Файл: Оценка уровня жизни в условиях межмуниципальной дифференциации с учетом трендов цифровизации (на примере Ростовской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38 показателем среднего уровня благосостояния граждан и их обеспеченности городскими удобствами. CDI представляет собой широкую систему индикаторов, она целостна и предназначена для того, чтобы рассматривать состояние городов или регионов в целом, охватывая области, выходящие за рамки единой структуры управления, предназначенного для информирования управляющих структур города, участвующих в развитии города. Этот индекс предназначен для интегрирования в процесс разработки городских стратегий и политики.
Методика вычисления данного индекса представлена следующим образом (табл.1.4).
Таблица 1.4
Методика вычисления индекса городского развития
На сегодняшний день CDI является наилучшим единым показателем уровня развития городов.
Как отмечалось выше, по-прежнему сложно измерить качество жизни граждан, но предварительные результаты показывают, что стоит выйти за пределы показателей ВВП. Многоплановый подход необходим, чтобы получить более полное представление о качестве жизни и избежать любых вводящих в заблуждение выводов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Показатель
Формула
Инфраструктура
Отходы
Здоровье
Продукт
(25*водопроводов) + (25 *канализации) + (25*электричества) +
(25*телефонов)
(Сточные воды очищенные*50) + (Официальные захоронения твердых отходов*50)
(Ожидаемая продолжительность жизни - 25) * 50/60 + (32 - Детская смертность)*50 / 31,92
(Грамотность*25) + (Сводный контингент учащихся)*25)
(Городской продукт - 4,61) * 100 / 5,99
(Индекс инфраструктуры + Индекс отходов + Индекс образования
+ Индекс здоровья + Городской товарный указатель) / 5
Развитие города
Образование

39
2. МОНИТОРИНГ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В
УСЛОВИЯХ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ С
УЧЁТОМ ТРЕНДОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1. Анализ нормативно - правовых документов, регламентирующих
деятельность органов власти в сфере повышения уровня жизни
населения
Главная цель правительства страны заключается в том, чтобы обеспечить достойную жизнь своему народу. Но разные страны мира обеспечивают своим народам разный уровень жизни. На самом деле, в разных странах мира наблюдается заметное неравенство в уровне жизни людей. С одной стороны, есть развитые страны, такие как Великобритания,
США, Канада и страны Западной Европы, где уровень жизни очень высок. С другой стороны, есть отстающие страны, такие как Индия, Пакистан, Китай,
Бирма и т.д., где уровень жизни населения крайне низок.
Несомненно, проблема достаточно очевидна, поэтому правительство и соответствующие органы власти должны поставить ее на первое место.
Как говорилось выше, первостепенной задачей государства во всех сферах общественной жизни является регулирование социально- экономической системы, ее совершенствование и, как следствие, повышение качества жизни населения. Данные задачи социально-экономического развития могут быть реализованы только при взаимодействии всех трех уровней власти: федерального, регионального и муниципального.
Данная деятельность в субъектах Российской Федерации весомо зависит от совершенствования системы регионального управления. Во многом социально-экономическое состояние региона зависит от управления, непосредственно его качества, результативного использования современного инструментария государственного управления.


40
На рис.2.1 изображены приоритеты деятельности органов власти в сфере повышения уровня и качества жизни населения субъектов Российской
Федерации.
Рис.2.1. Основные ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти в области повышения качества жизни населения субъекта РФ
ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА РФ
1. Рост уровня жизни
Положительная динамика изменения реальных доходов и покупательной способности доходов населения, уменьшение уровня официальной безработицы и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
2. Обеспечение занятости населения
Повышение качества и мобильности рабочей силы, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, которые не могут найти подходящую работу.
3. Повышение качества и доступности услуг социальной сферы
Социальная поддержка населения (в т.ч. граждан с ограниченными возможностями здоровья), развитие эффективной системы здравоохранения, формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации, совершенствование системы образования, развитие культуры, решение актуальных вопросов ЖКХ.
4. Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем
Создание инфраструктуры для малоэтажного строительства, поддержка молодых семей, ипотечное кредитование молодых специалистов, улучшение жилищных условий многодетных семей, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирных домов.
5. Обеспечение безопасности проживания
Оборудование железнодорожных и автовокзалов, станций метрополитена техническими средствами охраны, досмотра и видеоконтроля, создание условий для антитеррористической защищенности, профилактика преступлений, обеспечение экологической безопасности, строительство и модернизация межмуниципальных комплексов переработки и размещения отходов, обеспечение населения современными объектами утилизации отходов.


