Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 362

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правильный порядок слов и согласовать формы).

Начинать работу с деформированной фразой удобно с пред­варительного пословного анализа правильно составленного (недеформированного) предложения. Например, в предложении Вчера утром был сильный дождь устанавливается количество слов, после чего слова записываются в таком (нарушенном) по­рядке: сильный, утром, был, вчера, дождь. Затем правильное предложение стирается, учащиеся восстанавливают нужный порядок слов и сами записывают предложение. Далее предла­гается несколько наборов слов, из которых учащиеся состав­ляют предложения (на первых порах подбираются однотипные по конструкции фразы):

Холодный, вечером, дул, сегодня, ветер.

Пушистый, днём, падал, сегодня, снег.

Яркое, утром, светило, вчера, солнце.

Значительно сложнее для учащихся составлять предложения из слов, данных не только в неправильном порядке, но и в ис­ходной форме. Чтобы показать, в чем заключается задание, учитель предварительно проводит анализ правильно составлен­ного предложения (как и в предыдущем случае), но теперь каж­дое слово по вопросам учителя ставится в исходной форме:

Петя ходил в библиотеку за новой книгой.

Кто? — Петя.

Что делать? — Ходить.

Что? — Библиотека.

Какая? — Новая. Что? — Книга. В. За.

Далее запись (за исключением столбика слов) стирается с доски. Учащиеся с помощью вопросов учителя (кто? что делал? куда? за какой? за чем?) восстанавливают формы слов и запи­сывают их в правильном порядке.

После такой подготовки учащиеся приступают к работе по составлению предложений из данных учителем слов:

Лежит, на, толстый, снег, слой, земля.

Солнце, блестит, на, снег.

Под, солнце, сверкает, лёд, ярко, река, на.

Сначала по вопросам учителя устанавливается логический центр предложения, затем (также по вопросам) к нему присо­единяются остальные члены предложения. Коллективная рабо­та в устной форме завершается самостоятельным записыванием каждого предложения в тетрадях с последующей проверкой.

Заполнение пропусков в предложениях. Этот вид упражне­ний, помимо практики в согласовании форм, поможет учащимся
выработать навык подбирать к данным словам другие, подхо­дящие по смыслу. В тех случаях, когда возможны варианты решений, учитель обращает внимание детей на лексическую си­нонимику. Слова для заполнения пропусков могут быть даны учителем (в исходной или нужной форме) или подобраны сами­ми учениками. Фразы, данные с пропусками, могут быть объеди­нены тематически.

В связи с обучением вести записи в календаре природы уча­щимся 3-го класса может быть предложен, например, такой текст, содержащий фразы с пропущенными словами и словосо­четаниями:

Сегодня ..., ... день. Дует ... ветер. Около забора ... ... . На ветках ели ... ... . На улице очень ... . На стёклах окон ... ... .В комнате ... и ... .

Для справок даются слова и словосочетания: уютно, тепло, зимний, морозный, холодно, ледяные узоры, много снега, боль­шие сугробы, холодный.

Другой пример. В порядке работы над однокоренными сло­вами в 4-м классе может быть дано следующее упражнение: вставить пропущенные глаголы и прилагательные (последние надо предварительно образовать по вопросу от данных сущест­вительных).

какое? какой?

малина — ... варенье осень — ... дождь

какой? какая?

камень — ... дом чай ... ложка

После того как от существительных будут образованы прилагательные, учащимся предлагается такой текст с пропусками:

В саду ... малина.Мама сварила

Мальчик ... камень в воду. Мы живём в

... поздняя осень.Вчера шёл мелкий

Утром я ... чай.На столе лежит

Задача детей заключается в том, чтобы вместо точек вста­вить глаголы и образованные ими ранее словосочетания прила­гательных с существительными.

Составление предложений по опорным словам или словосо­четаниям. Упражнение данного вида может быть использовано в связи с работой над самым различным материалом. В одном случае работу можно подчинить только лексико-грамматическим целям, в другом — целям усвоения какой-либо образова­

тельной темы по развитию речи, связав занятия описательной речью с одним из видов трудовой деятельности.

Так, в связи с работой над временными понятиями учащимся 2-го класса может быть предложено устное или письменное со­ставление предложений со словосочетаниями: через день, через неделю, через месяц, два дня тому назад, неделю тому назад, три месяца тому назад.

