Файл: ызылорда облысты Оу орталыЫ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1538

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
к другим народам. Видя, что казахам нет причин кичиться перед другими народами, он умело находил у других народов качества, характеризующие их с выгодной стороны. Уважая другие народы, Абай призывал казахов к общению с ними.

Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов, он был убежден, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества: наука, передовые идеи, культура, и настанет всенародное благоденствие.

(349 слов)

Задание №1


Найдите в тексте слова, которые соответствуют следующим определениям. Все слова находятся в первом абзаце.

А) Распространение знаний, образования, культуры; образованность

…………………………………………………………………………………… Б) Доход, обеспеченность

…………………………………………………………………….......................

В) Добиваться, завоевать……………………………………………………………………

Г) Более значительный, выдающийся……………………………………………………

Д) Нужно, надобно………………………………………………………………………….

75

9-сынып емтихан тапсырмалары

Задание №2


Русский язык и литература

Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться из данных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.


Образец: Путь экономического и культурного развития своего народа великий поэт- гуманист видел в просвещении, образовании через передовую демократическую русскую и через нее – общечеловеческую культуру.

Просвещение, образование через передовую демократическую русскую и через нее общечеловеческую культуру, по мнению великого поэта-гуманиста, является……………………………………………………………..

Ответ: Просвещение, образование через передовую демократическую русскую и через нее – общечеловеческую культуру, по мнению великого поэта-гуманиста, является путемэкономическогои культурногоразвитиясвоего народа.

Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру.

Избежать пороков и достичь добра поможет необходимость

………………………………………………………………………………….. Он переводит произведения, близкие ему по своей идее и настроению.

Произведения, близкие ему по своей идее и настроению, были.....................…………

Абай видел в Пушкине национального поэта, в творчестве которого ярко обнаружилось величие духа русского народа, богатство русской культуры.

Пушкин для Абая национальный поэт, ………………………………………………..…

Поэтому Абай решил познакомить казахский народ с творчеством Пушкина, начав это знакомство с романа «Евгений Онегин».

С романа «Евгений Онегин» Абаем было начато …………………………………………

Басни Крылова, в которых обличались пороки русского общества и постоянно напоминалось читателю о гражданском и патриотическом долге, служили делу просвещения казахского народа.

Делу просвещения казахского народа служили басни Крылова,

……………………………………………………………………………………

У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношения с другими народами, населяющими Россию.

На взаимоотношения с народами, населяющими Россию, Абай четко

……………………………………………………………………………………

Основным принципом, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия.

Принцип уважения, дружбы и равноправия был его ……………………………………

Он умело находил у других народов качества, характеризующие их с выгодной стороны. Он умело находил у других народов качества, которые ……………………………………

Его возмущало стремление казахской знати привить народу презрительное и насмешливое отношение к другим народам.

Он возмущался стремлением казахской знати, ……………………………………………

Абаем переведено на казахский язык много социальных и нравственно-философских басен И. А. Крылова.

Много социальных и нравственно-философских басен И. А. Крылова …………………

Задание №3


Ответьте на вопросы, не копируя длинных фраз непосредственно из текста.

А) На чем основана точка зрения Абая по вопросу о взаимоотношениях с другими народами, населяющими Россию? …………………………………………………………

В) С какой целью Абай решил познакомить казахский народ с творчеством Пушкина?

…………………………………………………………………………………... С) Какой урок ты извлек из прочитанной статьи? Приведите три примера.

…………………………………………………………………………………… D) …………………………………………………………………………… Е)…………………………………………………………………………………

76

9-сынып емтихан тапсырмалары Русский язык и литература

Для инновационных школ. ІІІ вариант Раздел IV. «Реальность и фантазия»


Прочитайте текст и выполните задания

В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один составляет внешние события. Например, мы знаем, в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у него привычки.

Другой план составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Нередко именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни. Ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами
не увидишь».

Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его склонности, вкусы, привязанности. Однако его внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонациях голоса.

Мы говорим, что «этот человек духовно богат», когда его слова и поступки убеждают нас в существовании особого внутреннего мира, окрашивающего внешние проявления искренностью и глубиной. Точно так же мы отмечаем чью-то пустоту и духовное оскудение, когда видим, что человек живёт исключительно материальными, практическими интересами.

Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.

Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, которые наделяли фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес. Реальность и фантазия эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и людей других романтических профессий: лётчиков, геологов, путешественников.

Многие поэты, художники и композиторы люди, живущие в мире своих фантазий, вызывали удивление тем, что ничего не понимали
в повседневной действительности. В то же время они потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.

«Я на 85 процентов музыкант, во мне только 15 процентов человека», - говорил Сергей Рахманинов, и в этих словах слышна вся мыслимая одержимость искусством, на которую способен большой художник.

Ведь жизнь каждого художника протекает в сложном переплетении реальности и творческого воображения, переплетении, рождающем совершенно новый, особенный мир его произведений. И, как ни удивительно, эти произведения учат нас глубже понимать именно живую жизнь.

(349 слова)