41
В Российской Федерации сейчас тенденция улучшения качества жизни населения считается одной из ключевых стратегических целей страны, установленных Президентом Российской Федерации. Глава государства многократно акцентировал внимание, что вопрос повышения качества жизни населения Российской Федерации следует в первую очередь решать через повышение качества и эффективности деятельности государственных структур.
В сформировавшейся ситуации повышение качества жизни граждан представляет собой определяющий курс, по которому должно двигаться национальное развитие в долгосрочной перспективе. Главными способами решения данного явления стоит считать увеличение совокупного уровня социально-экономического развития Российской Федерации в целом и регионов в частности, кроме того, создание и принятие конкретных программ
20
В Российской Федерации государственное регулирование уровня жизни населения регламентируется своеобразными методами. Их можно представить схематически – рис.2.2.
Рис.2.2. Методы регламентации уровня жизни населения
20
Епинина В.С., Формирование эффективного механизма взаимодействия органов публичной власти и населения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2016. – №4. – С. 188-
194.
Регулирование уровня жизни населения в
Российской Федерации
Нормативно-правовая база
НПА РФ
Нормы международного права
Программно-целевой метод
Федеральные целевые программы
Целевые программы субъектов РФ

42
Первый метод включает в себя формирование нормативно-правовой основы для регулирования работы и создания ориентиров для деятельности органов власти. В данную базу входят широкий диапазон нормативно- правовых актов Российской Федерации и нормы международного права, направленных на стабилизацию уровня жизни населения.
В законодательстве Российской Федерации вопросы уровня жизни населения изначально регламентированы основным документом страны –
Конституцией Российской Федерации. В частности, в статье 7 Конституции
Российской Федерации говорится: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Помимо этого, в статье 44 прописано о свободе выражения, то есть любого проявления самореализации, не выходящими за рамки закона
21
Так же вопросы качества жизни обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
(
срок реализации 2008-2020 гг.), статус программы – государственный.
Стратегической целью данной программы обозначено достижение социально-экономического развития страны, занимающей первенствующие позиции в мировой конкуренции, прочно гарантирующих национальную безопасность и осуществление конституционных прав
22
Реализация данной цели говорит о создании качественно нового вида реформированной страны к концу десятилетия – рис.2.3.
21
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014
№ 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
22
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»


43
Рис.2.3. Целевые ориентиры Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации 2008-2020 гг.
Главным критерием оценки эффективного выполнения обозначенной цели является уровень и качество жизни населения. В условиях повышения качества социальной сферы на уровне всей страны в настоящее время все еще предельно остро стоит проблема поляризации между уровнями социально-экономического развития, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований. По этой причине в Российской
Федерации место проживания человека на конкретной территории напрямую влияет на уровень удовлетворенности его материальных, культурных, духовных и социальных потребностей
23
Нормативно-правовая база основывается на федеральных законах
Российской Федерации. Как пример можно назвать один из них:
Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В федеральном законе охватывает
23
Морозова Н.И., Модернизация системы планирования развития территориальных социально- экономических систем в РФ с целью повышения качества жизни населения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – №1. – С. 49.
Целевые
ориентиры
Высокие стандарты благосостояния человека
Безопасность граждан и общества
Институты экономической свободы и справедливости
Социальное благополучие и согласие
Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне
Сбалансированное пространственное развитие
Экономика лидерства и инноваций

44 такие понятия как потребительская корзина, прожиточный минимум
(рис.2.4)
24
Рис. 2.4. Основные понятия, используемые в Федеральном законе №134-ФЗ касаемо уровня и качества жизни населения
Кроме того, закон устанавливает, что потребительская корзина в
Российской Федерации рассчитывается не реже 1 раза в 5 лет, она так же устанавливается федеральным законом. Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, местных особенностей, специфических особенностей потребления товаров и услуг. Показатель прожиточного минимума на душу населения рассчитывается Правительством Российской
Федерации ежеквартально и учреждается в целом по стране, в субъектах данный показатель рассчитывается органами исполнительной власти соответствующего субъекта. Законодательством кроме того определено, что минимальная величина оплаты труда и наименьшая величина пенсии по старости в Российской Федерации должны постепенно увеличиваться до размера прожиточного минимума. Право получения социальной помощи
24
Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации». потребительская корзина
• необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания прожиточный минимум
• стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы