ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ние единого информационного образовательного пространства
(государства, региона).
Процесс информатизации образования включает в себя систе-
му следующих мероприятий:
1) оснащение учреждений образования и органов управления
образованием аппаратными и программными средствами инфор-
мационных технологий;
2) подключение по высокоскоростным каналам к региональ-
ным, национальным и международным компьютерным образова-
тельным сетям, к глобальной сети Интернет;
3) создание и размещение в сети Интернет информационных
ресурсов образовательного назначения, интеграция различных
баз данных на региональном и государственном уровне: образо-
вательные порталы, официальные сайты учреждений образования
и органов управления, тематические ресурсы, методические сай-
ты, электронные библиотеки, информационно-поисковые и ана-
литические системы и др.;
4) разработка, экспертиза, апробация и внедрение программ-
ного обеспечения образовательного назначения, в том числе
цифровых образовательных ресурсов;
5) формирование информационной культуры у всех участни-
ков образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учени-
ков, их родителей (в части информационного взаимодействия со
школой);
6) создание системы сопровождения
и обслуживания средств
информационных технологий в учреждениях образования и орга-
нах управления;
27
7) создание системы непрерывного обучения педагога инфор-
мационным технологиям (курсы, экспресс-курсы, мини-семи-
нары, постоянно действующие семинары, конференции, конкур-
сы, решение педагогических задач, система индивидуальных кон-
сультаций, работа проблемных и творческих групп, самообразо-
вание, профессиональное общение и др.).
В концепции информатизации образования [66] охарактеризо-
ваны несколько этапов этого процесса.
1этапхарактеризуется следующими признаками:
— начинается массовое внедрение средств новых информа-
ционных технологий, и в первую очередь компьютеров;
— проводится исследовательская работа по педагогическому
освоению средств компьютерной техники и происходит
поиск путей ее применения для интенсификации процесса
обучения;
— общество идет по пути осознания сути и необходимости
процессов информатизации;
— происходит базовая подготовка в области информатики на
всех ступенях непрерывного образования.
2этапхарактеризуется следующими признаками:
— активное освоение и фрагментарное внедрение средств
НИТ в традиционные учебные дисциплины;
— освоение
педагогами новых методов и организационных
форм работы с использованием компьютерной техники;
— активная разработка и начало освоения педагогами учебно-
методического обеспечения;
— постановка проблемы пересмотра содержания, традицион-
ных форм и методов учебно-воспитательной работы.
3этапхарактеризуется следующими признаками:
— повсеместное использование средств современных ИТ в
обучении;
— перестройка содержания всех ступеней непрерывного об-
разования на основе его информатизации;
— смена методической основы обучения и освоение каждым
педагогом широкого круга методов и организационных
форм обучения, поддерживаемых соответствующими сред-
ствами современных информационных технологий.
28
Практическая реализация компьютерных технологий и пере-
ход на последующие этапы информатизации связаны с отбором
содержания отдельных предметов с целью создания компьютер-
ных программ. Программное обеспечение должно отражать дей-
ствующий учебный план и быть сопряженным во времени с
учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих науч-
но-методических проблем в данном случае становится
создание
методологии проектирования современных информационных
технологий применительно к школьному образованию.
Как нетрудно заметить, каждый период информатизации обра-
зования имеет две параллельные ветви развития: технологическая
основа и инновационные процессы в самой системе образования.
Принимая во внимание огромное влияние современных ин-
формационных технологий на процесс образования, многие педа-
гоги все с большей готовностью включают их в свою методиче-
скую систему. Однако процесс информатизации школьного обра-
зования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо ре-
форме, он является постепенным и непрерывным.
2.2. Использования ИТ в обучении: цели, задачи, возмож-
ности.
Функциональные свойства современных информационных
технологий предоставляют образовательному процессу реализа-
цию множества возможностей, которые могут способствовать
повышению качества образования.
Российские и зарубежные ученые, изучающие процессы ин-
форматизации образования, предлагают множество оценок воз-
можностей информационных технологий. Рассмотрим некоторые
из них.
И.В.Роберт [155, 156, 157, 158, 159] рассматривает возможно-
сти компьютера с точки зрения целевого подхода в обучении и
выделяет следующие основные педагогические цели использова-
ния средств современных информационных технологий:
1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного
процесса за счет применения средств современных информаци-
онных технологий:
— повышение эффективности и качества процесса обучения;
— повышение активности познавательной деятельности;
29
— углубление межпредметных связей;
— увеличение объема и оптимизация поиска нужной инфор-
мации.
2. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к
комфортной жизни в условиях информационного общества:
— развитие различных видов мышления;
— развитие коммуникативных способностей;
— формирование умений принимать оптимальное решение
или
(государства, региона).
