Файл: Ингова Елена Николаевна Приемы, способствующие развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области Художественное творчество выпускная квалификационная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ее значимость для творческого становления и тем более не замечают последствий ее разрушения.

Доказательством того, что маленький человечек чувствует дис­гармонию в окружающем мире, служат его каракули, имеющие вид отрывистых, заостренных штрихов, хаотично расположенных на всей поверхности листа. Конечно, такие штрихи могут свидетельствовать об активизации чувства ритма, заложенного в любом человеке с рож­дения. Однако если ребенок развивается физически и психологиче­ски гармонично, то штриховка, рано присутствующая в детских рисунках, приобретает исследовательский характер, а не агрессивный. С помощью штрихов он изучает свойства материалов и инструментов, которые на последующих этапах используются им в процессе созда­ния выразительных образов различных по структуре (натуралистич­ных, схематичных и абстрактных). Каждый вид его образов правдив и реалистичен. С помощью цвета, формы, композиции дети способ­ны передать музыку, чувства, эмоции, добродетели и пороки, при­бегая к натуралистическому реализму.

Малыш в возрасте двух лет, слушая музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года. Осень», начинает смешивать на листе бумаги цвета, с помощью которых получаются цветовые пятна различных оттенков, удивительно сочетающиеся между собой по форме, композиции и передающие характер именно осени, а не дру­гих времен года.

Таким образом, детский рисунок по своему реалистичен, поскольку дети (особенно в раннем и младшем возрасте) в своем творчестве остаются искренними и непосредственными в отображении впечат­лений, настроений, состояний. И если ребенок рисует маму с боль­шими очками, при том, что у мамы хорошее зрение, это означает, что он доступными для себя средствами говорит нам, а иногда и «кричит»: «Я хочу, чтобы мама меня заметила и увидела, разглядела во мне своего ребенка и личность». Это и есть действительный реа­лизм, который мы, взрослые, подчас не замечаем, искривляя душу малыша, разрушая его внутреннюю гармонию.

Для реализации любого замысла ребенку необходим элементарный опыт отражения, состоящий в умении использовать определенные правила и закономерности искусства, выступающие неким художе­ственно-изобразительным инструментарием, который не может ха­рактеризоваться как спонтанное образование.

Ранее мы указывали, что процесс творчества детей состоит из двух составляющих: разума и сверхразума, поэтому правомерно было бы указать на проявление в творческом акте ребенка как опыта, так и некой интуиции
1, о которой говорил И.Кант (1724—1804).

Процесс бессознательной творческой деятельности наблюдается у детей чаще всего в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда они интуитивно, а не осознанно создают свой образ, выбирают кра­ски, выразительные средства для его изображения. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда у детей уже накоплен необходимый художественно- изобразительный и эмоциональный опыт и когда они начинают по­нимать зависимость между замыслом, своими возможностями, вы­разительными средствами и характером образа.

Мысль о том, что в основе изобразительной деятельности лежит художественный инстинкт, высказывалась Ф. Фребелем (1782— 1852), который говорил, что «творчество является способностью творить, заложенной в ребенке с рождения, подтверждающей проявление его божественной сущности».

Присущая детям раннего возраста гармоничность цветовых со­четаний, чувство равновесия композиции, выде работе, свобода самовыражения, изобразительная выразитель­ность — все это показатели художественной интуиции. Объяснить проявление этих особенностей можно только наличием некоего природного чутья, которое неосознанно реализуется ребенком. О со­знательном подходе к процессу творчества в раннем возрасте гово­рить не приходится. Малыш не способен проанализировать само­стоятельно механизм создания рисунка, четко определить после­довательность его выполнения. И даже сам результат для него не является чем-то особенным, удивительным. Его уникальность, ори­гинальность замечаем мы, взрослые, но не сам малыш. Для него это данность. Он живет этим, он действует так, как чувствует именно в это время, и повторить свой рисунок, пусть даже частично, через определенный промежуток времени он уже не сможет. Неоднократ­ное тиражирование образа — это показатель творческой деятель­ности детей на более поздних этапах, когда они начинают осваивать способы создания предметов и объектов окружающей действитель­ности.

Настоящее творчество проявляется у детей тогда, когда они спо­собны варьировать, добавлять новые элементы, сознательно экспе­риментировать с целью создания чего-то нового для себя, открытия новых художественных связей и отношений. При этом творчество становится целью, критерием и вектором деятельности ребенка. Как указывал Н. А. Бердяев (1874—1948), «творчество — это некоторое начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности»

2. Образ, по его мнению, формирует­ся путем отбора лучших эстетических Таким образом, творческими считаются произведения, проверен­ные временем и построенные с учетом существующих традиций изобразительного искусства. Продолжая эту мысль, можно сказать, что в

оценке детского изобразительного творчества также действуют факторы времени и системы. Чтобы повысить уровень творческого развития ребенка, важно знать общие закономерности поэтапного овладения им художественными свойствами и отношениями, иметь четкие представления о том, как происходит у него на протяжении всего дошкольного периода, включая ранний возраст, смена одних изобразительных предпочтений другими, как меняется характер по­строения выразительного образа, как изобразительное творчество влияет на другие структуры личности ребенка (на умственное, нрав­ственное, трудовое развитие).

