Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правильный порядок слов и согласовать формы).
Начинать работу с деформированной фразой удобно с предварительного пословного анализа правильно составленного (недеформированного) предложения. Например, в предложении Вчера утром был сильный дождь устанавливается количество слов, после чего слова записываются в таком (нарушенном) порядке: сильный, утром, был, вчера, дождь. Затем правильное предложение стирается, учащиеся восстанавливают нужный порядок слов и сами записывают предложение. Далее предлагается несколько наборов слов, из которых учащиеся составляют предложения (на первых порах подбираются однотипные по конструкции фразы):
Холодный, вечером, дул, сегодня, ветер.
Пушистый, днём, падал, сегодня, снег.
Яркое, утром, светило, вчера, солнце.
Значительно сложнее для учащихся составлять предложения из слов, данных не только в неправильном порядке, но и в исходной форме. Чтобы показать, в чем заключается задание, учитель предварительно проводит анализ правильно составленного предложения (как и в предыдущем случае), но теперь каждое слово по вопросам учителя ставится в исходной форме:
Петя ходил в библиотеку за новой книгой.
Кто? — Петя.
Что делать? — Ходить.
Что? — Библиотека.
Какая? — Новая. Что? — Книга. В. За.
Далее запись (за исключением столбика слов) стирается с доски. Учащиеся с помощью вопросов учителя (кто? что делал? куда? за какой? за чем?) восстанавливают формы слов и записывают их в правильном порядке.
После такой подготовки учащиеся приступают к работе по составлению предложений из данных учителем слов:
Лежит, на, толстый, снег, слой, земля.
Солнце, блестит, на, снег.
Под, солнце, сверкает, лёд, ярко, река, на.
Сначала по вопросам учителя устанавливается логический центр предложения, затем (также по вопросам) к нему присоединяются остальные члены предложения. Коллективная работа в устной форме завершается самостоятельным записыванием каждого предложения в тетрадях с последующей проверкой.
Заполнение пропусков в предложениях. Этот вид упражнений, помимо практики в согласовании форм, поможет учащимся
выработать навык подбирать к данным словам другие, подходящие по смыслу. В тех случаях, когда возможны варианты решений, учитель обращает внимание детей на лексическую синонимику. Слова для заполнения пропусков могут быть даны учителем (в исходной или нужной форме) или подобраны самими учениками. Фразы, данные с пропусками, могут быть объединены тематически.
В связи с обучением вести записи в календаре природы учащимся 3-го класса может быть предложен, например, такой текст, содержащий фразы с пропущенными словами и словосочетаниями:
Сегодня ..., ... день. Дует ... ветер. Около забора ... ... . На ветках ели ... ... . На улице очень ... . На стёклах окон ... ... .В комнате ... и ... .
Для справок даются слова и словосочетания: уютно, тепло, зимний, морозный, холодно, ледяные узоры, много снега, большие сугробы, холодный.
Другой пример. В порядке работы над однокоренными словами в 4-м классе может быть дано следующее упражнение: вставить пропущенные глаголы и прилагательные (последние надо предварительно образовать по вопросу от данных существительных).
какое? какой?
малина — ... варенье осень — ... дождь
какой? какая?
камень — ... дом чай — ... ложка
После того как от существительных будут образованы прилагательные, учащимся предлагается такой текст с пропусками:
В саду ... малина.Мама сварила
Мальчик ... камень в воду. Мы живём в
... поздняя осень.Вчера шёл мелкий
Утром я ... чай.На столе лежит
Задача детей заключается в том, чтобы вместо точек вставить глаголы и образованные ими ранее словосочетания прилагательных с существительными.
Составление предложений по опорным словам или словосочетаниям. Упражнение данного вида может быть использовано в связи с работой над самым различным материалом. В одном случае работу можно подчинить только лексико-грамматическим целям, в другом — целям усвоения какой-либо образова
тельной темы по развитию речи, связав занятия описательной речью с одним из видов трудовой деятельности.
