ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1539
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание №1
Найдите в тексте слова, которые соответствуют следующим определениям. Все слова находятся в первом и втором абзацах.
А) Склонность, повадка……………………………………………………………………
Б) Священный, заветный……………………………………………………………………
В) Пристально, напряженно ………………………………………………………………
Г) Обнаружить, заявить………………………………………………………………………
Д) Устремлять взор, смотреть ……………………………………………………………
77
9-сынып емтихан тапсырмалары Русский язык и литература
Задание №2
Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться из данных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.
Образец: Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его склонности, вкусы, привязанности.
О склонностях, вкусах, привязанностях человека, конечно, трудно узнать ………………
Ответ: О склонностях, вкусах, привязанностях человека, конечно, трудно узнать привзглядена него.
Однако его внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонациях голоса.
Взгляд, улыбка, интонации голоса человека – нередко внешнее ………………………..
Точно так же мы отмечаем чью-то пустоту и духовное оскудение.
Чья-то пустота и духовное оскудение ………………………………………………………
Поэтому разные люди любят разную музыку.
Разная музыка ………………………………………………………………………………
Одни слушают Моцарта и Брамса
, другие довольствуются нехитрыми песенками. Моцарт и Брамс слушаются одними, нехитрые песенки.…………………………………
Оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл.
Сам бы он никогда бы не приобрел опыт, который………………………………………
Это знали поэты всех времён, которые наделяли фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.
Это знали поэты всех времён,………………………………………………………………
Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и людей других романтических профессий: лётчиков, геологов, путешественников.
Поэты и музыканты, люди других романтических профессий: летчики, геологи, путешественники – рождены двумя мирами, ………………………………………………
В то же время они потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.
Знание ими человека, самых сокровенных тайников его души в то же время
……………………………………………………………………………………
Многие поэты, художники и композиторы вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности.
Вызывали удивление многие поэты, художники и композиторы, ничего
……………………………………………………………………………………
И, как ни удивительно, эти произведения учат нас глубже понимать именно живую жизнь. Именно глубокому пониманию живой жизни, как ни удивительно,
……………………………………………………………………………………
Задание №3
Ответьте на вопросы, не копируя длинных фраз непосредственно из текста.
А) На чем основано мнение, что музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей? ……………………………………………………………………………………
-
С какой целью одни слушают Моцарта и Брамса, а другие довольствуются нехитрыми песенками?
……………………………………………………………………………………
-
Почему люди, живущие в мире своих фантазий, вызывают удивление? Приведите три примера…………………………………………………………………………..
D)…………………………………………………………………………………
E)…………………………………………………………………………………
78
9-сынып емтихан тапсырмалары Русский язык и литература
Для учащихся с особыми образовательными потребностями Раздел III. «История и личность»
Прочитайте текст и выполните задания
Велики заслуги Абая Кунанбаева в укреплении дружбы казахского народа с русским. Путь экономического и культурного развития своего народа великий поэт- гуманист видел в просвещении, образовании через передовую демократическую русскую и через нее – общечеловеческую культуру. «Главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того чтобы избежать пороки и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру»,— писал Абай. Поэтому Абай работал над переводами
произведений великих русских писателей Крылова, Пушкина, Лермонтова и др.
В отношении к русской классической литературе Абай остался верным своим гуманистическим, просветительским задачам. Он переводил произведения, близкие ему по своей идее и настроению. Абаю глубоко полюбилось одно из самых задушевных произведений Пушкина – роман «Евгений Онегин», в котором нашли воплощение заветные думы и чувства великого русского поэта, его размышления над современной ему жизнью, его нравственный идеал. Абай видел в Пушкине национального поэта, в творчестве которого ярко обнаружилось величие духа русского народа, богатство русской культуры. Поэтому Абай решил познакомить казахский народ с творчеством Пушкина, начав это знакомство с романом «Евгений Онегин».
Абай любил и Лермонтова. Он перевел свыше 30 его произведений. Среди них стихотворения: «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Парус», «Горные вершины», отрывки из стихотворения «Бородино», поэмы «Демон» и роман «Вадим».
Абаем переведено на казахский язык много социальных и нравственно- философских басен И. А. Крылова: «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Слон и моська», «Пестрые овцы» и др. Басни Крылова, в которых обличались пороки русского общества и постоянно напоминалось читателю о гражданском и патриотическом долге, служили делу просвещения казахского народа.
У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношения с другими народами, населяющими Россию. Основным принципом, которым он руководствовался
при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. Его возмущало стремление казахской знати привить народу презрительное и насмешливое отношение к другим народам. Видя, что казахам нет причин кичиться перед другими народами, он умело находил у других народов качества, характеризующие их с выгодной стороны. Уважая другие народы, Абай призывал казахов к общению с ними.
Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов, он был убежден, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества: наука, передовые идеи, культура, и настанет всенародное благоденствие.
(349 слов)