ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1538
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
к другим народам. Видя, что казахам нет причин кичиться перед другими народами, он умело находил у других народов качества, характеризующие их с выгодной стороны. Уважая другие народы, Абай призывал казахов к общению с ними.
Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов, он был убежден, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества: наука, передовые идеи, культура, и настанет всенародное благоденствие.
(349 слов)
Найдите в тексте слова, которые соответствуют следующим определениям. Все слова находятся в первом абзаце.
А) Распространение знаний, образования, культуры; образованность
…………………………………………………………………………………… Б) Доход, обеспеченность
…………………………………………………………………….......................
В) Добиваться, завоевать……………………………………………………………………
Г) Более значительный, выдающийся……………………………………………………
Д) Нужно, надобно………………………………………………………………………….
75
9-сынып емтихан тапсырмалары
Русский язык и литература
Образец: Путь экономического и культурного развития своего народа великий поэт- гуманист видел в просвещении, образовании через передовую демократическую русскую и через нее – общечеловеческую культуру.
Просвещение, образование через передовую демократическую русскую и через нее – общечеловеческую культуру, по мнению великого поэта-гуманиста, является……………………………………………………………..
Ответ: Просвещение, образование через передовую демократическую русскую и через нее – общечеловеческую культуру, по мнению великого поэта-гуманиста, является путемэкономическогои культурногоразвитиясвоего народа.
Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру.
Избежать пороков и достичь добра поможет необходимость
………………………………………………………………………………….. Он переводит произведения, близкие ему по своей идее и настроению.
Произведения, близкие ему по своей идее и настроению, были.....................…………
Абай видел в Пушкине национального поэта, в творчестве которого ярко обнаружилось величие духа русского народа, богатство русской культуры.
Пушкин для Абая – национальный поэт, ………………………………………………..…
Поэтому Абай решил познакомить казахский народ с творчеством Пушкина, начав это знакомство с романа «Евгений Онегин».
С романа «Евгений Онегин» Абаем было начато …………………………………………
Басни Крылова, в которых обличались пороки русского общества и постоянно напоминалось читателю о гражданском и патриотическом долге, служили делу просвещения казахского народа.
Делу просвещения казахского народа служили басни Крылова,
……………………………………………………………………………………
У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношения с другими народами, населяющими Россию.
На взаимоотношения с народами, населяющими Россию, Абай четко
……………………………………………………………………………………
Основным принципом, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия.
Принцип уважения, дружбы и равноправия был его ……………………………………
Он умело находил у других народов качества, характеризующие их с выгодной стороны. Он умело находил у других народов качества, которые ……………………………………
Его возмущало стремление казахской знати привить народу презрительное и насмешливое отношение к другим народам.
Он возмущался стремлением казахской знати, ……………………………………………
Абаем переведено на казахский язык много социальных и нравственно-философских басен И. А. Крылова.
Много социальных и нравственно-философских басен И. А. Крылова …………………
Ответьте на вопросы, не копируя длинных фраз непосредственно из текста.
А) На чем основана точка зрения Абая по вопросу о взаимоотношениях с другими народами, населяющими Россию? …………………………………………………………
В) С какой целью Абай решил познакомить казахский народ с творчеством Пушкина?
…………………………………………………………………………………... С) Какой урок ты извлек из прочитанной статьи? Приведите три примера.
…………………………………………………………………………………… D) …………………………………………………………………………… Е)…………………………………………………………………………………
76
9-сынып емтихан тапсырмалары Русский язык и литература
Прочитайте текст и выполните задания
В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один составляет внешние события. Например, мы знаем, в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у него привычки.
Другой план составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Нередко именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни. Ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами
не увидишь».
Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его склонности, вкусы, привязанности. Однако его внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонациях голоса.
Мы говорим, что «этот человек духовно богат», когда его слова и поступки убеждают нас в существовании особого внутреннего мира, окрашивающего внешние проявления искренностью и глубиной. Точно так же мы отмечаем чью-то пустоту и духовное оскудение, когда видим, что человек живёт исключительно материальными, практическими интересами.
Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.
Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, которые наделяли фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес. Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и людей других романтических профессий: лётчиков, геологов, путешественников.
Многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали
в повседневной действительности. В то же время они потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.
«Я на 85 процентов музыкант, во мне только 15 процентов человека», - говорил Сергей Рахманинов, и в этих словах слышна вся мыслимая одержимость искусством, на которую способен большой художник.
Ведь жизнь каждого художника протекает в сложном переплетении реальности и творческого воображения, переплетении, рождающем совершенно новый, особенный мир его произведений. И, как ни удивительно, эти произведения учат нас глубже понимать именно живую жизнь.