Так, в связи с работой над временными понятиями учащимся 2-го класса может быть предложено устное или письменное составление предложений со словосочетаниями: через день, через неделю, через месяц, два дня тому назад, неделю тому назад, три месяца тому назад.
По теме «Инструменты» может быть дано задание, заключающееся в составлении предложений по опорным словам: молоток, клещи, ножницы, пила, топор, отвёртка. Если требуется чтобы предложения были однотипны, учащимся даются образцы в виде вопроса и ответа на него: Что делают молотком? — Молотком забивают гвозди (2 класс).
В связи с проведенной работой по подготовке школьного сельскохозяйственного участка к посеву семян и высадке рассады в грунт учащимся 3-го класса можно предложить составление предложений по таким опорным словам: вскопать, разрыхлить, убрать, подмести, сжечь, удобрить.
Самостоятельная работа по построению предложений может быть предварена коллективным составлением словосочетаний с данными словами: вскопали грядки, разрыхлили землю, убрали мусор, подмели дорожки, сожгли листья, удобрили землю; вскопали лопатой, разрыхлили граблями, подмели метлой и т. д.
Построение предложений по опорным словам или словосочетаниям может быть составной частью работы над рассказом или описанием.
Составление предложений по аналогии. Этот вид упражнений проводится на основе данного образца. Словарь варьируется, но постоянно сохраняется модель, конструкция фразы. Такое упражнение в 1-м классе может быть проведено, например, на материале темы «Что ты умеешь (любишь, хочешь) делать?». По образцу «Я умею плавать» (или: «Я хочу рисовать», «Я люблю читать») учащиеся самостоятельно составляют предложения: Я люблю играть, Я умею танцевать, Я хочу разговаривать
и т. п.
Составление предложений на тему, данную учителем. Упражнение этого вида, концентрируя внимание детей на определенном круге вопросов, ограниченном рамками предложенной темы, дает практику в составлении фраз различной конструкции. Смысловое единство построенных предложений дает возможность систематизировать знания детей по теме, организовать материал и тем самым подготовить учащихся к связному рассказыванию (устному и письменному). Работа, конечно, должна проводиться на достаточно знакомом материале. Помимо тематики, предлагаемой программой (для развития описательно-повествовательной речи), учитель может выбрать и другой материал, близкий учащимся (эпизоды из жизни детского коллектива, события в стране).
§ 5. Обучение связной монологической речи
Качество связности присуще речи вообще. Речь бессвязная непонятна и поэтому не может выступать как средство общения. Именно связность речи обеспечивает взаимопонимание участников общения. Однако термин «связная речь» имеет и другой смысл — речь развернутая, подробная, состоящая обязательно не из одного, а из нескольких предложений, логически объединенных темой, замыслом.
В методическом плане под связной монологической речью будем понимать повествования сюжетного характера (типа рассказа о событии, явлении, эпизоде, случае и т. п.), описания (подробная словесная характеристика предмета, явления природы и т. п., в которой связно переданы их признаки, свойства, качества), рассуждения, объяснения и оценки (такие виды сообщений, которые логически обосновывают те или иные явления, содержат характеристику внутренних связей и отношений между предметами и явлениями).
Логические сложности овладения каждой из названных здесь разновидностей связной речи не одинаковы. В меньшей степени они присущи повествованию, особенно если его составление опирается на предметно-действенную ситуацию, а не на контекст. Повествование основано на развертывании сюжета, последовательно совершающихся действиях и событиях. Этот динамизм (особенно если за ходом событий можно наблюдать или быть их участником) и облегчает преодоление трудностей составления связного, логически последовательного сложного высказывания. Успехи, достигнутые в этом виде связной речи, могут быть использованы как база для овладения более сложными разновидностями (описание, рассуждение).
