Файл: Оценка уровня жизни в условиях межмуниципальной дифференциации с учетом трендов цифровизации (на примере Ростовской области).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
86
В таблице 3.1 изображены исходные кластерные центры, так как было выбрано 4 кластера, каждый столбец соответственно отражает исходные точки, которые были выбраны случайным образом, для построения оптимальных кластеров. Алгоритм бросает несколько точек, чтобы вокруг них строились оптимальные кластеры.
Таблица 3.2
История итераций
Сходимость получена согласно критерию малой величины или отсутствия изменений в положении центров кластеров. Самое высокое абсолютное изменение координаты всех кластеров ,000. Текущая итерация 2
(количество повторных перерасчетов кластеров). Наименьшая дистанция между начальными центрами 17280,211.
Таблица 3.3
Принадлежность к кластерам
Кластер
Расстояние
Номер наблюдения
Ростов-на-Дону
Азов
Батайск
Волгодонск
Гуково
Донецк
Зверево
Каменск-Шахтинский
Новочеркасск
Новошахтинск
Таганрог
Шахты
1 3
3 1
4 4
2 4
2 4
2 4
5229,025 5424,799 5546,871 1073,037 4906,641 9520,410 4806,810 5339,262
,000 4972,573 5424,799 2017,275 1
2 3
4
Изменения центров кластеров
1 2
1 5229,025
,000
,000
,000 5546,871
,000 5424,799
,000
87
В таблице 3.3 отображены муниципальные образования с номером кластера во втором столбце, третий столбец показывает расстояние объекта от центра кластера.
Таблица 3.4
Конечные центры кластеров
В таблице 3.4 изображены конечные кластерные центры по каждой из выбранных характеристик.
Таблица 3.5
Расстояния между конечными центрами кластеров
1 2
3 4
Изменения центров кластеров
1 2
3 4
1 65175,742 34212,658 9593,892 65175,742 62944,287 63185,049 34212,658 62944,287 25727,345 9593,892 63185,049 25727,345
VAR00001
VAR00002
VAR00003
VAR00004
VAR00005
VAR00006
VAR00007
VAR00008
VAR00009
VAR00010
VAR00011
VAR00012
VAR00013
VAR00014
VAR00015
VAR00016
VAR00017
VAR00018
VAR00018
VAR00019
VAR00020
VAR00021
-130,36 14,55
,80 523,30 43,00 12894,00 35068,47 54,00 26256,50 21045,58 3719,71 29,69 1457,60 149,50 26,55 2335,00 48,08 94,50 75,35 91,50 67,00
-457,38 12,83
,57 473,62 171,62 12415,33 42399,74 52,67 30967,27 24821,43 3718,40 31,38 1599,83 1273,33 26,72 2791,00 65,70 86,73 67,00 91,30 72,90
-39,60 14,10
,40 440,23 126,00 12777,50 19237,90 51,00 27090,10 21713,73 3712,29 33,81 1575,60 78,00 24,90 63495,00 32,79 95,00 38,00 76,00 75,00
-54,98 14,23 1,10 357,51
-74,50 12063,58 9615,14 51,93 23514,82 18848,01 3730,04 24,15 1599,33
-254,83 22,78 1465,00 41,90 78,75 55,68 75,33 53,72
Кластер
1 2
3 4
88
В таблице 3.5 изображены расстояния между центрами кластеров, оно отображает, насколько отделены кластеры.
Таблица 3.6
Число наблюдений в каждом кластере
Наполненность кластеров отражена в таблице 3.6, то есть, сколько муниципальных образований вошло в тот или иной кластер.
В результате вычислений были получены данные, которые можно представить следующим образом (рис.3.2):
Рис.3.2. Принадлежность городских округов Ростовской области к кластерам
1 кластер – высокий уровень жизни
2 кластер – средний уровень жизни
3 кластер – уровень жизни ниже среднего
4 кластер – низкий уровень жизни
Ростов-на-Дону
Волгодонск
Новочеркасск
Таганрог
Азов
Шахты
Новошахтинск
Донецк
Гуково
Батайск
Зверево
Каменск-
Шахтинский
1 2
3 4
Валидные
Пропущенные значения
2,000 3,000 2,000 5,000 12,000
,000
Кластер
89
В состав первого кластера, характеризующегося высоким уровнем и качеством жизни, входят Ростов-на-Дону и Волгодонск. Лидерство данных муниципальных образований обусловлено высокими показателями по большей части характеристик, в то же время есть проблемы, требующие решения, в частности улучшение экологической обстановки и снижение социальной напряженности.
