы сказать о практике в целом. Для студента-бакалавра пойти после прохождения практики на 5, работы с 6-7 классами на базе общеобразовательных школ сразу на профильные 11 классы в Многопрофильный лицей при ЗабГУ – большая радость и большая головная боль одновременно. Намного удобнее вести уроки парами, работать с заинтересованной по большей части публикой, взаимодействовать с учителем истории и обществознания, чей авторитет признан в образовательной среде, ведь он долгие годы качественно преподает свои предметы в различных школах города. Но и уровень подготовки, ширина кругозора практиканта должны быть соответствующими.
Хотелось бы также отметить, что нам повезло иметь своим напарником М.А.
Горчакова, действительно, товарища, который всегда готов был нам оказать содействие. Педагогический коллектив лицея относился к нам с уважением, что очень важно. Такая атмосфера укрощает человеческие нервы, делает нас свободными, позволяет сосредоточиться лишь на поставленных ВУЗом задачами. Мы оцениваем этот опыт однозначно положительным. Мы будто посмотрели на себя со стороны, потому что сами недавно были старшеклассниками. И несмотря на разные взгляды, которые имеем и мы с М.А. Горчаковым и наши старшие коллеги, от практики мы получили именно наслаждение.
Психология
В частности, психологическая часть отчета предоставила нам возможность отследить психологическое состояние школьников, ведь часто в погоне за хорошими оценками и высокими баллами мы упускаем главное – душу ребёнка, к которой нужно трепетное отношение. Психологическое состояние ученика, прежде всего, отражается непосредственно не только на его успеваемости, но и на осевом процессе школьного образования – социализации, подготовке к выходу в новую, взрослую жизнь. И пусть возникают сложности с диагностикой и подсчётами, но ведь всё это нам необходимо.
Педагогика
Непосредственно задания из этой секции позволили нам адаптировать собранный теоретический материал непосредственно для проведения квеста среди учащихся. Дело в том, что одной из задач современного образования считается не просто ретрансляция знаний, ведь, как нам всегда говорили, учебник можно прочитать
и дома ученика. Поэтому здесь важно уметь заключить наши знания в красивую обертку, чтобы завлечь ученика, расположить его к постижению истории.
Методика
Из методической части заданий нам понравилось непосредственно составлять задания в рамках рабочей тетради для учеников школы. Составление технологических карт, различного рода конспектов и сценариев – непосредственная обязанность практикантов, как и изучение места прохождения практики. Можно сказать, что за формализмом нам иногда не хватало творческого аспекта в некоторых заданий, дабы применить свои знания, полученные за предыдущие годы учебы. Но в любом случае все эти задания способствуют нашему профессиональному становлению как педагогов.
Методика
Из методической части заданий нам понравилось непосредственно составлять задания в рамках рабочей тетради для учеников школы. Составление технологических карт, различного рода конспектов и сценариев – непосредственная обязанность практикантов, как и изучение места прохождения практики. Можно сказать, что за формализмом нам иногда не хватало творческого аспекта в некоторых заданий, дабы применить свои знания, полученные за предыдущие годы учебы. Но в любом случае все эти задания способствуют нашему профессиональному становлению как педагогов.
Приложения
Календарь практики
Производственная практика (педагогическая) была пройдена нами в период с
12.09.2022 и до 07.11.2022. Первая неделя (с 05.09.2022 по 12.09.2022) практики традиционно была пассивной, то есть мы приходили на занятия 11-х классов в
Многопрофильный лицей при ЗабГУ, но сами уроки не проводили. Затем с 19.09.2022 и по 31.10.2022 мы приступили к шестинедельному периоду активной практик, когда провели ряд мероприятий, занятий, экскурсий с учениками Многопрофильного лицея при ЗабГУ. На восьмой (заключительной) неделе с 31.10.2022 и до 7.11.2022 мы приступили к оформлению отчётной документации. Дни проведения занятий, мероприятий и экскурсий выделены жирным шрифтом в ниже приведённой таблице.
Курсивом отмечены недели пассивной практики и сбора документаций. Подробнее о деятельности в эти написано в дневнике практики.
