Файл: Информация и информационные системы. Основные понятия и классификации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5)     интегральность. Однократный ввод информации в ИПС и ее многократное, многоцелевое использование; 

6)     адаптивность. Способность ИПС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях. 

Среди других ососбенностей ИПС следует назвать обработку больших объемов информации по сравнительно простым алгоритмам,  высокий удельный вес логической обработки данных (сортировка, группировка, поиск, корректировка) и представление подавляющей части информации в виде документов. 

3.4 Информационно-правовая  система «Гарант»

Квалификационный уровень современного специалиста в значительной степени определяется эффективностью его работы с клиентскими и юридическими документами. В понятие эффективности, кроме всего прочего, входят такие компоненты, как полнота, логическая обоснованность и оперативность предлагаемых клиенту юридических решений. Подобные решения в современных условиях высокой деловой активности могут быть приняты только на основе солидной информационной поддержки, которая обеспечивается широким использованием в юридической практике специализированных информационно-поисковых систем (ИПС).

Знание подобных систем и умение работать с ними составляют необходимые (но, естественно, недостаточные) условия качественной подготовки специалистов юридического профиля. В свою очередь, успешное освоение ИПС связано с необходимостью изучения некоторого базового учебного материала, относящегося к дисциплине «Информатика»:

  1. Персональный компьютер: аппаратное, информационное и программное обеспечение.

  2. Работа с файлами, каталогами и дисками в операционной системе Windows.

  3. Работа с приложениями MS Office, в частности с текстовым редактором Word.

В настоящее время в сфере информационного обеспечения юридической деятельности в России официально признаны и получили наибольшее распространение ИПС «Гарант» и «КонсультантПлюс». Обе системы имеют близкие технические показатели по мощности установленных баз данных (порядка 800 000 документов), времени доступа, режимам работы, периоду обновления баз данных (не реже двух раз в месяц). Основное отличие этих систем состоит в организации пользовательского интерфейса, что, однако, не мешает быстрому усвоению алгоритмов работы с той или иной системой, например, для поиска документов и подготовки их к печати. 


Информационно-правовая система «Гарант» предоставляет пользователю множество возможностей:

–       открытие информационной базы;

–       запись текущего документа в файл;

–       печать текущего документа или списка на принтере;

–       переключение в режим предварительного просмотра печати;

–       копирование выделенного фрагмента в буфер обмена;

–       копирование в Microsoft Word;

–       возврат к предыдущему документу или списку;

–       вызов списка просмотренных документов (истории);

–       вызов справки к текущему документу;

–       просмотр списка респондентов текущего документа;

–       просмотр списка корреспондентов текущего документа;

–       поиск словосочетания в текущем документе или списке;

–       поиск документов по реквизитам;

–       просмотр списка документов, найденных при поиске по реквизитам;

–       поиск по ситуации (с использованием словаря ключевых слов);

–       просмотр списка документов, найденных при поиске по ситуации;

–       поиск по источнику опубликования;

–       сохранение текущего списка в папке;

–       открытие списка, сохраненного в папке;

–       установка закладки;

–       просмотр списка закладок;

–       показ комментариев (автоматически включается при входе в документ);

–       увеличение размеров всех шрифтов;

–       уменьшение размеров всех шрифтов;

–       остановка текущей операции, например сортировки длинного списка;

–       вызов диалогового окна установки фильтров;

–       отмена действия предыдущего фильтра;

–       повторное применение фильтра;

–       сворачивание или разворачивание списка ссылок на документы;

–       список сохраненных ранее фильтров.

Чтобы обратиться к справочному руководству, достаточно выбрать команду Содержание в пункте меню ?. Появится оглавление справочного руководства. Чтобы получить подсказку в диалоговом окне (например, в диалогах поиска документов, печати текста на принтере и др.), применяются пункты меню Справка или Помощь. 

Командное меню – это строка в верхней части окна системы. Рассмотрим

Меню Информация. Команда 

Основное меню (меню Информация) представляет основные возможности системы. Из него можно перейти к классификаторам правовой и экономической информации, произвести поиск документов, обновить информационный банк.

Команда Документы (меню Информация) осуществляет переход к общему классификатору всех содержащихся в информационном банке документов.

Команда Судебная и арбитражная практика (меню Информация) осуществляет переход к классификатору документов по судебной и арбитражной практике.

Команда Международные договоры (меню Информация) осуществляет переход к классификатору международных договоров.

