Файл: Механизмы машин механизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

-Механические передачи

 

Зубчатые передачи (ЗП) относят к передачам зацепления, осуществляемого взаимодействием зубьев ведущего и ведомого колёс. Принцип действия ЗП основан на зацеплении пары зубчатых колёс. Меньшее из пары зубчатых колёс (ЗК) называют шестерней, большее - колесом. Основная характеристика ЗК - их модуль (мм), за который принят шаг по делительной окружности, уменьшенной в π раз. Все геометрические размеры ЗК определяются через их модуль и число зубьев.

 





 

Рис. 2.6. Зубчатые передачи с цилиндрическими колесами:

а) последовательного зацепления  ;

б)  ), в)   – планетарные,

использованы два возможных вида обозначений зубчатых колес:

   ; жесткое закрепление колес на валу обозначено знаком ×,

а свободное знаками – и ≡

 

На рис.2.6 показаны зубчатые передачи с цилиндрическими губчатыми колесами: а) – последовательного зацепления с паразитным колесом и планетарные; б) – при неподвижном водиле и в) – при неподвижном зубчатом венце. Планетарная передача в случае подвижного водила и зубчатого венца представляет собой дифференциальный механизм, обеспечивающий вращение двух вешходных звеньев: зубчатого колеса 3 и водила Н. При неподвижном зубчатом колесе 3 передача используется в редукторе машин. Ее передаточное отношение может быть определено методом «обращения движения», при котором всем звеньям сообщается угловая скорость, равная по величине и направленная противоположно угловой скорости водила ωH. Для полученного таким образом обращенного механизма передаточное отношение от колеса 1 к колесу 3 составит:




При ω3=0 находим:



Преимуществами ЗП являются: высокая нагрузочная способность; малые габариты; большая долговечность и надёжность работы; высокие КПД (до 0,98 в одноступенчатом редукторе); постоянство передаточного отношения; отсутствие проскальзывания; возможность применения в широком диапазоне высоких скоростей (обычно до 15 м/с и выше), мощностей (обычно 50 - 60 кВт и выше), и передаточных чисел (обычно для цилиндрических прямозубых ЗК - до 10, конических - до 5, червячных - до 80).

КПД передачи может быть определён по формуле:



где ηп - КПД одного подшипника;

j - число подшипников в передаче;

ηз.з - КПД зубчатого зацепления;

к - число зубчатых зацеплений.

Цепные передачи относят также к передачам зацепления, которые состоят из звездочек, цепи, охватывающей их, и натяжного устройства. Они отличаются повышенным значением межосевого расстояния А и некоторой неравномерностью движения, определяемой их кинематикой.

Винтовые передачи (ВП) (механизмы) представляют собой винтовую пару подвижных звеньев «винт - гайка», одно из которых соединено со стойкой. Винт и гайка имеют сопрягаемую винтовую поверхность -резьбу. Вращательное движение одного из звеньев преобразуется в поступательное движение другого.

Передаточное отношение:



где S - шаг резьбы; n3 - число заходов от 1 до 4.

КПД передачи зависит от угла подъема резьбы α, угла трения φ и направления поступательного перемещения выходного звена и по аналогии с задачей о равновесии тела на наклонной плоскости определяется по формуле



Особую группу ВП (механизмов) составляют шариковинтовые. В них пара скольжения в виде витков резьбы винта и гайки заменена двумя парами качения: «канавка винта – шарики – канавка гайки». В зависимости от назначения число шариков составляет от 2 до 10 и выше. ВП имеют повышенный КПД и используются в механизмах подачи машин. В частности, в ударно-вращательном механизме (УВМ), представленном далее, передача такого типа используется для подачи ударника вдоль оси механизма с целью замыкания и размыкания деталей ударной пары.



 

Червячные передачи (ЧП) относятся к передачам с перекрещивающимися осями валов. ЧП состоит из червяка и червячного колеса. Движение ЧП осуществляется по принципу винтовой пары. Существенным отличием ЧП от ЗП является то, что в них окружные скорости не совпадают (они направлены под углом перекрещивания а), что приводит к скольжению деталей передачи. 

 

Преимуществами ЧП является возможность получения больших передаточных чисел в одной паре; плавное зацепление и бесшумность работы; возможность самоторможения. К недостаткам относят сравнительно низкий КПД; повышенный износ и склонность к заеданию; необходимость применения для колёс дорогих антифрикционных материалов (бронз).

 

Фрикционные передачи (ФП) (механизмы). Передача движения в ФП от ведущего звена ведомому осуществляется посредством трения, величина которого зависит от силы прижатия звеньев и коэффициента трения. С целью снижения потребного усилия прижатия в звеньях передач используют материалы с повышенными значениями коэффициентов трения.

