Файл: Отчет по производственной практике (педагогической) в Многопрофильном лицее при ЗабГУ.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20 Романова
Анастасия
4 4
5 4
4 4
21 Скорнякова
Наталья
2 5
5 5
4 4
22 Снапко Мария
4 5
4 5
3 4
23 Сорокина
Мария
4/5 5
5 5
5/5 5 5
24 Субботина
Арина
5 5
3 5
3 2
4 25 Третьякова
Ярослава
4 5
4 4
5/5 5 5
26 Фильшина
Юлия
5/5 5
5 5
5 5
5 5
27 Шалонникова
Анастасия
5 5
4 5
3 4
28 Шипицын
Михаил
5 5
4 4 5 5
5 4
5 29 Шнырева
Ольга
5 4
5 5
5 4
4 5
30 Щапова
Елизавета
4 4
4 5
4 31 Юшин
Владислав
4 5
5 4
4/5 5 3
4
Аналогично мы смогли бы, находясь в условиях качественно иных, при таких оценках выставить четвертные 30 ученикам 11А класса из 31. Можно сделать следующие выводы:
1) на оценки «2» и «3» никто из учащихся не занимается;
2) 12 учеников из 31 (39%) имеют оценку «4»;
3) 18 учеников из 31 (61%) имеют оценку «5».
Соответственно, если сравнить оценки по истории и обществознанию учеников 11А класса, то мы увидим, что в обоих случаях успеваемость составляет 100%, а вот качество в первом случае – 54%, а во втором – 61%. То есть по обществознанию этот процент выше.
Расписание 11А класса
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
1
В
История
М/н отношен ия
Русс
Право
Ф- ра
Русс
— Экономика Ан гл
Фклт история и математи ка
Н
Ф-ра Рус с
2
В
Обществ о
История Родно й язык
Общество
Геометрия
Алгебра
Фклт математи ка
Н
История
3
В
Ф- зр а
Анг л
Русская литература
Алгебра
Родно й язык
Ин.
Астрономия
Фклт общество
Н
Естествознан ие
4
В
Естество
Русская литература
Англ
Зарубежная литература
—
—
Н
Разговоры о важном
Англ
Ф-ра
5
В
—
—
Фклт англ
—
—
—
Н
Конспекты уроков
История
Технология группового обучения
Групповая форма работы позволяет быстро организовать учебный процесс на любом уроке. Если фронтальная работа с классом обычно привлекает 5-10 учащихся в лучшем случае, то групповые формы работы позволяют задействовать ресурсы всего класса волей-неволей. Групповая форма работы предоставляет учителю возможность попробовать неординарные дидактические средства при актуализации или закрепления материала, тем самым гарантировать, что даже сложная для восприятия тема подольше останется в головах учащихся.
К тому же групповые формы работу позволяют учителю подметить ошибки учеников более точно. Здесь мало кому удастся отсидеться.
Групповые формы работы также хорошо развивают коммуникативные навыки, потому что так учащиеся учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать то или иное предположение.
Групповое обучение сопряжено с выполнением следующих задач:
• предметно-познавательная, относящаяся к учебной ситуации. На занятии была выполнена именно это;
• социально-ориентированная для воспитания гражданских качеств.
Групповые способы обучения:
• классно-урочными;
• лекционно-семинарскими;
• дифференцированными;
• с применением метода проектов и другие.
2-3 применялись на занятии.
Использование групповых технологий ведет к:
• взаимообогащению знаниями при работе в группе;
• активизации познавательных процессов;
• самостоятельному распределению действий и операций;
• коммуникации и обсуждениям для большего взаимопонимания;
• обмену способами действий и их решений;
• рефлексии.
Особенности:
• достижение быстрого результата в решении поставленных учителем задач;
• получение знаний при работе в коллективе за счет обсуждений под руководством лидера группы или педагога;
• выполнение задания с целью оценивания возможностей каждого;
• подбор участников группы производится таким образом, чтобы в каждой из них были дети с разными уровнями знаний;
• различие групп осуществляется по типам, по темам, по уровням сложности.
Название – «Культура Димонгольской Руси»
Цель – актуализация знаний по культуре Древней Руси IX-XIII вв. как о периоде, во- первых, выбора веры, во-вторых, адаптации и модернизации византийской культуры.
