Файл: Оценка уровня жизни в условиях межмуниципальной дифференциации с учетом трендов цифровизации (на примере Ростовской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

45 предоставляется семьям, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, так как данные семьи считаются малоимущими.
Кроме федеральных законов Российской Федерации регулирование проблем уровня и качества жизни населения координируется указами
Президента Российской Федерации. Например, Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Он подразумевает, что первоочередным итогом осуществления указа станет сокращение дифференциации населения в различных субъектах, муниципальных образованиях, городах и сельских территориях в частности, уменьшение социально-экономической расслоенности.
Тема регулирования вопросов уровня и качества жизни также затронута в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года
№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Для осуществления стремительного социально-экономического и научно-технологического развития страны, демографического подъема, повышения уровня и качества жизни населения, предоставления комфортных условий, удовлетворяющих потребности самореализации и в целом жизнедеятельности граждан был принят Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г.
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года». В нем были обозначены 9 национальных целей, определяющих будущее развитие страны (рис.2.5)
25 25
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»

46
Рис.2.5.
Национальные цели развития Российской Федерации до 2024 года
Стоит отметить, что данный перечень включает в себя вопрос цифровизации, ведь именно внедрение новых цифровых технологий в различные сферы жизни будет способствовать развитию сектора экономики в целом и повышению качества жизни.
В состав международных законодательных актов можно отнести (рис.2.6):
Национальные
цели развития
Российской
Федерации на
период до 2024
года
создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводитель- ного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированны ми кадрами вхождение Российской
Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере ускорение технологического развития
Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно снижение в два раза уровня бедности в Российской
Федерации обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции обеспечение устойчивого естественного роста численности населения
Российской Федерации повышение ожидаемой продолжительности жизни устойчивого естественного роста численности населения Российской
Федерации
(к 2030 году – до 80 лет)


47
Рис.2.6. Международные законодательные акты, регламентирующие деятельность органов власти по вопросам уровня и качества жизни
Целесообразно выделить, что все нормативно-правовые документы систематически подвергаются вносу поправок в зависимости от курса социально-экономической политики страны, так же многие нормативно- правовые акты нуждаются в пересмотре и значительных поправках.
Следующий (второй) метод – программно-целевой. Данный метод включает в себя создание разнообразных программ социального и экономического развития, принимающихся на конкретный промежуток времени, они могут быть реализованы как на федеральном, так и на региональном уровне. На территории Российской Федерации в настоящее время реализуется большой перечень федеральных целевых программ, ориентированных на рост уровня и качества жизни населения.
Перечень ключевых государственных программ, направленных на решение вопросов социально-экономического развития, и их цели содержится в рис.2.7 26 26
Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р (ред. от 12.03.2020) «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации».
Международные законодательные
акты
Конвенция Международной организации труда (МОТ)
Концепция Организации
Объединенных Наций

48
Рис. 2.7. Перечень основных государственных программ РФ, регулирующих уровень жизни населения
После подписания 7 мая 2019 года Президентом Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года», устанавливается и утверждается список национальных проектов Российской Федерации по 3 направлениям (рис.2.8) :
• повышение доступности социального обслуживания населения;
создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий.
«Социальная поддержка граждан»
• развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны; обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке образования
«Развитие образования на 2013–2020 годы»
• повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и
мировом рынках на основе инновационного развития
АПК;
обеспечение финансовой устойчивости и
поддержка товаропроизводителей
АПК;
воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства; устойчивое развитие сельских территорий
«Государственная программа развития сельского
хозяйства и регулирования сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020
годы»
• обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности
«Развитие Здравоохранения»
• реализация стратегической роли культуры как духовнонравственного основания для формирования гармонично развитой личности,
укрепления единства российского общества и
гражданской идентичности, а также комплексное развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской
Федерации
«Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы


49
Рис.2.8.
Направления развития и список проектов, входящих в национальные проекты (в скобках — сроки их реализации)
Данные проекты должны формировать условия для прорыва в научно- технологическом и социально-экономическом развитии
Российской
Федерации, увеличить качество жизни каждого гражданина, но кроме того, обеспечить условия для его самореализации.
В субъектах Российской Федерации программно-целевой метод применяется достаточно активно. Большая часть из них затрагивает вопросы развития социальной сферы, здравоохранения, физическая культура и спорт, безопасности, образования, ЖКХ, культура. Так же разрабатываются и принимаются программы, развивающие деятельность в сфере сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства, малого и среднего
• Здравоохранение (1 января 2019 — 31 декабря 2024)
• Образование (1 января 2019 — 31 декабря 2024)
• Демография (1 января 2019 — 31 декабря 2024)
• Культура (1 января 2019 — 31 декабря 2024)
1   2   3   4   5   6   7   8   9