По теме «Инструменты» может быть дано задание, заклю­чающееся в составлении предложений по опорным словам: мо­лоток, клещи, ножницы, пила, топор, отвёртка. Если требуется чтобы предложения были однотипны, учащимся даются образ­цы в виде вопроса и ответа на него: Что делают молотком? Молотком забивают гвозди (2 класс).

В связи с проведенной работой по подготовке школьного сельскохозяйственного участка к посеву семян и высадке рас­сады в грунт учащимся 3-го класса можно предложить состав­ление предложений по таким опорным словам: вскопать, раз­рыхлить, убрать, подмести, сжечь, удобрить.

Самостоятельная работа по построению предложений может быть предварена коллективным составлением словосочетаний с данными словами: вскопали грядки, разрыхлили землю, убра­ли мусор, подмели дорожки, сожгли листья, удобрили зем­лю; вскопали лопатой, разрыхлили граблями, подмели мет­лой и т. д.

Построение предложений по опорным словам или словосоче­таниям может быть составной частью работы над рассказом или описанием.

Составление предложений по аналогии. Этот вид упражнений проводится на основе данного образца. Словарь варьи­руется, но постоянно сохраняется модель, конструкция фразы. Такое упражнение в 1-м классе может быть проведено, напри­мер, на материале темы «Что ты умеешь (любишь, хочешь) делать?». По образцу «Я умею плавать» (или: «Я хочу рисо­вать», «Я люблю читать») учащиеся самостоятельно составляют предложения: Я люблю играть, Я умею танцевать, Я хочу раз­говаривать
и т. п.

Составление предложений на тему, данную учителем. Упраж­нение этого вида, концентрируя внимание детей на определен­ном круге вопросов, ограниченном рамками предложенной те­мы, дает практику в составлении фраз различной конструкции. Смысловое единство построенных предложений дает возмож­ность систематизировать знания детей по теме, организовать материал и тем самым подготовить учащихся к связному рассказыванию (устному и письменному). Работа, конечно, должна проводиться на достаточно знакомом материале. Помимо тема­тики, предлагаемой программой (для развития описательно-по­вествовательной речи), учитель может выбрать и другой мате­риал, близкий учащимся (эпизоды из жизни детского коллекти­ва, события в стране).


§ 5. Обучение связной монологической речи

Качество связности присуще речи вообще. Речь бессвяз­ная непонятна и поэтому не может выступать как средство об­щения. Именно связность речи обеспечивает взаимопонимание участников общения. Однако термин «связная речь» имеет и другой смысл — речь развернутая, подробная, состоящая обяза­тельно не из одного, а из нескольких предложений, логически объединенных темой, замыслом.

В методическом плане под связной монологической речью будем понимать повествования сюжетного характера (типа рас­сказа о событии, явлении, эпизоде, случае и т. п.), описания (подробная словесная характеристика предмета, явления при­роды и т. п., в которой связно переданы их признаки, свойства, качества), рассуждения, объяснения и оценки (такие виды сооб­щений, которые логически обосновывают те или иные явления, содержат характеристику внутренних связей и отношений меж­ду предметами и явлениями).

Логические сложности овладения каждой из названных здесь разновидностей связной речи не одинаковы. В меньшей степени они присущи повествованию, особенно если его составление опи­рается на предметно-действенную ситуацию, а не на контекст. Повествование основано на развертывании сюжета, последова­тельно совершающихся действиях и событиях. Этот динамизм (особенно если за ходом событий можно наблюдать или быть их участником) и облегчает преодоление трудностей составле­ния связного, логически последовательного сложного высказыва­ния. Успехи, достигнутые в этом виде связной речи, могут быть использованы как база для овладения более сложными разно­видностями (описание, рассуждение).

В подготовительном и тем более в 1-м классе дети посте­пенно подводятся к объединению нескольких высказываний в по­вествование. Обеспечивается это всем ходом занятий по разви­тию разговорной речи. Так, например, общение в процессе изго­товления какой-то поделки, рисования, лепки и т. п. в конеч­ном счете приводит к обобщению в форме связанных между со­бой предложений, отдельных высказываний, сообщений. Раз­говор о конкретном предмете также постепенно подводит к