Задачи:
А) обучающие:
• ознакомить учащихся с возникновение понятия культура как таковым;
• ознакомить учащихся с тем, в каком культурном поле формировалась древнерусская государственность;
• ознакомить учащихся с этапами развития русской культуры;
• ознакомить учащихся с терминами по культуре Руси IX-XIII вв.
Б) развивающие:
• продолжить развивать умение сравнивать и систематизировать знания;
• продолжить развивать умение выделять главное;
• продолжить развивать умение работать с историческим источником;
• продолжать развивать навыки групповой работы.
В) воспитательные:
• выявить последствия принятия христианства греческого образца для Древней Руси;
• продолжать развивать у учащихся чувство сопричастности к истории собственной страны;
• продолжить развивать чувство толерантности по отношению к чужим культурам.
Планируемые результаты:
А) предметные:
• умение применять исторические знания по теме в профессиональной и общественной среде;
• укрепление умения вести диалог и доказывать свою точку зрения;
• укрепление умения работы с историческими источниками;
• укрепления умения оценивать различные исторические версии.
Б) метапредметные:
• укрепление умения самостоятельно определять цель урока, составлять план собственной деятельности
• укрепления умения самостоятельного решения практических задач;
• укрепления умения владения языковыми средствами – ясно, логично говорить, излагать свою точку зрения.
В) личностные:
• укрепление развития нравственного сознания и поведения на основе общечеловеческих ценностей;
• укрепление развития эстетического чувства обучающихся.
Тип урока – комбинированный урок
Перечень оборудования: школьная доска, хрестоматия по истории России, мультимедиа (экран + проектор и ноутбук), презентация
Методы проведения урока: лекция, демонстрация (презентация), фронтальный опрос, работа с историческими источниками, работа в группах, проблемный вопрос
Технология урока
Этап урока
Деятельность учителя
Содержание и приёмы работы учащихся
Форма или способ контроля
Вводно- мотивационный этап
Приветствует учеников, проводит фронтальный опрос по предыдущим
Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы,
Приёмы: фронтальный опрос, работа у
1)
Фронтальный опрос по предыдущим теме
2) Задача исторического фона
3) Определение темы урока при помощи самих учеников
15 min темам для актуализации знаний:
Во-первых, меня интересуют даты первичного контакта русских кн-в с монголами и даты
Батыева нашествия.
Почему
Иго было установлено только после
Батыева нашествия?
Куда двинулись монголы в дальнейшем, и какова судьба европейских гос-в?
Какие
последствия монгольского нашествия?
А) что было установлено?
•
Иго, зависимость русских кн-в от монголов
• РПЦ была освобождена от налогов пользу монголов
Б) характер зависимости
• выход – дань
• предоставление
• ярлык
(ханская грамота) на княжение
В) исторический выбор русских князей и их судьба.
•
Опора
Даниила
Галицкого на Запад, а
Александра Невского на монголов
Учитывая, что на прошлом занятии нам не хватило времени, для разбора уже натиска с
Запада, у вас было достаточно объёмное работают у доски – заполняют таблицы, дают определения терминам.
Познавательные
УУД: воспроизводят по памяти информацию
Коммуникативные
УУД: высказывают своё мнение, аргументируют его, прислушиваются к чужому
Регулятивные
УУД:
контроль выполнения домашнего задания, коррекция письменных ответов своих товарищей, самостоятельно формулируют тему урока доски, работа с терминами, таблицами, генеалогическими линиями, требование к рассуждениям, проблемный вопрос для обучающихся.
В случае правильно заполнения таблиц у доски ученикам ставится «5», в случае одной ошибки – «4».
Письменный ответ учащихся оценивается на
«5» в случае правильного ответа на все вопросы, на «4» в случае одной ошибки. А работа с терминами оценивается на
«5» в случае, если всем шести терминам дано правильное определение, «4» при одной ошибке
домашнее задание.
Сейчас по желанию два ученика могут выйти к доске и заполнить предоставленные на дом таблиц
(«Битвы
на
Западе»
и
«Земли,
отошедшие к Литве»), а ещё один из вас должен дать объяснения шести терминам.