(349 слова)
Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов, он был убежден, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества: наука, передовые идеи, культура, и настанет всенародное благоденствие.
(349 слов)
Задание №1
Найдите в тексте слова, которые соответствуют следующим определениям. Все слова находятся в первом абзаце.
А) Распространение знаний, образования, культуры; образованность
…………………………………………………………………………………… Б) Доход, обеспеченность
…………………………………………………………………….......................
В) Добиваться, завоевать……………………………………………………………………
Г) Более значительный, выдающийся……………………………………………………
Д) Нужно, надобно………………………………………………………………………….
75
9-сынып емтихан тапсырмалары
Задание №2
Русский язык и литература
Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться из данных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.
Образец: Путь экономического и культурного развития своего народа великий поэт- гуманист видел в просвещении, образовании через передовую демократическую русскую и через нее – общечеловеческую культуру.
Просвещение, образование через передовую демократическую русскую и через нее – общечеловеческую культуру, по мнению великого поэта-гуманиста, является……………………………………………………………..
Ответ: Просвещение, образование через передовую демократическую русскую и через нее – общечеловеческую культуру, по мнению великого поэта-гуманиста, является путемэкономическогои культурногоразвитиясвоего народа.
Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру.
Избежать пороков и достичь добра поможет необходимость
………………………………………………………………………………….. Он переводит произведения, близкие ему по своей идее и настроению.
Произведения, близкие ему по своей идее и настроению, были.....................…………
Абай видел в Пушкине национального поэта, в творчестве которого ярко обнаружилось величие духа русского народа, богатство русской культуры.
Пушкин для Абая – национальный поэт, ………………………………………………..…
Поэтому Абай решил познакомить казахский народ с творчеством Пушкина, начав это знакомство с романа «Евгений Онегин».
С романа «Евгений Онегин» Абаем было начато …………………………………………
Басни Крылова, в которых обличались пороки русского общества и постоянно напоминалось читателю о гражданском и патриотическом долге, служили делу просвещения казахского народа.
Делу просвещения казахского народа служили басни Крылова,
……………………………………………………………………………………
У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношения с другими народами, населяющими Россию.
На взаимоотношения с народами, населяющими Россию, Абай четко
……………………………………………………………………………………
Основным принципом, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия.
Принцип уважения, дружбы и равноправия был его ……………………………………
Он умело находил у других народов качества, характеризующие их с выгодной стороны. Он умело находил у других народов качества, которые ……………………………………
Его возмущало стремление казахской знати привить народу презрительное и насмешливое отношение к другим народам.
Он возмущался стремлением казахской знати, ……………………………………………
Абаем переведено на казахский язык много социальных и нравственно-философских басен И. А. Крылова.
Много социальных и нравственно-философских басен И. А. Крылова …………………
Задание №3
Ответьте на вопросы, не копируя длинных фраз непосредственно из текста.
А) На чем основана точка зрения Абая по вопросу о взаимоотношениях с другими народами, населяющими Россию? …………………………………………………………
В) С какой целью Абай решил познакомить казахский народ с творчеством Пушкина?
…………………………………………………………………………………... С) Какой урок ты извлек из прочитанной статьи? Приведите три примера.
…………………………………………………………………………………… D) …………………………………………………………………………… Е)…………………………………………………………………………………
76
9-сынып емтихан тапсырмалары Русский язык и литература
Для инновационных школ. ІІІ вариант Раздел IV. «Реальность и фантазия»
Прочитайте текст и выполните задания
В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один составляет внешние события. Например, мы знаем, в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у него привычки.
Другой план составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Нередко именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни. Ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами
не увидишь».
Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его склонности, вкусы, привязанности. Однако его внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонациях голоса.
Мы говорим, что «этот человек духовно богат», когда его слова и поступки убеждают нас в существовании особого внутреннего мира, окрашивающего внешние проявления искренностью и глубиной. Точно так же мы отмечаем чью-то пустоту и духовное оскудение, когда видим, что человек живёт исключительно материальными, практическими интересами.
Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.
Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, которые наделяли фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес. Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и людей других романтических профессий: лётчиков, геологов, путешественников.
Многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали
в повседневной действительности. В то же время они потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.
«Я на 85 процентов музыкант, во мне только 15 процентов человека», - говорил Сергей Рахманинов, и в этих словах слышна вся мыслимая одержимость искусством, на которую способен большой художник.
Ведь жизнь каждого художника протекает в сложном переплетении реальности и творческого воображения, переплетении, рождающем совершенно новый, особенный мир его произведений. И, как ни удивительно, эти произведения учат нас глубже понимать именно живую жизнь.
(349 слова)