В подготовительном и тем более в 1-м классе дети постепенно подводятся к объединению нескольких высказываний в повествование. Обеспечивается это всем ходом занятий по развитию разговорной речи. Так, например, общение в процессе изготовления какой-то поделки, рисования, лепки и т. п. в конечном счете приводит к обобщению в форме связанных между собой предложений, отдельных высказываний, сообщений. Разговор о конкретном предмете также постепенно подводит к
Начинать работу с деформированной фразой удобно с предварительного пословного анализа правильно составленного (недеформированного) предложения. Например, в предложении Вчера утром был сильный дождь устанавливается количество слов, после чего слова записываются в таком (нарушенном) порядке: сильный, утром, был, вчера, дождь. Затем правильное предложение стирается, учащиеся восстанавливают нужный порядок слов и сами записывают предложение. Далее предлагается несколько наборов слов, из которых учащиеся составляют предложения (на первых порах подбираются однотипные по конструкции фразы):
Холодный, вечером, дул, сегодня, ветер.
Пушистый, днём, падал, сегодня, снег.
Яркое, утром, светило, вчера, солнце.
Значительно сложнее для учащихся составлять предложения из слов, данных не только в неправильном порядке, но и в исходной форме. Чтобы показать, в чем заключается задание, учитель предварительно проводит анализ правильно составленного предложения (как и в предыдущем случае), но теперь каждое слово по вопросам учителя ставится в исходной форме:
Петя ходил в библиотеку за новой книгой.
Кто? — Петя.
Что делать? — Ходить.
Что? — Библиотека.
Какая? — Новая. Что? — Книга. В. За.
Далее запись (за исключением столбика слов) стирается с доски. Учащиеся с помощью вопросов учителя (кто? что делал? куда? за какой? за чем?) восстанавливают формы слов и записывают их в правильном порядке.
После такой подготовки учащиеся приступают к работе по составлению предложений из данных учителем слов:
Лежит, на, толстый, снег, слой, земля.
Солнце, блестит, на, снег.
Под, солнце, сверкает, лёд, ярко, река, на.
Сначала по вопросам учителя устанавливается логический центр предложения, затем (также по вопросам) к нему присоединяются остальные члены предложения. Коллективная работа в устной форме завершается самостоятельным записыванием каждого предложения в тетрадях с последующей проверкой.
Заполнение пропусков в предложениях. Этот вид упражнений, помимо практики в согласовании форм, поможет учащимся
выработать навык подбирать к данным словам другие, подходящие по смыслу. В тех случаях, когда возможны варианты решений, учитель обращает внимание детей на лексическую синонимику. Слова для заполнения пропусков могут быть даны учителем (в исходной или нужной форме) или подобраны самими учениками. Фразы, данные с пропусками, могут быть объединены тематически.
В связи с обучением вести записи в календаре природы учащимся 3-го класса может быть предложен, например, такой текст, содержащий фразы с пропущенными словами и словосочетаниями:
Сегодня ..., ... день. Дует ... ветер. Около забора ... ... . На ветках ели ... ... . На улице очень ... . На стёклах окон ... ... .В комнате ... и ... .
Для справок даются слова и словосочетания: уютно, тепло, зимний, морозный, холодно, ледяные узоры, много снега, большие сугробы, холодный.
Другой пример. В порядке работы над однокоренными словами в 4-м классе может быть дано следующее упражнение: вставить пропущенные глаголы и прилагательные (последние надо предварительно образовать по вопросу от данных существительных).
какое? какой?
малина — ... варенье осень — ... дождь
какой? какая?
камень — ... дом чай — ... ложка
После того как от существительных будут образованы прилагательные, учащимся предлагается такой текст с пропусками:
В саду ... малина.Мама сварила
Мальчик ... камень в воду. Мы живём в
... поздняя осень.Вчера шёл мелкий
Утром я ... чай.На столе лежит
Задача детей заключается в том, чтобы вместо точек вставить глаголы и образованные ими ранее словосочетания прилагательных с существительными.
Составление предложений по опорным словам или словосочетаниям. Упражнение данного вида может быть использовано в связи с работой над самым различным материалом. В одном случае работу можно подчинить только лексико-грамматическим целям, в другом — целям усвоения какой-либо образова
тельной темы по развитию речи, связав занятия описательной речью с одним из видов трудовой деятельности.
Так, в связи с работой над временными понятиями учащимся 2-го класса может быть предложено устное или письменное составление предложений со словосочетаниями: через день, через неделю, через месяц, два дня тому назад, неделю тому назад, три месяца тому назад.