Ко второму кластеру, характеризующемуся средним уровнем жизни, относится Новочеркасск, Зверево и Таганрог. Резерв повышения показателей уровня и качества жизни связан с улучшением экономической обстановки, что позволит уменьшить напряженность на рынке труда, и, следовательно, приведет к росту реальных доходов населения. Так же стоит обратить особое внимание на экологическую обстановку, в Новочеркасске проблема стоит особо остро, так как в городском округе зафиксирован самый высокий в области уровень загрязнения атмосферы.
Муниципальные образования, отнесенные к третьему кластеру, характеризуются уровнем жизни ниже среднего. К ним относятся: Батайск, и
Азов. Сложная ситуация на рынке труда обусловлена нестабильной экономической ситуацией, на указанных территориях отмечена низкая покупательная способность, что показывает высокий процент бедности.
В состав четвертого кластера входят: Каменск-Шахтинский, Шахты,
Новошахтинск, Гуково и Донецк. Данный кластер характеризуется низким уровнем жизни. В нем отмечена высокая смертность населения, высокий уровень преступности, в целом низкие показатели исследуемых характеристик, что неблагоприятно отражается на обстановке в муниципальных образованиях.
Особенности и направления повышения уровня и качества жизни в каждом из кластеров описаны в таблице 3.7
90
Таблица 3.7
Направления повышения уровня и
качества жизни в кластере
№ группы
Особенности уровня и качества
жизни в кластере
- высокий уровень экономического развития;
- высокая покупательная способность доходов населения;
- высокие темпы сокращения бедности населения;
- благоприятная ситуация на региональных рынках труда;
- комфортные условия проживания;
- осложнение экологической ситуации;
- постепенное возрастание социальной напряженности.
Резервом повышения уровня и качества жизни являются:
- улучшение экологической обстановки
(сокращение объемов загрязняющих выбросов в атмосферный воздух и сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты);
- снижение социальной напряженности.
1
к
л
ас
те
р
–
в
ыс
ок
и
й
ур
ов
ен
ь
ж
и
зн
и
2
к
л
ас
те
р
–
с
р
ед
н
и
й
у
р
ов
ен
ь
ж
и
зн
и
3
к
л
ас
те
р
–
ур
ов
ен
ь
ж
и
зн
и
н
и
ж
е
ср
ед
н
его
4
к
л
ас
те
р
–
н
и
зк
и
й
у
р
ов
ен
ь
ж
и
зн
и
- замедление темпов роста показателей экономического развития;
- покупательная способность доходов населения на уровне средних значений по Ростовской области;
- высокий уровень дифференциации доходов;
- низкий уровень безработицы;
- постепенное ухудшение ситуации в социально-демографической сфере;
- сложная экологическая обстановка
- низкий уровень экономического развития;
- невысокая покупательная способность доходов населения;
- медленное сокращение бедности;
- неблагоприятная экологическая обстановка.
В экономической сфере необходимо уделить внимание улучшению инвестиционного климата МО, и разработке мероприятий по сокращению неравенства населения по доходам.
В экологической сфере ключевым направлением является сокращение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброса загрязненных вод в поверхностные водные объекты.
Негативное влияние данного фактора нашло отражение в ухудшении ситуации в социально-демографической сфере.
Разработка и реализация программ, направленных на ускорение темпов экономического роста.
При этом приоритетными должны являться программы, направленные на создание новых рабочих мест, что позволит повысить доходы населения и сократить уровень бедности.
Разработка и реализация программ, направленных на оживление экономики, снижение напряженности на рынке труда, рост доходов населения, сокращение бедности.
В социальной сфере приоритетными направлениями являются снижение общей и младенческой смертности, увеличение долголетия населения, в том числе через сокращение общей заболеваемости, заболеваемости туберкулезом.
Для улучшения условий жизни населения следует предусмотреть программы по сокращению удельного веса ветхого и аварийного жилья и улучшению экологической обстановки.
- низкий уровень экономического развития;
- низкая покупательная способность доходов населения;
- высокий уровень бедности;
- низкая продолжительность жизни;
- напряженная ситуация на рынке труда;
- крайне неблагоприятная экологическая обстановка;
- усиление социальной напряженности.
91
Проведенный кластерный анализ позволил вывить особенности рассматриваемых муниципальных образований и определить основные направления повышения уровня и качества жизни населения по каждому из них.
