Файл: Методическое пособие для учителя Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко под ред. Л. О. Рословой. М. Фгбну Институт стратегии развития образования рао.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 673
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
241 рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» базовый уровень (edsoo.ru)
(дата обращения: 17.06.2022).
8. Рослова
Л. О. Международный опыт обучения математике с использованием цифровых технологий // Математика. – 2021. – № 2 (821). –
С. 42–50.
9. Рослова Л. О. Проблема обновления содержания общего образования: от частных случаев к созданию комплексной модели / Л. О. Рослова // Вестник образования. – 2017. – № 10. – С. 27–33.
10. Рослова Л. О., Суворова С. Б., Кузнецова Л. В., Минаева С. С.
Влияние современного социума на обучение математике в основной школе //
Математика. Первое сентября
. – 2010. – № 14. – С. 4.
К разделу 2
К п. 2.1
11. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс / Е. А. Бунимович,
Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и др.: учеб. для общеобр. организаций. – М.:
Просвещение. – (УМК «Сферы»).
12. Математика. 5 класс: учеб. для общеобр. организаций /
Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, И. Ф. Шарыгина и др. / под ред.
Г. В. Дорофеева и И. Ф. Шарыгина. – М. : Просвещение.
13. Математика. 5 класс: учеб. для общеобр. организаций /
С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М. : Просвещение.
14. Математика. 5 класс: учеб. для общеобр. организаций /
А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир; под ред. Подольского В. Е. – М. :
Просвещение.
15. Математика. 5 класс: учеб. для общеобр. организаций /
Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков и др.
16. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс : пособие для учителя. – М.; СПб. :
Просвещение, 2014.
242 17. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс : Варианты 1, 2. – М.; СПб. : Просвещение,
2014.
18. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс : Варианты 3, 4. – М.; СПб. : Просвещение,
2014.
19. Рослова Л. О. Учим читать математический текст // Математика.
Первое сентября. – 2011. – № 4.
К пп. 2.2–2.4
20. Алексеева Е. Е. Диверсификация содержания математического образования как средство развития учащихся / Е. Е. Алексеева // Сборник статей международной научно-практической конференции «Образование –
2030. Дорожная карта», 15 июня 2021 г. – М. : Издательство Перо, 2021. –
287 с. – С. 187–191.
21. Алексеева
Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. –
Ялта : РИО ГПА, 2020. – Вып. 66. – Ч. 2. – 353 с. – С. 10–15.
22. Алексеева
Е. Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности / Е. Е. Алексеева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. –
№ 4 (83). – г. Горно-Алтайск, 2020 г. – 508 с. – С. 214–218.
23. Алексеева Е. Е. Реализация требований ФГОС при обучении решению текстовых задач в курсе математики 5–6 классов / Е. Е. Алексеева //
Опыт и проблемы математического образования школьников в условиях введения ФГОС ООО (по итогам 2014/2015 учебного года): материалы научно-практической конференции. Москва, 18 мая 2015 г. / под ред.
Е. Л. Мардахаевой. – АСОУ, 2015. – 88 с. – С. 14–22.
243 24. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5–9 классы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
(дата обращения
01.09.2022).
25. Компьютер на уроке: создание современной информационно- образовательной среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://seninvg07.narod.ru/index.htm
(дата обращения 01.09.2022).
26. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1 : учеб. пособие. В 2-х ч. Ч. 1 / [Г. С. Ковалева и др.]; под ред.
Г. С. Ковалевой, Л. О. Рословой. – М.; СПб. : Просвещение, 2021. –
(Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
27. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2 : учеб. пособие. В 2-х ч. Ч. 1 / [Г. С. Ковалева и др.]; под ред.
Г. С. Ковалевой, Л. О. Рословой. – М.; СПб. : Просвещение, 2021. –
(Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
28. Новая образовательная среда
«Единое окно доступа к информационным ресурсам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru
(дата обращения 01.09.2022).
29. Примеры заданий по математической грамотности, которые использовались в исследовании PISA в 2003–2012 годах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html
(дата обращения 01.09.2022).
30. Рослова Л. О. В поиске путей развития математической грамотности учащихся / Л. О. Рослова // Педагогические измерения. – 2017. – № 2.–
С. 63–68.
31. Рослова Л. О. Используем открытые задания исследования PISA /
Л. О. Рослова // Математика. – 2020. – № 2. – С. 8–13.
244 32. Рослова Л. О. О формировании функциональной математической грамотности младших школьников / Л. О. Рослова // Начальное образование. –
2018. – № 2 (85). – С. 10–16.
33. Рослова Л. О. Формирование метапредметных результатов обучения средствами практико-ориентированных заданий с математическим содержанием / Л. О. Рослова // Отечественная и зарубежная педагогика. –
2017. – Т. 2. – № 5 (44). – С. 69–78.
34. Рослова Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать / Л. О. Рослова // Педагогика. – 2018. –
№ 10. – С. 48–55.
35. Рослова Л. О.
