ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которые являются для нее основной средой. На
первый взгляд может показаться, что приводимые в учебниках
определения информационной технологии и системы очень по-
хожи между собой. На самом деле это не так.
Информационнаятехнологияявляется процессом, состоящим
из четко регламентированных правил выполнения операций, дей-
ствий, этапов воздействия над данными разной степени сложно-
сти, хранящимися в компьютерах. Основнаяцельинформацион-
нойтехнологии— в результате целенаправленных действий по
переработке первичной информации получить необходимую для
пользователя информацию.
Информационнаясистемаявляется средой, составляющими
элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети,
программные продукты, базы данных, люди, различного рода
технические и программные средства связи и т.д. Основнаяцель
информационнойсистемы— организация хранения и передачи
информации. Информационная система представляет собой чело-
веко-компьютерную систему обработки информации.
Необходимо понимать, что освоение ИТ и ее дальнейшее ис-
пользование должны сводиться к тому, что сначала необходимо
овладеть набором элементарных
операций, число которых огра-
ничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в
разных комбинациях составляется действие, а из действий, также
в разных комбинациях, составляются более сложные операции,
которые определяют тот или иной технологический этап. Сово-
купность технологических этапов образует технологический про-
цесс (технологию).
1.2. История развития информационных технологий.
Существует несколько точек зрения на развитие информаци-
онных технологий с использованием компьютеров, которые оп-
ределяются различными классификациями. Общим для всех под-
ходов является признание того, что с появлением персонального
компьютера начался новый этап развития информационной тех-
нологии. Приведем некоторые из них.
Классификационныйпризнак— вид задач и процессов обра- ботки информации.
14
1-й этап (60—70-е гг.) — обработка данных в вычислительных
центрах в режиме коллективного пользования. Основным на-
правлением развития информационной технологии являлась ав-
томатизация операционных рутинных действий человека.
2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий,
направленных на решение стратегических задач.
Классификационныйпризнак— проблемы, стоящие на пути информатизации общества.
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обра-
ботки больших объемов данных в условиях ограниченных воз-
можностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с
распространением
ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа — отставание про-
граммного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инстру-
ментом непрофессионального пользователя, а информационные
системы — средством поддержки принятия его решений. Про-
блемы — максимальное удовлетворение потребностей пользова-
теля и создание соответствующего интерфейса работы в компью-
терной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) — создание современной техноло-
гии межорганизационных связей и информационных систем.
Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее сущест-
венными из них являются:
— выработка соглашений и установление стандартов, прото-
колов для компьютерной связи;
— организация доступа к стратегической информации;
— организация защиты и безопасности информации.
Классификационныйпризнак— преимущество, которое при-
носит компьютерная технология.
1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффек-
тивной обработкой информации при выполнении рутинных опе-
раций с ориентацией на централизованное коллективное
исполь-
зование ресурсов вычислительных центров.
Основным критерием оценки эффективности создаваемых ин-
формационных систем была разница между затраченными на
разработку и сэкономленными в результате внедрения средства-
ми. Основной проблемой на этом этапе была психологическая —
15
плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались
информационные системы, и разработчиков из-за различия их
взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой
проблемы создавались системы, которые пользователи плохо
воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможно-
сти, не использовали в полной мере.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональ-
ных компьютеров. Изменился подход к созданию информацион-
ных систем — ориентация смещается в сторону индивидуального
пользователя для поддержки принимаемых им решений. На этом
этапе используется как централизованная обработка данных, ха-
рактерная для первого этапа, так и децентрализованная, бази-
рующаяся на решении локальных задач и работе с локальными
базами данных на рабочем
первый взгляд может показаться, что приводимые в учебниках
определения информационной технологии и системы очень по-
хожи между собой. На самом деле это не так.
Информационнаятехнологияявляется процессом, состоящим
из четко регламентированных правил выполнения операций, дей-
ствий, этапов воздействия над данными разной степени сложно-
сти, хранящимися в компьютерах. Основнаяцельинформацион-
нойтехнологии— в результате целенаправленных действий по
переработке первичной информации получить необходимую для
пользователя информацию.
Информационнаясистемаявляется средой, составляющими
элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети,
программные продукты, базы данных, люди, различного рода
технические и программные средства связи и т.д. Основнаяцель
информационнойсистемы— организация хранения и передачи
информации. Информационная система представляет собой чело-
веко-компьютерную систему обработки информации.
Необходимо понимать, что освоение ИТ и ее дальнейшее ис-
пользование должны сводиться к тому, что сначала необходимо
овладеть набором элементарных
операций, число которых огра-
ничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в
разных комбинациях составляется действие, а из действий, также
в разных комбинациях, составляются более сложные операции,
которые определяют тот или иной технологический этап. Сово-
купность технологических этапов образует технологический про-
цесс (технологию).
1.2. История развития информационных технологий.
Существует несколько точек зрения на развитие информаци-
онных технологий с использованием компьютеров, которые оп-
ределяются различными классификациями. Общим для всех под-
ходов является признание того, что с появлением персонального
компьютера начался новый этап развития информационной тех-
нологии. Приведем некоторые из них.
Классификационныйпризнак— вид задач и процессов обра- ботки информации.
14
1-й этап (60—70-е гг.) — обработка данных в вычислительных
центрах в режиме коллективного пользования. Основным на-
правлением развития информационной технологии являлась ав-
томатизация операционных рутинных действий человека.
2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий,
направленных на решение стратегических задач.
Классификационныйпризнак— проблемы, стоящие на пути информатизации общества.
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обра-
ботки больших объемов данных в условиях ограниченных воз-
можностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с
распространением
ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа — отставание про-
граммного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инстру-
ментом непрофессионального пользователя, а информационные
системы — средством поддержки принятия его решений. Про-
блемы — максимальное удовлетворение потребностей пользова-
теля и создание соответствующего интерфейса работы в компью-
терной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) — создание современной техноло-
гии межорганизационных связей и информационных систем.
Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее сущест-
венными из них являются:
— выработка соглашений и установление стандартов, прото-
колов для компьютерной связи;
— организация доступа к стратегической информации;
— организация защиты и безопасности информации.
Классификационныйпризнак— преимущество, которое при-
носит компьютерная технология.
1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффек-
тивной обработкой информации при выполнении рутинных опе-
раций с ориентацией на централизованное коллективное
исполь-
зование ресурсов вычислительных центров.
Основным критерием оценки эффективности создаваемых ин-
формационных систем была разница между затраченными на
разработку и сэкономленными в результате внедрения средства-
ми. Основной проблемой на этом этапе была психологическая —
15
плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались
информационные системы, и разработчиков из-за различия их
взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой
проблемы создавались системы, которые пользователи плохо
воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможно-
сти, не использовали в полной мере.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональ-
ных компьютеров. Изменился подход к созданию информацион-
ных систем — ориентация смещается в сторону индивидуального
пользователя для поддержки принимаемых им решений. На этом
этапе используется как централизованная обработка данных, ха-
рактерная для первого этапа, так и децентрализованная, бази-
рующаяся на решении локальных задач и работе с локальными
базами данных на рабочем