«Человеческий капитал»
• Безопасные и качественные автомобильные дороги (3 декабря 2018
— 31 декабря 2024)
• Жильё и городская среда (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
• Экология (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
«Комфортная среда для жизни»
• Наука (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
• Малое и
среднее предпринимательство и
поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы (15 октября
2018 — 31 декабря 2024)
• Цифровая экономика (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
• Производительность труда и поддержка занятости (1 октября 2018
— 31 декабря 2024)
• Международная кооперация и экспорт (1 октября 2018 — 31 декабря
2024)
• Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (1 октября 2018 — 31 декабря 2024)
«Экономический рост»

50 предпринимательства, улучшения инфраструктуры муниципальных образований и т.д.
Ростовская область на период 2019-2030 годов реализует 23 государственные программы, все мероприятия в рамках программ направлены на развитие и внедрение научно-технической, структурной и инновационной политики, интенсивного содействия в его социальном и экономическом развитии. Обозначим некоторые из них (рис.2.9)
27
Рис.2.9. Государственные программы Ростовской области на 2019-2030 годы
(неполный список)
27
Официальный сайт правительства Ростовской области // Государственные программы Ростовской области на 2019-2030 годы: [Электронный ресурс]. – URL: https://www.donland.ru/activity/1435/ (дата обращения
26.06.20).
Г
ос
уд
ар
ст
ве
н
н
ые
п
р
ог
р
аммы
Р
ос
товс
к
ой
облас
ти
н
а
2019
-2030
г
од
ы
«Развитие транспортной системы»
«Формирование современной городской среды на территории
Ростовской области»
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
«Доступная среда»
«Информационное общество»
«Социальная поддержка граждан»
«Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области»
«Комплексное развитие сельских территорий»
«Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
«Обеспечение общественного порядка и профилактика правонарушений»
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
«Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики»
«Молодежная политика и социальная активность»
«Развитие здравоохранения»


51
Так же в области реализуется ряд других программ в таких сферах, как здравоохранение, экология, волонтерское движение и т.д.
Можно сделать вывод, что создаваемые программы ориентированы на повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации, но, к сожалению, деятельность по реализации вышеперечисленных программ не всегда в полной мере выполняема и эффективна.
Таким образом, регулирование уровня и качества жизни населения в
Российской Федерации выполняется с помощью нормативно-правовых и программно-целевых методов. Для эффективной деятельности органов власти в сфере уровня и качества жизни необходимо проводить постоянный мониторинг и наблюдение ситуации, так же требуется пересмотр государственных минимальных социальных стандартов.
2.2. Разработка авторской системы показателей, позволяющей провести
оценку уровня и качества жизни населения с учётом трендов
цифровизации
Грамотно, а так же правильно дать оценку уровню и качеству жизни, как отдельного человека, так и населения в целом – непростая задача, каждая рассмотренная концепция и разработанная система характеристик не могут показать абсолютное значение. Необходимо подразумевать, что это всего лишь система значений, которые демонстрируют конкретные стороны жизнедеятельности людей и служат сведениями для формирования и реализации такой стратегии развития, учитывающей интересы граждан.
Показатель уровня и качества жизни не может быть оценен с помощью одного единственного показателя, поскольку только совокупность показателей и их динамика может наиболее точно отобразить сложившуюся ситуацию.
Изменчивость и разносторонность явления неминуемо предполагают многоплановость разрабатываемых методик и неоднозначность вычисляемых

52 оценок. Особенно остро вопрос данной проблемы стоит в регионах
Российской Федерации, он связан с выбором концепции, которая будет использована для проведения оценки, но кроме того так же с выбором подходов и принципов к количественной оценке уровня и качества жизни граждан в субъекте Российской Федерации.
В данной работе в главе 1 были рассмотрены некоторые из методик, используемых для оценки качества и уровня жизни, но ни одна из них не предоставляла возможности рассмотреть данную характеристику в краткосрочный период, многие из них требуют достаточно длительного периода расчета. Данная особенность во многом усложняет работу органов власти, и в частности деятельности органов местного самоуправления.
При этом существуют общие требования к системе индикаторов, на которые должна опираться каждая методика расчета (рис.2.10):
Рис.2.10. Общие требования к системе индикаторов
Для категории качества и уровня жизни характерны значительная структурная наполненность и многоаспектность. Именно по этой причине в исследовательской практике есть самые различные способы ее оценки.
2. Набор индикаторов должен соответствовать целям социальной политики;
3. Используемые социальные показатели должны быть ориентированы на социально-экономические показатели;
4. Должен быть учтен временной промежуток;
5. Объективные характеристики качества жизни следует дополнять субъективными характеристиками;
6. Необходимо, чтобы социа1льные индикаторы были применимы ко всем видам муниципальных образований.
Общие требования к системе индикаторов
1. Оптимальные по размерам системы должны отражать все социально значимые стороны общественной жизни;