Квитко Е. С.
Денищева Л. О.
,
Карамова И. И.
Проблема формирования способности «применять математику» в контексте уровней математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2. – № 2 (70). – С. 74–99. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44358177 36. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности //
Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 58–79.
37. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fg.resh.edu.ru/
(дата обращения 01.09.2022).
К п. 2.5
38. Афонькин С. Ю., Капитонова И. В. Оригами и геометрия. –
Чебоксары : ЧГУ, 1993.
39. Белим С. Н. Задачи по геометрии, решаемые методами оригами. –
М. : Изд-во «Аким», 1998.
40. Грищенко Д. И. Оригами, или что можно получить с помощью складывания листа бумаги // Математическое просвещение. – 2013. –
Вып. 17. – С. 68–87.
245 41. Дьюдени Г. Э. Пятьсот двадцать головоломок / Сост. и ред. амер. изд.
М. Гарднер; пер. с англ. Ю. Н. Сударева. – М. : Мир, 1975.
42. Журнал «Оригами». – № 7 (май–июнь 1997). – М. : Изд-во «Аким».
43. Журнал «Оригами». – № 3 (май–июнь 1998). – М. : Изд-во «Аким».
44. Журнал «Оригами». – № 6 (ноябрь–декабрь 1999). – М. : Изд-во
«Аким».
45. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобр. организаций / Е. А. Бунимович, Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и др. – М. :
Просвещение, 2020. – (УМК «Сферы»).
46. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: задачник /
Е. А. Бунимович, Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и др. – М. : Просвещение,
2020. – (УМК «Сферы»).
47. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: тетрадь-тренажер /
Е. А. Бунимович, Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и др. – М. : Просвещение,
2020. – (УМК «Сферы»).
48. Математика. Наглядная геометрия. 5–6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / В. А. Панчищина, Э. Г. Гельфман и др. – М. :
Просвещение, 2019.
49. Математика: учеб. для учащихся 5 классов общеобр. организаций / под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – М. : Просвещение, 2020.
50. Математика: рабочая тетрадь для учащихся 5 классов общеобр. организаций / УМК под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – М. :
Просвещение, 2020.
51. Математические этюды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etudes.ru/etudes/polyhedra-net/?ref=calso
(дата обращения 01.09.2022).
52. Наглядная геометрия.
Рабочая тетрадь
/
В. А. Смирнов,
И. В. Ященко, И. М. Смирнова. – М. : МЦНМО. – (Рабочие тетради:
1) Отрезки и прямые. Углы. Геометрические места точек. 2) Многоугольники и ломаные. Симметрия. Кривые как траектории движения точек. 3) Паркеты.
246
Площадь. Разрезание. 4) Многогранники. Правильные многогранники. Объем и площадь поверхности.)
53. Наглядная геометрия: учеб. пособие по математике для 5 класса общеобразоват. организаций / Н. Б. Истомина, Н. С. Подходова,
Н. Б. Тихонова. – М. : Просвещение.
54. Ходот Т. В., Ходот А. Ю., Велиховская В. Л. Математика. 5–6 классы. Наглядная геометрия. – М. : Просвещение, 2021.
55. Чиканцева Н. И. Оригами в геометрии. – Москва, 1996.
56. Шарыгин И. Ф. Некоторые размышления по поводу школьного курса геометрии // Учительская газета. – 1992. – № 20. – С. 11–13.
57. Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Математика. Наглядная геометрия. 5–6 классы. – М. : Дрофа; Российский учебник, 2019.
247
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Примеры задач, используемых при изучении темы
«Натуральные числа» для организации процесса формирования
функциональной математической грамотности
Пример 1.
Кроссворд по математике. 5-й класс. «Деление натуральных чисел»
По горизонтали:
2. 777 : 111 = …?
4. Число, на которое делить нельзя.
7. Какое число является в выражении делимое 12 : 4 = 3?
8. Число, на которое делят.
9. Число, которое иногда получается при делении.
10. Число, которое делят.
11. 3 : 3 = …?
12. Действие, обратное умножению.
По вертикали:
1. Какое число является в выражении частным 63 : 7 = 9?
3. Какое число является в выражении делителем 24 : 8 = 3?
5. Многозначные числа удобнее делить в … .
6. Результат деления.
248
Пример 2.
Простое число
Решение задачи удобно оформить в виде таблицы, в которой в первой строке будут числа от 3 до 20, во второй – удвоенное число, а в третьей – простое число, находящееся между ними, которое учащиеся приводят самостоятельно. Можно предложить учащимся выписать все простые числа, которые находятся между числом ???? (кроме 1) и 2????.
????
2
3 4 5
6 7
8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
????????
