Файл: Методическое пособие для учителя Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко под ред. Л. О. Рословой. М. Фгбну Институт стратегии развития образования рао.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 671

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

254
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

Пример 8.
Остров Врангеля
Вопрос 1. Сколько лет прошло с момента, когда нанесли остров Врангеля на карту, до момента водружения российского флага на острове?
Вопрос 2. В каком веке на острове была основана полярная станция? а) XVII б) XIX в) XX г) XXI
Вопрос 3. Что меньше: площадь города Москвы в пределах МКАД или площадь острова Врангеля и на сколько?
Вопрос 4. Укажите, в начале какого века остров Врангеля окончательно стал принадлежать России и почему?
В Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским морем и
Чукотским морем расположен российский остров Врангеля, который назван в честь российского мореплавателя и государственного деятеля
XIX века Фердинанда Петровича Врангеля. Остров находится на границе Западного и Восточного полушарий и разделяется 180-м меридианом на две почти равные части. Отделён от материка
(северное побережье Чукотки) проливом Лонга, шириной в самой узкой части около 140 км. Площадь острова составляет приблизительно семь с половиной тысяч квадратных километров.
О существовании этого острова русским первопроходцам было известно ещё с середины XVII века по рассказам коренного населения
Чукотки и аляскинских эскимосов. Не позже 1707 года русский первопроходец Иван Львов впервые нанёс остров на карту. Осенью
1911 года российская гидрографическая экспедиция на судне
«Вайгач» высадилась на острове Врангеля и подняла на нём российский флаг. В 1926 году была основана полярная станция, которой руководил исследователь Г. Я. Ушаков.

255
Приложение 2. Примеры тем и материалов для конструирования кейса
Пример 1.
Мосты
Мост – дорожное сооружение, возведённое над каким-либо препятствием, например, через водоём, овраг. Мост, возведённый через дорогу или железнодорожные пути, называют путепроводом, через овраг или ущелье – виадуком. Мост является одним из древнейших инженерных изобретений человечества.
Реально ли сосчитать все мосты, расположенные в самом Петербурге и его пригородах? Это очень сложно.
Общая протяжённость всех водотоков на территории Санкт-
Петербурга достигает 282 км, а их водная поверхность составляет около 7% всей площади города. В городе и его пригородах много рек и каналов, только в черте города 94 рек, рукавов, протоков и
20 искусственных каналов общей протяжённостью свыше 160 км.
Через каждый, даже очень небольшой, ручей перекинуто множество мостов. К примеру, в Петербурге и пригородах насчитывается около
800 мостов, более 300 из них расположены на территории города.
Тридцать мостов Петербурга охраняются государством, представляют историческую ценность.
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге, 1916 г.
23 декабря 2016 г. самому популярному мосту Петербурга исполнилось 100 лет.


256
Пример 2.
Метро
Когда проектировали эскалатор, даже подбор материалов для роликов был очень важной и трудной задачей.
Московский метрополитен открыт примерно с шести утра до часу ночи, т. е. больше 19 часов – больше 68 тысяч секунд в день. Самая медленная скорость эксплуатации эскалатора сейчас
0,75 м/c, значит, ступенька пробегает каждый день больше 50 километров.
И так без устали, день за днём, в год более 18 тысяч километров!
Представляете, каков должен быть материал, чтобы ролики без регулярных ремонтов и замен могли выдерживать постоянно едущих на ступеньках пассажиров. И это только одна деталь и один вопрос, который пришлось решать советским инженерам, а таких вопросов были тысячи.
Вот так примерно выглядит схема эскалатора. Если посмотреть сбоку, то видно, что именно взаимное расположение направляющих рельс больших и маленьких роликов обеспечивает основное свойство эскалатора: в верхней части «живой лестницы», по которой едут пассажиры, ступени всегда горизонтальны. В нижней же части ступени возвращаются вверх параллельно направляющим, не занимая места в туннеле.
Читать полностью: Глубина заложения / Этюды // Математические этюды. – URL https://etudes.ru/etudes/underground

257
Приложение 3. Примеры заданий для организации процесса формирования и выявления уровня
сформированности функциональной математической грамотности в 5-м классе
[
Математическая грамотность. Методические рекомендации, 5–9 классы, 2021 г.
]
Пример 1.
Грибная охота

258

259

260

261
Пример 2.
Зеленый кузнечик

262

263

264

Научное издание
МАТЕМАТИКА.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методическое пособие для учителя
Под редакцией Л. О. Рословой
101000, г. Москва, ул. Жуковского, д.16
Центр редакционно-издательской деятельности ФГБНУ ИСРО РАО
Тел. +7(495)621-33-74 info@instrao.ru https://instrao.ru
Подготовлено к изданию 15.09.22.
Формат 60х90 1/8.
Усл. печ. л. 16,5.