Остальная часть класса подписывает свои листочки и записывает задание:
Опираясь
на
генеалогические
древа
семей
Александра
Невского и Даниила
Галицкого,
покажите
направления их внешней
политики. Кто из двух
князей больше преуспел в
создании политических
альянсов? И причём
здесь брак?
Затем раздаёт дидактический материал, который разбит на 3 группы: иллюстрации (храмы), литературное произведение (отрывок из «Слова о полку
Игореве»), отрывки из
ПВЛ.
Таким образом, ученики должны ответить, что тема сегодняшнего урока - Культура Руси
домонгольского периода
Этап организации учебной
Хорошо, мы определили с вами, что тема нашего сегодняшнего занятия такова. Давайте теперь
Отвечают на вопросы учителя.
Работают со схемами и
Приёмы: фронтальный опрос, работа с терминами
Сейчас по желанию два ученика могут выйти к доске и заполнить предоставленные на дом таблиц
(«Битвы
на
Западе»
и
«Земли,
отошедшие к Литве»), а ещё один из вас должен дать объяснения шести терминам.
Остальная часть класса подписывает свои листочки и записывает задание:
Опираясь
на
генеалогические
древа
семей
Александра
Невского и Даниила
Галицкого,
покажите
направления их внешней
политики. Кто из двух
князей больше преуспел в
создании политических
альянсов? И причём
здесь брак?
Затем раздаёт дидактический материал, который разбит на 3 группы: иллюстрации (храмы), литературное произведение (отрывок из «Слова о полку
Игореве»), отрывки из
ПВЛ.
Таким образом, ученики должны ответить, что тема сегодняшнего урока - Культура Руси
домонгольского периода
Этап организации учебной
Хорошо, мы определили с вами, что тема нашего сегодняшнего занятия такова. Давайте теперь
Отвечают на вопросы учителя.
Работают со схемами и
Приёмы: фронтальный опрос, работа с терминами
1)
Виды культуры
2) Зарождение русской культуры
3) Направления
60 min разберём её на составные части.
Понятно, что Русь – это государство или конгломерат государственных образований.
Домонгольский период у нас заканчивается в
1237-1240-е годы. Но вот какое определение имеет
слово культура?
Вообще это самый ходовой термин в истории и обществознании.
Имеется на данный момент свыше
100 определений.
Это и результат деятельности человека и, действительно, правила и нормы поведения.
Отсюда
Культура домногольской Руси – это всё то, что создано древнерусскими людьми вне зависимости от их социального просхождения.
Но вообще с латинского слово cultura переводится как возделывание.
Изначально возникнув в
Древнем Риме только в материальном смысле (II в. До н.э.) со временем приобрело и духовный статус (I в. До н.э.). Марк
Порций Катон написал труд «De agri Cultura», что вообще переводится как «Земледелие» или
«возделывание земли». историческими источниками, составляют конспект
Познавательные
УУД: опираясь на знание истории и логику, выполняют задания, продолжение развития исторического мышления, работы с историческими источниками
Регулятивные
УУД: корректируют ответы своих товарищей
Коммуникативные
УУД: сообща с товарищами по парте разбирают выданные задания, высказывают своё мнение и прислушиваются к мнению одноклассников
Личностные УУД: продолжение формирования чувства сопричастности к истории и культуре государства, развитие эстетических чувств
За три правильных ответа на уроке выставляется
–
«5», за два – «4»
И только примерно через
100 лет Марк Туллий
Цицерон употребил это слово в связке. У него получилось – «cultura
animae», что дословно значит
«возделывание души».
Мы будем сегодня говорить двух этих видах.
Славянские племена не существовали в вакууме.
Во-первых, они взаимодействовали между собой.
Во- вторых, с соседними племенами, народами и государствами, что привело к активному культурному обмену.
Примеры здесь: Славяне и хазары, славяне и
Византия. Это не значит просто заимствование или копирование чуждой культуры, но пополнение, обогащение своей собственной.
Нельзя сказать, что одна культура богаче и глубже другой. Каждая из них – самобытна.
Безусловно важной датой для формирования русской культуры является 988 год. С этого времени мы будем говорить о русской культуре как о христианской культуре.
Однако даже в XXI веке сохраняются пережитки культуры языческой.
Например?
• масленица
• не здороваться через порог
• «чур меня» и домовой
• русские сказки
Некоторые даже слова
(хата) и божества пришли к славянам от иранских народностей
(Хорс).
Если мы и можем предположить то, что письменность существовала до принятия христианства.
Всё-таки распространилась она именно после этого принятия, как и образование.
Схема «Христианская
культура»
Если о русских летописях мы с вами говорили ранее, то давайте обратимся к другому типу исторических источников.
Новгородские берестяные грамоты содержат в себе важную информацию бытового характера.
Работа
с
текстом
берестяных грамот
С распространением на
Руси христианства стала развиваться и древнерусская литература. Здесь на схеме вы видите основные её жанры
Работа
со
схемой
Древнерусская
литература
Источники древнерусской литературы, прежде всего, христианские сочинения
Стоит теперь перейти к архитектуре.
Если языческой
Руси соответствовала
Русь деревянная, то с распространением христианства возникло и каменное зодчество.
Русь восприняла господствующий в
Византии крестово- купольный стиль как образец для постройки собственных храмов.
Противоположность ему
– базилика.
Работа
со
схемой
крестово-купольного
стиля
1 2 3 4 5 6 7
Ещё
Десятинная
церковь была выстроена византийскими мастерами в строгой греческой традиции. А вот София Киевская оформлена как сочетание славянских и византийских традиций.
По софийским храма
Киева и
Новгорода можно отметить сразу две вещи. Сдержанность северной архитектуры относительно южной и претензию как Киева, так и Новгорода, к
Константинополю.
Такую же претензию во время правления Андрея
Боголюбского
(1157-
1174) по отношению уже к
Киеву выскажет молодой
Владимир.
Здесь при князе Андрее будет возведён
Успенский собор и
Золотые ворота подобные киевским.
В честь умершего любимого сына
Изяслава была возведена церковь Покрова на
Нерли
Самобытность русской культуры видна и в живописи, в которой древнерусские мастера
(например, иконописцы) отказались от чрезмерной аскезы византийцев.
Примечательно, что в домонгольский период существовало свыше 60
типов ремёсел. Здесь примечательны:
Зернь - мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 см, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани;
Скань – вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной
проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Финифть
– изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства.
Зарождаются в этот период русские былины
– сказания о богатырях, защитниках народа.
Хотя здесь зачастую присутствует фигура князя, но она не является центральной, часто описана критически
(царь часто присутствует на пирах, не может справить без помощи богатыря).
Этап контроля и коррекции знаний учащихся
15 min
Задаёт ученикам вопросы по изученному материалу, спрашивает, что было непонятно из вышесказанного, задаёт домашнее задание.
1.
Характеризуйте основные направления русской культуры: литература, архитектура, живопись
2. С чем связано бурное развитие русской культуры в X-XIII вв?
3. В каких городах наблюдается желание бросить вызов
Константинополю в архитектурном плане?
Познавательные
УУД: воспроизводят по памяти информацию, устанавливают причинно- следственные связи, строят логические рассуждения, отвечают на вопросы учителя
Коммуникативные
УУД: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.
Приёмы:
фронтальный опрос
Финифть
– изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства.
Зарождаются в этот период русские былины
– сказания о богатырях, защитниках народа.
Хотя здесь зачастую присутствует фигура князя, но она не является центральной, часто описана критически
(царь часто присутствует на пирах, не может справить без помощи богатыря).
Этап контроля и коррекции знаний учащихся
15 min
Задаёт ученикам вопросы по изученному материалу, спрашивает, что было непонятно из вышесказанного, задаёт домашнее задание.
1.
Характеризуйте основные направления русской культуры: литература, архитектура, живопись
2. С чем связано бурное развитие русской культуры в X-XIII вв?
3. В каких городах наблюдается желание бросить вызов
Константинополю в архитектурном плане?
Познавательные
УУД: воспроизводят по памяти информацию, устанавливают причинно- следственные связи, строят логические рассуждения, отвечают на вопросы учителя
Коммуникативные
УУД: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.
Приёмы:
фронтальный опрос