Взаимосвязь детского изобразительного творчества с различными видами деятельности

Умственное воспитание и развитие. Во-первых, на занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера дошкольника. Узнавая о видах и жанрах искусства, о его выразитель­ных средствах, дети изучают саму жизнь, ведь в произведениях ис­кусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. И благодаря этим произведениям ребенок начинает лучше ориентироваться в мире.

Во-вторых, занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением детьми различных формообразующих движений, которые способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, пере­водит ее на более качественный уровень.

В-третьих, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы являются показателями умствен­ного развития.
Нравственное воспитание. Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознаком­ления с произведениями искусства дети учатся вычленять в них не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Они начина­ют понимать значимость красоты для человека, мира, тем самым научаясь через собственные образы доносить в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту до окружающих.


Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаи­мопомощи, порядочность, ответственность и др.), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают малышу разобраться в окружающем его мире, самом себе.

Трудовое воспитание. Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что дошкольники учатся организо­вывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и т.д. Стремление детей отвечать за кусочек своего простран­ства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует у них важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться зна­чимо для становления личности ребенка, поскольку большая часть детей оказывается неприспособленной к элементарным видам труда из-за изобилия отвлекающих и развлекательных моментов.

Координирующе-гармонизирующая функция (изобразительное творчество как синтез всех сфер жизнедеятельности ребенка-до­школьника) способствует гармоничному эстетическому развитию волевых личности ребенка, координации формирования эмоционально-, интеллектуальных и других качеств.

Развлекательная функция (изобразительное творчество как раз­влечение) содействует поддержанию интереса, переходящего в по­требность творить, и созданию в ходе этого процесса собственных художественных образов.

Детское изобразительное творчество, выступающее как полифунк­циональное социальное явление, способствует формированию раз­личных качеств творческой личности:

  1. Непосредственность, открытость, искренность и правдивость в отображении своих наблюдений, ощущений, отношений ко всему, что окружает и волнует ребенка.

  2. Увлеченность творческим процессом, характеризующаяся стрем­лением получить интересную работу, отличающуюся от других.

  3. Способность находить альтернативные решения при возника­ющих сложных ситуациях, обнаруживать творческую пытливость.

  4. Способность комбинировать знания, умения и навыки из раз­личных видов детской деятельности в процессе создания выразитель­ного образа.

  5. Умение использовать приобретенный на занятиях опыт в само­стоятельной деятельности.

  6. Способность творчески интерпретировать уже известные спо­собы действия.

  7. Умение вычленять простые формы в более сложных.

  8. Способность выделить новую функцию в предмете (объекте).

  9. Нахождение адекватных способов деятельности в соответствии с изобразительной задачей.

  10. Способность гармонизировать различные выразительные сред­ства для достижения целостности образа.



1.4Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании.

Общая характеристика

Вопрос выделения и характеристики этапов развития детского изобразительного творчества является одним из актуальных для многих поколений теоретиков и практиков. Для теоретиков пред­ставляется очень важным выявить закономерности формирования образной структуры продуктов детского творчества на том или ином этапе, чтобы проследить характер общепсихологических, личност­ных изменений, влияющих на последующее развитие ребенка. Они вычленяют особенности восприятия и отражения ребенком дей­ствительности, определяют степень ее влияния на духовное станов­ление.

Практики, имея представления об этапности детского творче­ства, приобретают возможность научно подходить к разработке программ и разделов, направленных на творческое развитие до­школьника, избегая формализма в построении образовательного процесса.

Долгое время этапы развития детского изобразительного творче­ства рассматривались с позиции самопроизвольности развития ре­бенка, т.е. без активного педагогически оправданного воздействия взрослого, который играет немаловажную роль в активизации от­дельных стадий. Это не позволяет говорить об абсолютной их объ­ективности.

Внимание ученых очень часто было сосредоточено только на дет­ском рисовании. При этом стадии развития лепки, аппликации, конструирования оставались вне поля зрения исследователей. Но, как показывает практика, в развитии этих видов творчества имеют­ся специфичные особенности, изучение которых помогает избежать ряда педагогических ошибок.

В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов.

Один из подходов, который был впоследствии взят за основу дру­гими исследователями, подробно обоснован Г. Кершенштейнером и К. Риччи. В развитии детского рисунка ученые выделяют два эта­па: доизобразительный и изобразительный.

Доизобразительный этап делят на следующие стадии.

Стадия каракуль начинается, по мнению исследователей, в воз­расте двух лет. Первые каракули представляют собой случайные сле­ды на бумаге, оставленные карандашом. На этой стадии ребенка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с его помощью. Малыш оказывается еще неспособным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим рисунком, он не может передать реальные черты предметов и объектов.