По теме «Инструменты» может быть дано задание, заключающееся в составлении предложений по опорным словам: молоток, клещи, ножницы, пила, топор, отвёртка. Если требуется чтобы предложения были однотипны, учащимся даются образцы в виде вопроса и ответа на него: Что делают молотком? — Молотком забивают гвозди (2 класс).
В связи с проведенной работой по подготовке школьного сельскохозяйственного участка к посеву семян и высадке рассады в грунт учащимся 3-го класса можно предложить составление предложений по таким опорным словам: вскопать, разрыхлить, убрать, подмести, сжечь, удобрить.
Самостоятельная работа по построению предложений может быть предварена коллективным составлением словосочетаний с данными словами: вскопали грядки, разрыхлили землю, убрали мусор, подмели дорожки, сожгли листья, удобрили землю; вскопали лопатой, разрыхлили граблями, подмели метлой и т. д.
Построение предложений по опорным словам или словосочетаниям может быть составной частью работы над рассказом или описанием.
Составление предложений по аналогии. Этот вид упражнений проводится на основе данного образца. Словарь варьируется, но постоянно сохраняется модель, конструкция фразы. Такое упражнение в 1-м классе может быть проведено, например, на материале темы «Что ты умеешь (любишь, хочешь) делать?». По образцу «Я умею плавать» (или: «Я хочу рисовать», «Я люблю читать») учащиеся самостоятельно составляют предложения: Я люблю играть, Я умею танцевать, Я хочу разговаривать
и т. п.
Составление предложений на тему, данную учителем. Упражнение этого вида, концентрируя внимание детей на определенном круге вопросов, ограниченном рамками предложенной темы, дает практику в составлении фраз различной конструкции. Смысловое единство построенных предложений дает возможность систематизировать знания детей по теме, организовать материал и тем самым подготовить учащихся к связному рассказыванию (устному и письменному). Работа, конечно, должна проводиться на достаточно знакомом материале. Помимо тематики, предлагаемой программой (для развития описательно-повествовательной речи), учитель может выбрать и другой материал, близкий учащимся (эпизоды из жизни детского коллектива, события в стране).
§ 5. Обучение связной монологической речи
Качество связности присуще речи вообще. Речь бессвязная непонятна и поэтому не может выступать как средство общения. Именно связность речи обеспечивает взаимопонимание участников общения. Однако термин «связная речь» имеет и другой смысл — речь развернутая, подробная, состоящая обязательно не из одного, а из нескольких предложений, логически объединенных темой, замыслом.
В методическом плане под связной монологической речью будем понимать повествования сюжетного характера (типа рассказа о событии, явлении, эпизоде, случае и т. п.), описания (подробная словесная характеристика предмета, явления природы и т. п., в которой связно переданы их признаки, свойства, качества), рассуждения, объяснения и оценки (такие виды сообщений, которые логически обосновывают те или иные явления, содержат характеристику внутренних связей и отношений между предметами и явлениями).
Логические сложности овладения каждой из названных здесь разновидностей связной речи не одинаковы. В меньшей степени они присущи повествованию, особенно если его составление опирается на предметно-действенную ситуацию, а не на контекст. Повествование основано на развертывании сюжета, последовательно совершающихся действиях и событиях. Этот динамизм (особенно если за ходом событий можно наблюдать или быть их участником) и облегчает преодоление трудностей составления связного, логически последовательного сложного высказывания. Успехи, достигнутые в этом виде связной речи, могут быть использованы как база для овладения более сложными разновидностями (описание, рассуждение).
В подготовительном и тем более в 1-м классе дети постепенно подводятся к объединению нескольких высказываний в повествование. Обеспечивается это всем ходом занятий по развитию разговорной речи. Так, например, общение в процессе изготовления какой-то поделки, рисования, лепки и т. п. в конечном счете приводит к обобщению в форме связанных между собой предложений, отдельных высказываний, сообщений. Разговор о конкретном предмете также постепенно подводит к