Команда Разъяснения и комментарии (меню Информация) применяется для перехода к рубрикатору, состоящему из двух разделов. Первый из них включает собственно комментарии к законодательству, а второй содержит такие подразделы, как «Налоговое законодательство», «Бухгалтерский учет», «Статистическая отчетность» и т. д.

Команда Проекты законов (меню Информация) – переход к рубрикатору проектов законов.

Команда Формы документов (меню Информация) осуществляет переход к рубрикатору форм документов: бланков бухгалтерской и статистической отчетности, расчетов по налогам.

Команда Бизнес-справки (меню Информация) используется, чтобы перейти к рубрикатору бизнес-справок.

Команда Налоговый календарь (меню Информация) используется, чтобы перейти к налоговому календарю.

Команда Новые документы (меню Информация) применяется для просмотра списков новых и измененных документов.

Команда Информация для пользователя (меню Информация) применяется для просмотра информации о системе «Гарант», информационных услугах и льготах для пользователей системы.

Меню Поиск.

Команда Поиск по реквизитам... (меню Поиск) – кнопка панели инструментов для поиска документов по реквизитам.

Команда Результаты поиска по реквизитам (меню Поиск).– кнопка панели инструментов для просмотра списка документов, найденных при поиске по реквизитам.

Команда Поиск по ситуации... (меню Поиск) -– кнопка панели инструментов для поиска по ситуации (с использованием словаря ключевых слов).

Команда Результаты поиска по ситуации (меню Поиск) -– кнопка панели инструментов для просмотра списка документов, найденных при поиске по ситуации.


Команда Поиск по источнику опубликования (меню Поиск) позволяет быстро получить требуемый документ, если известны его источник и дата публикации.

Чтобы найти документы по источнику опубликования, перейти к классификатору печатных изданий, выбрав команду Поиск по источнику опубликования в меню Поиск. С помощью мыши или стрелками выберите интересующее вас издание, год и месяц публикации, а затем номер или выпуск издания. В текущем окне появится список документов системы «Гарант», которые были опубликованы в данном номере.

Команда Поиск контекста... (меню Поиск) – кнопка панели инструментов для поиска слова или словосочетания в тексте текущего документа.

Команда Поиск следующего контекста (меню Поиск) осуществляет поиск следующего вхождения словосочетания в тексте текущего документа или списка.

Команда Фильтры поиска (меню Поиск) выбирает один из сохраненных фильтров для фильтрации документов текущего списка или задает параметры нового фильтра.

–  кнопка панели инструментов для вызова окна установки фильтров.

–  список сохраненных ранее фильтров.


Меню Документы.

Команда Предыдущий (меню Документы) -кнопка панели инструментов для перехода к предыдущему документу (списку).

Команда История... (меню Документы).

Вызов списка просмотренных документов – кнопка панели инструментов для вызова списка просмотренных документов.

Команда Справка к документу (меню Документы). В справке обычно сообщается, где и когда был официально опубликован данный документ, какие изменения и дополнения к нему были приняты, другая информация - кнопка панели инструментов для просмотра справки к документу.

Команда Респонденты (меню Документы) – кнопка панели инструментов для просмотра списка респондентов текущего документа.

Команда Корреспонденты (меню Документы) - кнопка панели инструментов для просмотра списка корреспондентов текущего документа.

Команда Применить фильтр... (меню Документы) – выбор одного из сохраненных фильтров для фильтрации документов текущего списка или задание параметров нового фильтра.

Команда Отменить фильтр... (меню Документы) отменяет действие фильтров, применявшихся ранее к текущему списку документов. Если фильтры к списку не применялись, то этот пункт меню будет неактивен.

Команда Вернуть фильтр... (меню Документы) последовательно возвращает действие фильтров, которые были отменены командой Отменить фильтр.

Команда Сворачивать ссылки... (меню Документы) - кнопка панели инструментов для переключения списка ссылок в свернутое или развернутое состояние.

Команда Сортировка списка (меню Документы) по юридической силе; по дате издания; по дате последнего изменения; по алфавиту.

Команда Дополнить список... (меню Документы). К текущему списку добавляются документы из сохраненных в папках списков.

Команда Пересечь со списком... (меню Документы). Из текущего списка отбираются те документы, которые имеются в других списках.

Команда Положить в папку... (меню Документы) – кнопка панели инструментов для сохранения текущего списка в папке.

Команда Выбрать из папки... (меню Документы) – кнопка панели инструментов для открытия списка, сохраненного в папке.

Команда