Файл: Лекция Информационные технологии (ИТ) сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ние единого информационного образовательного пространства

(государства, региона).

Процесс информатизации образования включает в себя систе-

му следующих мероприятий:

1) оснащение учреждений образования и органов управления

образованием аппаратными и программными средствами инфор-

мационных технологий;

2) подключение по высокоскоростным каналам к региональ-

ным, национальным и международным компьютерным образова-

тельным сетям, к глобальной сети Интернет;

3) создание и размещение в сети Интернет информационных

ресурсов образовательного назначения, интеграция различных

баз данных на региональном и государственном уровне: образо-

вательные порталы, официальные сайты учреждений образования

и органов управления, тематические ресурсы, методические сай-

ты, электронные библиотеки, информационно-поисковые и ана-

литические системы и др.;

4) разработка, экспертиза, апробация и внедрение программ-

ного обеспечения образовательного назначения, в том числе

цифровых образовательных ресурсов;

5) формирование информационной культуры у всех участни-

ков образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учени-

ков, их родителей части информационного взаимодействия со

школой);

6) создание системы сопровождения
и обслуживания средств

информационных технологий в учреждениях образования и орга-

нах управления;

27


7) создание системы непрерывного обучения педагога инфор-

мационным технологиям (курсы, экспресс-курсы, мини-семи-

нары, постоянно действующие семинары, конференции, конкур-

сы, решение педагогических задач, система индивидуальных кон-

сультаций, работа проблемных и творческих групп, самообразо-

вание, профессиональное общение и др.).

В концепции информатизации образования [66] охарактеризо-

ваны несколько этапов этого процесса.

1этапхарактеризуется следующими признаками:

начинается массовое внедрение средств новых информа-

ционных технологий, и в первую очередь компьютеров;

проводится исследовательская работа по педагогическому

освоению средств компьютерной техники и происходит

поиск путей ее применения для интенсификации процесса

обучения;

общество идет по пути осознания сути и необходимости

процессов информатизации;

происходит базовая подготовка в области информатики на

всех ступенях непрерывного образования.

2этапхарактеризуется следующими признаками:

активное освоение и фрагментарное внедрение средств

НИТ в традиционные учебные дисциплины;

освоение

педагогами новых методов и организационных

форм работы с использованием компьютерной техники;

активная разработка и начало освоения педагогами учебно-

методического обеспечения;

постановка проблемы пересмотра содержания, традицион-

ных форм и методов учебно-воспитательной работы.

3этапхарактеризуется следующими признаками:

повсеместное использование средств современных ИТ в

обучении;

перестройка содержания всех ступеней непрерывного об-

разования на основе его информатизации;

смена методической основы обучения и освоение каждым

педагогом широкого круга методов и организационных

форм обучения, поддерживаемых соответствующими сред-

ствами современных информационных технологий.

28


Практическая реализация компьютерных технологий и пере-

ход на последующие этапы информатизации связаны с отбором

содержания отдельных предметов с целью создания компьютер-

ных программ. Программное обеспечение должно отражать дей-

ствующий учебный план и быть сопряженным во времени с

учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих науч-

но-методических проблем в данном случае становится
создание

методологии проектирования современных информационных

технологий применительно к школьному образованию.

Как нетрудно заметить, каждый период информатизации обра-

зования имеет две параллельные ветви развития: технологическая

основа и инновационные процессы в самой системе образования.

Принимая во внимание огромное влияние современных ин-

формационных технологий на процесс образования, многие педа-

гоги все с большей готовностью включают их в свою методиче-

скую систему. Однако процесс информатизации школьного обра-

зования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо ре-

форме, он является постепенным и непрерывным.

2.2. Использования ИТ в обучении: цели, задачи, возмож-


ности.

Функциональные свойства современных информационных

технологий предоставляют образовательному процессу реализа-

цию множества возможностей, которые могут способствовать

повышению качества образования.

Российские и зарубежные ученые, изучающие процессы ин-

форматизации образования, предлагают множество оценок воз-

можностей информационных технологий. Рассмотрим некоторые

из них.

И.В.Роберт [155, 156, 157, 158, 159] рассматривает возможно-

сти компьютера с точки зрения целевого подхода в обучении и

выделяет следующие основные педагогические цели использова-

ния средств современных информационных технологий:

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного

процесса за счет применения средств современных информаци-

онных технологий:

повышение эффективности и качества процесса обучения;

повышение активности познавательной деятельности;

29


углубление межпредметных связей;

увеличение объема и оптимизация поиска нужной инфор-

мации.

2. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к

комфортной жизни в условиях информационного общества:

развитие различных видов мышления;

развитие коммуникативных способностей;

формирование умений принимать оптимальное решение

или