Сентябрь
1 2 3 4 5 6 7
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СУБ
ВС
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22 23 24 25
Сентябрь-Октябрь
26
27
28 29 30
1
2
3
4
5
6 7
8 9
10 11 12 13 14 15 16 17
18
19 20 21 22 23 24
25
26 27 28 29 30
Октябрь-Ноябрь
31
1
2
3
4
5
6
Список 11А класса + успеваемость
История
Начало и конец практики выделены жирным шрифтом
Сентябрь
Октябрь
№ Фамилия, имя 5 7 12 19 21 26 3 5 10 17 19 24 25 Итог
(поло вина полу годия
)
1
Андреев Иван
4/5 3 4 4
2
Бескорованная
Екатерина
5 4 4/
5 5
5 5
5 3
Вольф
Александра
5 5/5 4/
5 5
4
Губина
Валерия
5 4
4/5 5 5 5
5
Доржижапов
Тимур
2/
5 5
4 6
Евсеенко
Анастасия
5 3/
5 4
7
Жеребцов
Никита
5/5 4/5 5 5/
5 5
5 5
8
Ильяшик
Ксения
5 5 5/5 5/4 5 4 5 5
9
Кадакин
Богдан
5 4/
5 5
5 5
10 Косинова
Полина
4 5 5 5
5 11 Кривоносов
Андрей
2 4 4
4 4
12 Кривошеева
Алина
5 13 Логинова
Екатерина
4 5/
5 5
5 5
4 5
14 Матюшевская
Диана
5 5 15 Мирошникова
Кристина
5 4/5 5 3/
5 5
5 16 Осипова
Александра
5 4 5 4
5 5
17 Переломова
Ульяна
4 4
4/5 5 4 4 4
18 Потоцкий
Богдан
5 3/
5 4
19 Размахнина
Таисия
5 5/5 5/5 4
5 20 Романова
Анастасия
5 3
5/5 4 5 5
21 Скорнякова
Наталья
4 5/5 4 3/
5 4
4 22 Снапко Мария
4 4 3 4
23 Сорокина
Мария
4/4 3/5 5 5 4 4
24 Субботина
Арина
4 5/4 4 4 3 4
25 Третьякова
Ярослава
5 5
3/5 4/
5 5
5 5
26 Фильшина
Юлия
5 4/
5 5
5 5
27 Шалонникова
Анастасия
3 28 Шипицын
Михаил
4 5 4 4
29 Шнырева
Ольга
5 5/5 5 5 5 5
30 Щапова
Елизавета
5 3
5 4 4 4
31 Юшин
Владислав
5 4
4 4
4
Особенность обучения в старших классах школы состоит в том, что аттестованными ученики должны быть за полугодие, а не четверть, как в средней школе. Следовательно, мы смогли выставить лишь предварительные оценки и то 28 из 31 учеников из-за нехватки оценок у остальных. Результаты следующие:
1) на «2» и «3» в классе никто не обучается по предмету история;
2) 13 из 28 учеников (46%) имеют за четверть оценку «4»;
3) 15 из 28 (54%) имеют за четверть оценку «5».
Можно сделать вывод, что это вполне себе достойный результат, учитывая, что не весь класс учится по направлению «История», а наполовину состоит из филологов.
Обществознание
Сентябрь
Октябрь
№ Фамилия, имя 5 12 14 19 26 28 3 10 12 17 24 Итог
1
Андреев Иван
5 4
5 3
4 2
Бескорованная
Екатерина
4 5
5 5 5/4 5 5
5 3
Вольф
Александра
4 4
4 5
5 4
4 4
Губина
Валерия
5 5
5 5
5 5
Доржижапов
Тимур
4 5
4 4 5 5/4 5 4
4 6
Евсеенко
Анастасия
4 5
5 5
5 4
5 7
Жеребцов
Никита
5 4
5 4 4 5/4 5 5
4 8
Ильяшик
Ксения
5 5
4 5
5 5
5 5
9
Кадакин
Богдан
5 5
4 5
5/5 5 5
5 10 Косинова
Полина
5 5
5 5 5 5
4 4
5 11 Кривоносов
Андрей
5 5
5 4
5 5
3 5
12 Кривошеева
Алина
5 5
4 5
5/5 4 5
13 Логинова
Екатерина
4 5
5 4 5 5/5 5 5
5 14 Матюшевская
Диана
5 5
4 5
5 5
5 5
15 Мирошникова
Кристина
4 4
4 5
5 4
5 4
16 Осипова
Александра
5 5
4 5 5 5/4 5 5
5 17 Переломова
Ульяна
4 5
5 5
5 4
4 5
18 Потоцкий
Богдан
4 4
19 Размахнина
Таисия
4 5
5 5
5 4
5