Для подтверждения полученных результатов рассмотрим ранжировку городских округов по нескольким показателям (рис.3.3, рис.3.4, рис.3.5 и рис.3.6)
Рис.3.3. Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 000 человек, единиц
Рис.3.4. Естественный прирост (убыль) населения
677.3 466.3 509.4 432.6 375.9 303.5 310.97 349.9 440.23 217.53 580.3 388.83
Ростов-на-Дону
Азов
Батайск
Волгодонск
Гуково
Донецк
Зверево
Каменск-
Шахтинский
Новочеркасск
Новошахтинск
Таганрог
Шахты
313
-51 547 285
-403
-197
-83
-71 126
-86 137
-237
Ростов-на-Дону
Азов
Батайск
Волгодонск
Гуково
Донецк
Зверево
Каменск-
Шахтинский
Новочеркасск
Новошахтинск
Таганрог
Шахты
92
Рис.3.5. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника
(рублей)
Рис.3.6. Предоставление государственных и муниципальных услуг на базе сети МФЦ (на 1000 человек)
Видно, что неизменным лидером на протяжении всего анализа является
Ростов-на-Дону, он имеет самые высокие показатели по большинству характеристик, в частности миграционный прирост отражает благоприятную обстановку в муниципальном образовании. Так же был выявлены еще городские округа – лидеры Волгодонск и Зверево, где большинство
33567.7 24939.5 27517.8 31024 21089.3 19512.6 28310.1 27291.2 27090.1 21526.5 27573.5 24151.5
Ростов-на-Дону
Азов
Батайск
Волгодонск
Гуково
Донецк
Зверево
Каменск-
Шахтинский
Новочеркасск
Новошахтинск
Таганрог
Шахты
49.22 29.62 33.79 55.30 37.00 39.88 92.58 26.56 32.79 33.35 66.54 80.84
Ростов-на-Дону
Азов
Батайск
Волгодонск
Гуково
Донецк
Зверево
Каменск-
Шахтинский
Новочеркасск
Новошахтинск
Таганрог
Шахты
93 характеристик значительно выше, чем аналогичные показатели других территорий.
Принадлежность Волгодонска к данному кластеру обусловлена наличием у городского округа многопрофильного промышленного потенциала, развитой энергетики, машиностроения, промышленной и химической промышленности, так же высоко развита коммунальная инфраструктура. Муниципальное образование считается вторым по значению энергетическим центром Юга Российской Федерации после запуска второго энергоблока Ростовской атомной электростанции.
Волгодонск является главным узлом Ростовской области на востоке, стратегическое значение так же обусловлено наличием порта, благодаря которому муниципальное образование имеет выход в 100 крупных портов 22 стран мира.
Второй кластер по результатам исследования включает: Зверево,
Новочеркасск и Таганрог.
Зверево с 16 марта 2018 года считается территорий опережающего социально-экономического развития. Благодаря особому правовому режиму осуществления предпринимательской и иной деятельности удалось снизить зависимость муниципального образования от градообразующего предприятия
АО
«Шахтоуправление
«Обуховская», увеличить инвестиционную привлекательность городского округа, создать более 800 постоянных рабочих мест, что, несомненно, улучшило экономическую ситуацию на территории городского округа, и, как следствие, повысило уровень жизни населения.
Новочеркасск считается одним из самых крупных промышленных центров Ростовской области, но главная проблема муниципального образования — это экологическая обстановка, Новочеркасск входит в 15 самых грязных городов Российской Федерации.
Достаточно развитым городом считается Таганрог. Выгодное экономико-географическое положение позволяет городу занимать передовые
94 позиции во многих отраслях. Таганрог располагается на берегу Азовского моря и считается крупным транспортным узлом, где пересекаются железнодорожные, автомобильные и морские пути. Так же в городе развит
IT-кластер, что обусловлено наличием в городе Инженерно-технологической академии ЮФУ, которая собирает в своих стенах перспективных молодых специалистов.
В третий кластер входят Батайск и Азов. Данная группа муниципальных образований характеризуется низким уровнем экономического развития, отмечается уровень зарегистрированных безработных выше среднего, уровень заработной платы ниже среднего, покупательная способность доходов населения носит среднее значение по региону, происходит медленное сокращение бедности.
Несмотря на широкую специализацию предприятий четвертого кластера, нельзя сказать, что их деятельность достаточно эффективна.
Большинство предприятий в настоящее время закрыты или объявлены банкротами, остальные в целях оптимизации труда стремительно сокращают рабочие места. что только усугубляет их социально-экономическую нестабильность
Для данного кластера характерен высокий уровень безработицы, что влечет за собой снижение большинства показателей, влияющих на уровень и качество жизни.
Нахождение таких муниципальных образований в составе субъекта должно стимулировать органы власти к формированию оптимальной политики территориального развития.
