Файл: Лекция Информационные технологии (ИТ) сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предлагать варианты решения в сложной ситуации;

эстетическое воспитание за счет использования компью-

терной графики, технологии мультимедиа;

формирование информационной культуры, умений осуще-

ствлять обработку информации;

развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

формирование умений осуществлять экспериментально-

исследовательскую деятельность.

3. Работа по выполнению социального заказа общества:

подготовка информационно грамотной личности;

подготовка пользователя компьютерными средствами;

осуществление профориентационной работы в области

информатики.

В.А.Красильникова [72] дополнила рассмотренные выше цели

еще одной важной для педагогического процесса это совер-

шенствование информационно-методического обеспечения педа-

гогической деятельности:

значительное расширение информационно-методической

поддержки педагогов и обучающихся;

расширение возможностей общения и сотрудничества на

основе компьютерных средств коммуникации;

предоставление возможностей непрерывного повышения

квалификации и переподготовки независимо от возраста,

географии проживания и времени;

создание единой информационно-образовательной среды

на основе активного использования компьютерных сетей

различного
уровня (глобальных, корпоративных, локаль-

ных).

30


Е.И.Машбиц [88] к набору существенных преимуществ ис-

пользования компьютера в обучении перед традиционными заня-

тиями относит следующее:

1. Информационные технологии значительно расширяют воз-

можности предъявления учебной информации. Применение цве-

та, графики, звука, всех современных средств видеотехники по-

зволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию

студентов к обучению. Мотивация повышается за счет примене-

ния адекватного поощрения правильных решений задач.

3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя

наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации

умственной деятельности.

4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает воз-

можности постановки учебных задач и управления процессом их

решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать моде-

ли различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельно-

сти учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учеб-

ным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у

учащихся реф-

лексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся

наглядно представить результат своих действий, определить этап

в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Перечисленные возможности компьютера могут способство-

вать не только обеспечению первоначального становления лич-

ности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей,

формированию умений и желания учиться, созданию условий для

усвоения в полном объеме знаний и умений.

Таким образом, можно выделить несколько аспектов образо-

вательных средств ИТ:

1. Мотивационныйаспект.

Применение ИТ способствует увеличению интереса и форми-

рованию положительной мотивации обучающихся, поскольку

создаются условия:

максимального учета индивидуальных образовательных

возможностей и потребностей обучающихся;

31


широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней

проведения учебных занятий;

раскрытия творческого потенциала обучающихся;

освоения студентами современных информационных тех-

нологий.

2. Содержательныйаспект.

Возможности ИТ могут быть использованы:

при построении интерактивных таблиц, плакатов и других

цифровых образовательных ресурсов
по отдельным темам

и разделам учебной дисциплины,

для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

для создания интерактивных домашних заданий и трена-

жеров для самостоятельной работы студентов.

3. Учебно-методическийаспект.

Информационные технологии могут быть использованы в ка-

честве учебно-методического сопровождения образовательного

процесса. Педагог может применять различные образовательные

средства ИТ на всех этапах учебного занятия. Кроме того, препо-

даватель может использовать разнообразные цифровые образова-

тельные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных

занятий.

4.Организационныйаспект.ИТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения.

5. Контрольно-оценочныйаспект.

Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться

для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на ком-

пьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автома-

тически системой) и в режиме offline (оценку результатов осуще-

ствляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

В связи с вышеизложенным, можно
выделить основные на-

правления использования информационных технологий в основ-

ной школе (рис. 1):

1. Компьютериинформационныетехнологиикакобъект

изучения(курс информатики).

2. КомпьютериИТкаксредстводляобученияразличным

дисциплинам,как инструмент поддержки предметных уроков и

32


других видов занятий (использование ИТ в рамках базовых кур-

сов программы основной и старшей школы).

3. КомпьютериИТкаксредстворазвитияивоспитания.

4. ИТкаксредстводиагностикиразличных функциональных

систем детского организма.

УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ

ОСНОВНАЯ