Файл: Лекция Информационные технологии (ИТ) сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И СТАРШАЯ

ШКОЛА

ИТ

Направленияиспользования




ИТ как

средство

развития и

воспитания




ИТ как сред-

ство для обу-

чения раз-

личным дис-

циплинам




ИТ как объект

изучения

(курс

информатики)




ИТ

как средство

диагностики




5—9 классы

(базовый

уровень)




10—11 классы

(профильный

уровень)




Рис. 1. Основные направления использования компьютера и ИТ

в учебном процессе основной и старшей школы

Итак, проникновение современных информационных техноло-

гий в сферу образования позволяет педагогам качественно изме-

нить содержание, методы и организационные формы обучения.

Целью этих технологий в образовании является усиление интел-

лектуальных возможностей учащихся в информационном
обще-

стве, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация

процесса обучения и повышение качества обучения на всех сту-

пенях образовательной системы.

2.3. Средства ИТ, используемые в системе образования.

Основными средствами информатизации образования являют-

ся аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержа-

тельное наполнение.

33


К аппаратнымсредствамотносятся:

1. Компьютер универсальное устройство обработки ин- формации.

2. Принтер позволяет фиксировать на бумаге информа-

цию, найденную и созданную учащимися или учителем для уча-

щихся. Для применения в школах необходим или желателен

цветной принтер.

3. Проектор радикально повышает уровень наглядности в

работе учителя, дает учащимся возможность представлять ре-

зультаты своей работы всему классу.

4. Телекоммуникационныйблокили сетевоеоборудование

(для сельских школ, прежде всего, спутниковая связь) дает

доступ к российским и мировым информационным ресурсам, по-

зволяет осуществлять дистанционное обучение, вести переписку

с другими школами. В локальных сетях и для связи с узлами Ин-



тернет используют концентраторы (хабы), коммутаторы, мар-

шрутизаторы.

5. Устройствадлявводатекстовойинформациииманипули-

рованияэкраннымиобъектами клавиатура и мышь разно-

образные устройства аналогичного назначения), а также устрой-

ства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устрой-

ства играют для учащихся с проблемами двигательного характе-

ра, например, с ДЦП.

6. Устройствадлязаписи(ввода)визуальнойизвуковой

информации(сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и ви-

деомагнитофон) дают возможность непосредственно вклю-

чать в учебный процесс информационные образы окружающе-

го мира.

7. Устройстварегистрацииданных(датчики с интерфейса-

ми) существенно расширяют класс физических, химических,

биологических, экологических процессов, включаемых в образо-

вание при сокращении учебного времени, затрачиваемого на ру-

тинную обработку данных.

8. Управляемыекомпьютеромустройства дают возмож-

ность учащимся различных уровней способностей освоить прин-

ципы и технологии автоматического управления.

34


9. Внутрикласснаяи
внутришкольнаясети позволяют более

эффективно использовать имеющиеся информационные, техниче-

ские и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий

доступ к глобальной информационной сети.

10. Аудио-видеосредства обеспечивают эффективную комму-

никативную среду для воспитательной работы и массовых меро-

приятий.

11. Периферийноеоборудование.Основные виды периферий-

ного оборудования, используемого в компьютеризированных

лекционных аудиториях и студиях дистанционного обучения:

плазменные панели, интерактивные и сенсорные экраны, муль-

тимедийные проекторы, ноутбуки, документ-камеры, видеокаме-

ры, микрофоны и др.

Программное обеспечение образовательного процесса под-

робно рассмотрено в модуле 4 данного пособия.

Рассмотрим классификацию образовательных средств ИТ по

ряду параметров.

1.Порешаемымпедагогическимзадачам:

средства, обеспечивающие базовую подготовку (электрон-

ные учебники, обучающие системы, системы контроля

знаний);

средства практической подготовки (задачники, практику-

мы, виртуальные конструкторы, программы имитационно-

го моделирования, тренажеры);

вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хре-

стоматии, развивающие компьютерные игры, мультиме-

дийные учебные занятия);


комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2.Пофункциямворганизацииобразовательногопроцесса:

информационно-обучающие (электронные библиотеки,

электронные книги, электронные периодические издания,

словари, справочники, обучающие компьютерные про-

граммы, информационные системы);

интерактивные (электронная почта, электронные телекон-

ференции);

поисковые (каталоги, поисковые системы).

35


3.Потипуинформации:

электронные и информационные ресурсы с текстовой

информацией (учебники, учебные пособия, задачники,

тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодиче-

ские издания, числовые данные, программные и учебно-

методические материалы);

электронные и информационные ресурсы с визуальной

информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюст-

рации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстра-

ции опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамиче-

ские модели, интерактивные модели; символьные объекты:

схемы, диаграммы);

электронные и информационные ресурсы с аудиоинфор-

мацией (звукозаписи стихотворений, дидактического рече-

вого материала, музыкальных произведений, звуков живой

и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);