Так же можно заметить при анализе показателей экономического развития, что чем выше прирост населения в городском округе, тем сильнее территориальная диспропорция. Но данное явление нельзя назвать отрицательным, в данном случае видна общая закономерность экономического развития, территории в период интенсивного роста выходят вперед, далее при благоприятных условиях расслоенность постепенно смягчается, что, несомненно, должны регулировать органы власти.
95
Как показал анализ, социально-экономические показатели городских округов в Ростовской области носят достаточно неоднородный характер.
Городские округа обладают уникальными факторами социального и экономического развития, имея свои проблемы, но в то же время различные параметры отражают под разным углом проблему территориальной дифференциации.
Несмотря на социально-экономическое состояние, каждое муниципальное образование имеет стратегические конкурентные преимущества. Основной причиной наличия дифференциации уровня и качества жизни является то, как данные муниципальные образования используют данные конкурентные преимущества. Несомненно, при наличии сильной ресурсной базы муниципальное образование обладает явными конкурентными преимуществами на фоне слаборазвитых территорий, но это свидетельствует только о том, что реализуется неэффективная политика развития территорий. Так же стратегия развития муниципального образования не может основываться только на текущем состоянии территорий, необходимо планировать в перспективе, а значит рассматривать так же развитие стратегических конкурентных преимуществ, что должно быть так же определяющим фактором для разработки стратегии развития территорий.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
3.2. Разработка стратегии повышения уровня и качества жизни
населения для каждого типа муниципальных образований Ростовской
области
Механизм управления уровнем и качеством жизни населения в каком- то конкретном муниципальном образовании представляет собой систему последовательных действий, нацеленных на достижение определенных целей через взаимоотношения объекта и субъекта управления. Данный механизм должен помочь избежать ситуаций, когда утвержденное решение в одной
96 сфере становится проблемой для другой. Цели устанавливаются, отталкиваясь от основных характеристик и проблем, определенных в результате предложенного кластерного анализа уровня и качества жизни в рассматриваемых муниципальных образованиях
36
. Схема механизма управления уровнем и качества жизни населения какой-либо территории изображена на рис.3.7.
Рис.3.7. Схема механизма управления качеством жизни населения региона
36
Андреев, А.В. Основы региональной экономики : учебник / Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В.
— Москва : КноРус, 2014. — 334 с.
Государственные органы управления различных уровней
Процесс управления
1 группа
Общенаучные методы
2 группа
Методы реализации основных направлений политики, направленной на повышение уровня и жизни населения
3 группа
Правовые и административные методы управления
ЦЕЛЬ
МЕТОДЫ
ЭТАПЫ
1. Анализ уровня и качества жизни населения
2. Определение проблемных аспектов
3. Разработка мер, направленных на повышение уровня и качества жизни
Воздействие на проблемные аспекты
РЕСУРСЫ
Средства федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и средства других источников финансирования
Объект управления
Уровень и качество жизни населения регионов
Субъект управления
97
Исходя из результата кластерного анализа изображенного на рис.3.2, сформулированы проблемы и задачи в сфере уровня и качества жизни населения (табл.3.8).
Таблица 3.8
Проблемы и задачи в сфере уровня и качества жизни населения
Экономическая подсистема связана с такими показателями как уровень экономического развития региона, материальное благосостояние населения муниципального образования.
Социальная подсистема включает себя проблемы и задачи связанные с вопросами рынка труда, социально-демографической ситуацией и социальной напряженностью в муниципальном образовании.
Экологическая подсистема включает в себя вопросы экологической обстановки в муниципальном образовании. Решение данных вопросов актуально во всех кластерах.
Подсистема
Проблемы, задачи
Проблемы:
- низкие темпы роста экономики;
-невысокий уровень доходов населения и их низкие темпы роста.
Задачи:
- улучшение инвестиционного климата;
- развитие инновационных отраслей экономики;
- снижение бедности и дифференциации доходов населения.
Проблемы:
- качественное несоответствие между спросом и предложением на рынке труда;
- негативные тенденции в социально-демографической сфере;
- усиление социальной напряженности.
Задачи:
- снижение напряженности на рынке труда;
- рост ожидаемой продолжительности жизни, через снижение общей и младенческой смертности, заболеваемости, количества самоубийств;
- противодействие распространению негативных зависимостей среди населения, сокращение количества преступлений.
Проблемы: высокий уровень загрязнения окружающей природной среды с тенденцией роста объемов выбросов.
Задачи: улучшение экологической обстановки в муниципальных образованиях Ростовской области.
Социальная
Экономическая
Экологическая