 

К преимуществам ФП относят бесшумность работы, возможность регулирования скорости выходного звена. Однако из-за наличия эффекта проскальзывания в фрикционных парах имеет место непостоянство передаточного отношения (недостаток передач). Конструктивно ФП выполняют с непосредственным контактом или с контактом через промежуточный элемент – ремень. В этом случае их называют ременными. В таком исполнении ФП широко используют в СМ, обеспечивая возможность получения большего межосевого расстояния между валом двигателя и последующим механизмом привода.

 

Каиатно-блочные передачи (полиспасты), так же как ременные, относят к передачам с гибким тяговым органом. Полиспасты представляют собой систему подвижных и неподвижных блоков, опоясанную канатом, используемую для выигрыша либо в силе, либо в скорости. При приложении усилия на входе все блоки приводятся во вращение, а подвижный блок -в поступательное перемещение вверх.


 

КПД полиспаста кратностью до 4-х приблизительно оценивают потерями в подшипниках блоков и определяют по формуле:



 

- Муфты

 

Муфты - устройства трансмиссии, предназначенные для осевого соединения валов отдельных узлов машин с целью передачи энерготока с одного вала на другой.

 

Главным параметром муфты является величина передаваемого им крутящего момента. По возможности управления имеются две основные группы муфт: постоянно-действующие (неуправляемые) и сцепные (управляемые). Неуправляемые муфты работают в режиме постоянной передачи энергопотока при включенном двигателе механизма (машины). Они состоят из двух полумуфт, закрепленных на концах сооснорасположенных валов.

Сцепные (управляемые) муфты обеспечивают возможности сцепления и расцепления, то есть управления передачей энергопотока в процессе эксплуатации. Их отличительной конструктивной особенностью является наличие устройства управления.

Втулочные и фланцевые муфтыпредставляют собой жестко закрепленные на валах полумуфты в форме втулок и фланцев соответственно, соединенные между собой штифтами, шпонками, резьбовыми соединениями.

Цепная муфта представляет собой две полумуфты в форме звездочек, которые охвачены цепью. За счет зазоров в парах «зубья - цепь» имеется возможность компенсации неточностей установки соединяемых валов.

Кулачковая муфта состоит из двух полумуфт, по торцевой поверхности которых выполнены кулачки, через которые происходит передача крутящего момента. В неуправляемых муфтах кулачки находятся в постоянном зацеплении, а в управляемых имеется устройство ввода их в зацепление, усилие которого показано стрелкой. В этом случае включение муфты обеспечивается осевым смещением одной из полумуфт.

Фрикционные муфты  применяют при необходимости плавного  включения механизмов.  Кроме этого  их используют в тормозных устройствах. По виду фрикциональных поверхностей различают муфты дисковые, конические, ленточные. Величина тормозного момента, создаваемого этими муфтами, пропорциональна усилию их прижатия Q и проекции площади фрикциональных обкладок на поверхность торможения. Эти муфты чаще всего выполняют управляемыми.

2.1.4. Тормозные устройства

 

Тормозные устройства снижают или полностью прекращают движение выходного звена (рабочего органа или движителя) механизма или машины в результате создания тормозного момента. По назначению тормозные устройства разделяют на стопорные, полностью предотвращающие движение выходного звена-тормоза, и ограничивающие, снижающие скорость его движения до требуемой величины - фрикционы. Последние действуют только за счет сил трения, прикладываемых в определённые промежутки времени или постоянно, с целью регулировки скоростного режима.

 

По принципу действия и конструкции рабочих элементов различают зацепляющие, фрикционные и клиновые тормозные устройства. Первые выполнены в виде зубчатых колёс с наклонным зубом специальной формы, называемых храповыми. Форма и расположение зубьев дают возможность стопорить вращение храпового колеса в одном из направлений при введении между зубьями стопора, называемого собачкой. Вторая группа тормозных устройств (фрикционные) более разнообразна. Тормозные детали в ней выполнены из фрикционных материалов и имеют форму колодок, лент, дисков цилиндрической и конусной формы (Рис.2.7).

 





 

Рис. 2.7. Колодочный тормоз нормально-замкнутого типа:

а) принципиальная схема:

1 – тормозной шкив; 2 – тормозные колодки;

3 – рычажно-стержневой механизм; 4 – замыкающая пружина;

5 – размыкающий электро-гидро толкатель (стрелки указывают

направление нагнетания масла при включенном электродвигателе);

б) расчетная схема;

из условия Σm0=0 замыкающее усилие составит  ,

где N – усилие прижатия; f – коэффициент трения тормозных

колодок о тормозной шкив

 

Третью группу составляют тормозные устройства клинового типа с рабочими элементами в форме шариков, роликов, эксцентриков, втягиваемых при определенных условиях в зазоры клиновой формы и производящие таким образом режим стопорения.