Файл: Лекция Информационные технологии (ИТ) сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которые являются для нее основной средой. На

первый взгляд может показаться, что приводимые в учебниках

определения информационной технологии и системы очень по-

хожи между собой. На самом деле это не так.

Информационнаятехнологияявляется процессом, состоящим

из четко регламентированных правил выполнения операций, дей-

ствий, этапов воздействия над данными разной степени сложно-

сти, хранящимися в компьютерах. Основнаяцельинформацион-

нойтехнологии в результате целенаправленных действий по

переработке первичной информации получить необходимую для

пользователя информацию.

Информационнаясистемаявляется средой, составляющими

элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети,

программные продукты, базы данных, люди, различного рода

технические и программные средства связи и т.д. Основнаяцель

информационнойсистемы организация хранения и передачи

информации. Информационная система представляет собой чело-

веко-компьютерную систему обработки информации.

Необходимо понимать, что освоение ИТ и ее дальнейшее ис-

пользование должны сводиться к тому, что сначала необходимо

овладеть набором элементарных
операций, число которых огра-

ничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в

разных комбинациях составляется действие, а из действий, также

в разных комбинациях, составляются более сложные операции,

которые определяют тот или иной технологический этап. Сово-

купность технологических этапов образует технологический про-

цесс (технологию).


1.2. История развития информационных технологий.

Существует несколько точек зрения на развитие информаци-

онных технологий с использованием компьютеров, которые оп-

ределяются различными классификациями. Общим для всех под-

ходов является признание того, что с появлением персонального

компьютера начался новый этап развития информационной тех-

нологии. Приведем некоторые из них.

Классификационныйпризнак вид задач и процессов обра- ботки информации.

14


1-й этап (60—70-е гг.) обработка данных в вычислительных

центрах в режиме коллективного пользования. Основным на-

правлением развития информационной технологии являлась ав-

томатизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап 80-х гг.) создание информационных технологий,

направленных на решение стратегических задач.

Классификационныйпризнак проблемы, стоящие на пути информатизации общества.

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обра-

ботки больших объемов данных в условиях ограниченных воз-

можностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с
распространением

ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа отставание про-

граммного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й этап начала 80-х гг.) компьютер становится инстру-

ментом непрофессионального пользователя, а информационные

системы средством поддержки принятия его решений. Про-

блемы максимальное удовлетворение потребностей пользова-

теля и создание соответствующего интерфейса работы в компью-

терной среде.

4-й этап начала 90-х гг.) создание современной техноло-

гии межорганизационных связей и информационных систем.

Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее сущест-

венными из них являются:

выработка соглашений и установление стандартов, прото-

колов для компьютерной связи;

организация доступа к стратегической информации;

организация защиты и безопасности информации.

Классификационныйпризнак преимущество, которое при-

носит компьютерная технология.

1-й этап начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффек-

тивной обработкой информации при выполнении рутинных опе-

раций с ориентацией на централизованное коллективное
исполь-

зование ресурсов вычислительных центров.

Основным критерием оценки эффективности создаваемых ин-

формационных систем была разница между затраченными на

разработку и сэкономленными в результате внедрения средства-

ми. Основной проблемой на этом этапе была психологическая

15


плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались

информационные системы, и разработчиков из-за различия их

взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой

проблемы создавались системы, которые пользователи плохо

воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможно-

сти, не использовали в полной мере.

2-й этап середины 70-х гг.) связан с появлением персональ-

ных компьютеров. Изменился подход к созданию информацион-

ных систем ориентация смещается в сторону индивидуального

пользователя для поддержки принимаемых им решений. На этом

этапе используется как централизованная обработка данных, ха-

рактерная для первого этапа, так и децентрализованная, бази-

рующаяся на решении локальных задач и работе с локальными

базами данных на рабочем