Процесс информатизации образования включает в себя систе-
му следующих мероприятий:
1) оснащение учреждений образования и органов управления
образованием аппаратными и программными средствами инфор-
мационных технологий;
2) подключение по высокоскоростным каналам к региональ-
ным, национальным и международным компьютерным образова-
тельным сетям, к глобальной сети Интернет;
3) создание и размещение в сети Интернет информационных
ресурсов образовательного назначения, интеграция различных
баз данных на региональном и государственном уровне: образо-
вательные порталы, официальные сайты учреждений образования
и органов управления, тематические ресурсы, методические сай-
ты, электронные библиотеки, информационно-поисковые и ана-
литические системы и др.;
4) разработка, экспертиза, апробация и внедрение программ-
ного обеспечения образовательного назначения, в том числе
цифровых образовательных ресурсов;
5) формирование информационной культуры у всех участни-
ков образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учени-
ков, их родителей (в части информационного взаимодействия со
школой);
6) создание системы сопровождения
и обслуживания средств
информационных технологий в учреждениях образования и орга-
нах управления;
27
7) создание системы непрерывного обучения педагога инфор-
мационным технологиям (курсы, экспресс-курсы, мини-семи-
нары, постоянно действующие семинары, конференции, конкур-
сы, решение педагогических задач, система индивидуальных кон-
сультаций, работа проблемных и творческих групп, самообразо-
вание, профессиональное общение и др.).
В концепции информатизации образования [66] охарактеризо-
ваны несколько этапов этого процесса.
1этапхарактеризуется следующими признаками:
— начинается массовое внедрение средств новых информа-
ционных технологий, и в первую очередь компьютеров;
— проводится исследовательская работа по педагогическому
освоению средств компьютерной техники и происходит
поиск путей ее применения для интенсификации процесса
обучения;
— общество идет по пути осознания сути и необходимости
процессов информатизации;
— происходит базовая подготовка в области информатики на
всех ступенях непрерывного образования.
2этапхарактеризуется следующими признаками:
— активное освоение и фрагментарное внедрение средств
НИТ в традиционные учебные дисциплины;
— освоение
педагогами новых методов и организационных
форм работы с использованием компьютерной техники;
— активная разработка и начало освоения педагогами учебно-
методического обеспечения;
— постановка проблемы пересмотра содержания, традицион-
ных форм и методов учебно-воспитательной работы.
3этапхарактеризуется следующими признаками:
— повсеместное использование средств современных ИТ в
обучении;
— перестройка содержания всех ступеней непрерывного об-
разования на основе его информатизации;
— смена методической основы обучения и освоение каждым
педагогом широкого круга методов и организационных
форм обучения, поддерживаемых соответствующими сред-
ствами современных информационных технологий.
28
Практическая реализация компьютерных технологий и пере-
ход на последующие этапы информатизации связаны с отбором
содержания отдельных предметов с целью создания компьютер-
ных программ. Программное обеспечение должно отражать дей-
ствующий учебный план и быть сопряженным во времени с
учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих науч-
но-методических проблем в данном случае становится
создание
методологии проектирования современных информационных
технологий применительно к школьному образованию.
Как нетрудно заметить, каждый период информатизации обра-
зования имеет две параллельные ветви развития: технологическая
основа и инновационные процессы в самой системе образования.
Принимая во внимание огромное влияние современных ин-
формационных технологий на процесс образования, многие педа-
гоги все с большей готовностью включают их в свою методиче-
скую систему. Однако процесс информатизации школьного обра-
зования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо ре-
форме, он является постепенным и непрерывным.
2.2. Использования ИТ в обучении: цели, задачи, возмож-
ности.
Функциональные свойства современных информационных
технологий предоставляют образовательному процессу реализа-
цию множества возможностей, которые могут способствовать
повышению качества образования.
Российские и зарубежные ученые, изучающие процессы ин-
форматизации образования, предлагают множество оценок воз-
можностей информационных технологий. Рассмотрим некоторые
из них.
И.В.Роберт [155, 156, 157, 158, 159] рассматривает возможно-
сти компьютера с точки зрения целевого подхода в обучении и
выделяет следующие основные педагогические цели использова-
ния средств современных информационных технологий:
1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного
процесса за счет применения средств современных информаци-
онных технологий:
— повышение эффективности и качества процесса обучения;
— повышение активности познавательной деятельности;
29
— углубление межпредметных связей;
— увеличение объема и оптимизация поиска нужной инфор-
мации.
2. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к
комфортной жизни в условиях информационного общества:
— развитие различных видов мышления;
— развитие коммуникативных способностей;
— формирование умений принимать оптимальное решение
или