4
6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40
Простые числа, расположенные между натуральным числом и удвоенным
3
5 5 7
7 7
11 11 11 11 11 13 13 13 13 13 13 17 17 17 17 17 17 17 17 19 19 19 19 19 19 19 19 19 23 23 23 23 23 23 23 23 23 29 29 29 29 29 29 31 31 31 31 31 37 37
Великий русский математик Пафнутий Львович Чебышёв доказал, что между любым натуральным числом ???? (кроме 1) и удвоенным – 2???? всегда находится, по меньшей мере, одно простое число. Например, между 2 и 4 находится простое число 3. Проверьте это свойство для всех натуральных чисел от 3 до 20.
249
Пример 3.
Медведь коала
Схема поиска решения задачи
Рассуждения учащихся
Так как каждый из родителей маленького медвежонка коала за 1 час ест вдвое быстрее, то вместе за 1 час они съедят в 5 раз больше листьев эвкалиптового дерева. Следовательно, вместе им понадобится в 5 раз меньше времени, т. е. 10 : 5 = 2 (ч).
Ответ: за 2 часа.
Маленький медвежонок коала
Мама маленького медвежонка
Папа маленького медвежонка
Маленький коала съедает листья с одного эвкалиптового дерева за 10 часов, а каждый из его родителей ест вдвое быстрее. За сколько времени это семейство объест все листья с одного эвкалиптового дерева?
Запиши решение по действиям с пояснениями и ответ.
250
Пример 4.
Микроб
Схема поиска решения задачи
Рассуждения учащихся
1) Так как каждую минуту количество микробов удваивается, то и в течение последней минуты количество увеличилось вдвое.
2) Так как через 20 минут банка полностью была наполнена микробами, то в течение 20-й минуты их количество стало в два раза больше (банка стала полностью наполнена), следовательно, за первые 19 минут банка наполнилась наполовину.
Ответ: через 19 минут.
В банку попал 1 микроб, и через 20 минут банка была наполнена микробами, причём известно, что количество микробов ежеминутно удваивалось. За сколько минут банка была наполнена микробами наполовину? Запиши свои рассуждения и ответ.
251
Пример 5.
Метрополитен
Рассуждения учащихся
1) Так как эскалатор движется с шести утра до часу ночи, то время его движения 19 часов = 19•3600 = 68400 с.
2) 75•6840000 = 5130000 (см) = 51300 (м) = 51 км 300 м.
Предложить учащимся выполнить округление и найти приближенное число километров (примерно 51 км).
Ответ: 51 км.
Московский метрополитен открыт с шести утра до часу ночи. В настоящее время самая медленная скорость движения эскалатора – 75 см/c. Сколько километров в день пробегает каждая ступенька эскалатора?
252
Пример 6.
Вредные выбросы
Решение.
1) 42•4 = 168 кг кислорода съедает 1 бак бензина
2) 100 км – 10 л, то 10 км – 1 л
3) 1680:10 = 168 л надо в одну сторону
4) 168:56 = 3 бака бензина в одну сторону
5) 3•2 = 6 баков бензина за всю поездку (туда и обратно)
6) 168•6 = 1008 кг кислорода съест автомобиль за всю поездку
7) 1008:14 = 72 – в 72 раз больше понадобится бензина
8) 9•72= 648 кг – диоксида углерода.
Следовательно, 1008 кг кислорода съест автомобиль за всю поездку, выбросы диоксида углерода составят 648 кг.
Кроме диоксида углерода автомобиль выбрасывает в воздух оксиды азота, углеводороды и др.
Бак легкового автомобиля вмещает около 56 л бензина, или почти 42 кг по массе. Для его использования потребуется по массе почти в 4 раза больше кислорода.
При эксплуатации автомобиля расход топлива – 10 л на 100 км.
Автолюбитель решил перед путешествием на расстояние 1680 км к морю сравнить потребление кислорода и выбросы диоксида углерода за поездку, если расход бензина 10 л на 100 км и при потреблении 14 л бензина выброс диоксида углерода составляет 9 кг, и решить, каким транспортом он поедет в путешествие. Помогите путешественнику выполнить расчёты.
253
Пример 7.
Музыкальный ребус
Рекомендации и подсказки в случае затруднений
1) Каждой ноте соответствует определенная цифра – одна и та же для одной и той же ноты в любой октаве и в любом ключе – скрипичном или басовом.
2) Учитываются бемоли (b), диезы (♯) и бекары (♮), так как основных нот в октаве семь, а цифр десять.
3) Можно перевести ребус в более удобную (привычную) для учащихся форму – буквенное обозначение.
Решение.
А Б В – Б Г Д = Д Б А
5 2
8
– 2 0 3 = 3 2 5
:
+
–
:
+
–
Е Б •
Ж =
З Б
1 2 •
6
=
7 2
И И + Б Г К = Б А Д
4 4 + 2 0
9
= 2 5
3
Есть и другие варианты, поэтому можно предложить учащимся их найти.
Ежегодно в международный день числа ???? в школе проходит математический праздник. В этом году ребятам предложили разгадать музыкальный ребус.
Решите ребус, заменив ноты цифрами так, чтобы все указанные арифметические действия по горизонтали и вертикали выполнялись, а полученные результаты были верными.