Файл: Ингова Елена Николаевна Приемы, способствующие развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области Художественное творчество выпускная квалификационная работа.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ее значимость для творческого становления и тем более не замечают последствий ее разрушения.
Доказательством того, что маленький человечек чувствует дисгармонию в окружающем мире, служат его каракули, имеющие вид отрывистых, заостренных штрихов, хаотично расположенных на всей поверхности листа. Конечно, такие штрихи могут свидетельствовать об активизации чувства ритма, заложенного в любом человеке с рождения. Однако если ребенок развивается физически и психологически гармонично, то штриховка, рано присутствующая в детских рисунках, приобретает исследовательский характер, а не агрессивный. С помощью штрихов он изучает свойства материалов и инструментов, которые на последующих этапах используются им в процессе создания выразительных образов различных по структуре (натуралистичных, схематичных и абстрактных). Каждый вид его образов правдив и реалистичен. С помощью цвета, формы, композиции дети способны передать музыку, чувства, эмоции, добродетели и пороки, прибегая к натуралистическому реализму.
Малыш в возрасте двух лет, слушая музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года. Осень», начинает смешивать на листе бумаги цвета, с помощью которых получаются цветовые пятна различных оттенков, удивительно сочетающиеся между собой по форме, композиции и передающие характер именно осени, а не других времен года.
Таким образом, детский рисунок по своему реалистичен, поскольку дети (особенно в раннем и младшем возрасте) в своем творчестве остаются искренними и непосредственными в отображении впечатлений, настроений, состояний. И если ребенок рисует маму с большими очками, при том, что у мамы хорошее зрение, это означает, что он доступными для себя средствами говорит нам, а иногда и «кричит»: «Я хочу, чтобы мама меня заметила и увидела, разглядела во мне своего ребенка и личность». Это и есть действительный реализм, который мы, взрослые, подчас не замечаем, искривляя душу малыша, разрушая его внутреннюю гармонию.
Для реализации любого замысла ребенку необходим элементарный опыт отражения, состоящий в умении использовать определенные правила и закономерности искусства, выступающие неким художественно-изобразительным инструментарием, который не может характеризоваться как спонтанное образование.
Ранее мы указывали, что процесс творчества детей состоит из двух составляющих: разума и сверхразума, поэтому правомерно было бы указать на проявление в творческом акте ребенка как опыта, так и некой интуиции
1, о которой говорил И.Кант (1724—1804).
Процесс бессознательной творческой деятельности наблюдается у детей чаще всего в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда они интуитивно, а не осознанно создают свой образ, выбирают краски, выразительные средства для его изображения. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда у детей уже накоплен необходимый художественно- изобразительный и эмоциональный опыт и когда они начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.
Мысль о том, что в основе изобразительной деятельности лежит художественный инстинкт, высказывалась Ф. Фребелем (1782— 1852), который говорил, что «творчество является способностью творить, заложенной в ребенке с рождения, подтверждающей проявление его божественной сущности».
Присущая детям раннего возраста гармоничность цветовых сочетаний, чувство равновесия композиции, выде работе, свобода самовыражения, изобразительная выразительность — все это показатели художественной интуиции. Объяснить проявление этих особенностей можно только наличием некоего природного чутья, которое неосознанно реализуется ребенком. О сознательном подходе к процессу творчества в раннем возрасте говорить не приходится. Малыш не способен проанализировать самостоятельно механизм создания рисунка, четко определить последовательность его выполнения. И даже сам результат для него не является чем-то особенным, удивительным. Его уникальность, оригинальность замечаем мы, взрослые, но не сам малыш. Для него это данность. Он живет этим, он действует так, как чувствует именно в это время, и повторить свой рисунок, пусть даже частично, через определенный промежуток времени он уже не сможет. Неоднократное тиражирование образа — это показатель творческой деятельности детей на более поздних этапах, когда они начинают осваивать способы создания предметов и объектов окружающей действительности.
Настоящее творчество проявляется у детей тогда, когда они способны варьировать, добавлять новые элементы, сознательно экспериментировать с целью создания чего-то нового для себя, открытия новых художественных связей и отношений. При этом творчество становится целью, критерием и вектором деятельности ребенка. Как указывал Н. А. Бердяев (1874—1948), «творчество — это некоторое начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности»
2. Образ, по его мнению, формируется путем отбора лучших эстетических Таким образом, творческими считаются произведения, проверенные временем и построенные с учетом существующих традиций изобразительного искусства. Продолжая эту мысль, можно сказать, что в
оценке детского изобразительного творчества также действуют факторы времени и системы. Чтобы повысить уровень творческого развития ребенка, важно знать общие закономерности поэтапного овладения им художественными свойствами и отношениями, иметь четкие представления о том, как происходит у него на протяжении всего дошкольного периода, включая ранний возраст, смена одних изобразительных предпочтений другими, как меняется характер построения выразительного образа, как изобразительное творчество влияет на другие структуры личности ребенка (на умственное, нравственное, трудовое развитие).
Взаимосвязь детского изобразительного творчества с различными видами деятельности
Умственное воспитание и развитие. Во-первых, на занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера дошкольника. Узнавая о видах и жанрах искусства, о его выразительных средствах, дети изучают саму жизнь, ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. И благодаря этим произведениям ребенок начинает лучше ориентироваться в мире.
Во-вторых, занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением детьми различных формообразующих движений, которые способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.
В-третьих, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы являются показателями умственного развития.
Нравственное воспитание. Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства дети учатся вычленять в них не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Они начинают понимать значимость красоты для человека, мира, тем самым научаясь через собственные образы доносить в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту до окружающих.
Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и др.), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают малышу разобраться в окружающем его мире, самом себе.
Трудовое воспитание. Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что дошкольники учатся организовывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и т.д. Стремление детей отвечать за кусочек своего пространства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует у них важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться значимо для становления личности ребенка, поскольку большая часть детей оказывается неприспособленной к элементарным видам труда из-за изобилия отвлекающих и развлекательных моментов.
Координирующе-гармонизирующая функция (изобразительное творчество как синтез всех сфер жизнедеятельности ребенка-дошкольника) способствует гармоничному эстетическому развитию волевых личности ребенка, координации формирования эмоционально-, интеллектуальных и других качеств.
Развлекательная функция (изобразительное творчество как развлечение) содействует поддержанию интереса, переходящего в потребность творить, и созданию в ходе этого процесса собственных художественных образов.
Детское изобразительное творчество, выступающее как полифункциональное социальное явление, способствует формированию различных качеств творческой личности:
1.4Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании.
Общая характеристика
Вопрос выделения и характеристики этапов развития детского изобразительного творчества является одним из актуальных для многих поколений теоретиков и практиков. Для теоретиков представляется очень важным выявить закономерности формирования образной структуры продуктов детского творчества на том или ином этапе, чтобы проследить характер общепсихологических, личностных изменений, влияющих на последующее развитие ребенка. Они вычленяют особенности восприятия и отражения ребенком действительности, определяют степень ее влияния на духовное становление.
Практики, имея представления об этапности детского творчества, приобретают возможность научно подходить к разработке программ и разделов, направленных на творческое развитие дошкольника, избегая формализма в построении образовательного процесса.
Долгое время этапы развития детского изобразительного творчества рассматривались с позиции самопроизвольности развития ребенка, т.е. без активного педагогически оправданного воздействия взрослого, который играет немаловажную роль в активизации отдельных стадий. Это не позволяет говорить об абсолютной их объективности.
Внимание ученых очень часто было сосредоточено только на детском рисовании. При этом стадии развития лепки, аппликации, конструирования оставались вне поля зрения исследователей. Но, как показывает практика, в развитии этих видов творчества имеются специфичные особенности, изучение которых помогает избежать ряда педагогических ошибок.
В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов.
Один из подходов, который был впоследствии взят за основу другими исследователями, подробно обоснован Г. Кершенштейнером и К. Риччи. В развитии детского рисунка ученые выделяют два этапа: доизобразительный и изобразительный.
Доизобразительный этап делят на следующие стадии.
Стадия каракуль начинается, по мнению исследователей, в возрасте двух лет. Первые каракули представляют собой случайные следы на бумаге, оставленные карандашом. На этой стадии ребенка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с его помощью. Малыш оказывается еще неспособным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим рисунком, он не может передать реальные черты предметов и объектов.
Доказательством того, что маленький человечек чувствует дисгармонию в окружающем мире, служат его каракули, имеющие вид отрывистых, заостренных штрихов, хаотично расположенных на всей поверхности листа. Конечно, такие штрихи могут свидетельствовать об активизации чувства ритма, заложенного в любом человеке с рождения. Однако если ребенок развивается физически и психологически гармонично, то штриховка, рано присутствующая в детских рисунках, приобретает исследовательский характер, а не агрессивный. С помощью штрихов он изучает свойства материалов и инструментов, которые на последующих этапах используются им в процессе создания выразительных образов различных по структуре (натуралистичных, схематичных и абстрактных). Каждый вид его образов правдив и реалистичен. С помощью цвета, формы, композиции дети способны передать музыку, чувства, эмоции, добродетели и пороки, прибегая к натуралистическому реализму.
Малыш в возрасте двух лет, слушая музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года. Осень», начинает смешивать на листе бумаги цвета, с помощью которых получаются цветовые пятна различных оттенков, удивительно сочетающиеся между собой по форме, композиции и передающие характер именно осени, а не других времен года.
Таким образом, детский рисунок по своему реалистичен, поскольку дети (особенно в раннем и младшем возрасте) в своем творчестве остаются искренними и непосредственными в отображении впечатлений, настроений, состояний. И если ребенок рисует маму с большими очками, при том, что у мамы хорошее зрение, это означает, что он доступными для себя средствами говорит нам, а иногда и «кричит»: «Я хочу, чтобы мама меня заметила и увидела, разглядела во мне своего ребенка и личность». Это и есть действительный реализм, который мы, взрослые, подчас не замечаем, искривляя душу малыша, разрушая его внутреннюю гармонию.
Для реализации любого замысла ребенку необходим элементарный опыт отражения, состоящий в умении использовать определенные правила и закономерности искусства, выступающие неким художественно-изобразительным инструментарием, который не может характеризоваться как спонтанное образование.
Ранее мы указывали, что процесс творчества детей состоит из двух составляющих: разума и сверхразума, поэтому правомерно было бы указать на проявление в творческом акте ребенка как опыта, так и некой интуиции
1, о которой говорил И.Кант (1724—1804).
Процесс бессознательной творческой деятельности наблюдается у детей чаще всего в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда они интуитивно, а не осознанно создают свой образ, выбирают краски, выразительные средства для его изображения. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда у детей уже накоплен необходимый художественно- изобразительный и эмоциональный опыт и когда они начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.
Мысль о том, что в основе изобразительной деятельности лежит художественный инстинкт, высказывалась Ф. Фребелем (1782— 1852), который говорил, что «творчество является способностью творить, заложенной в ребенке с рождения, подтверждающей проявление его божественной сущности».
Присущая детям раннего возраста гармоничность цветовых сочетаний, чувство равновесия композиции, выде работе, свобода самовыражения, изобразительная выразительность — все это показатели художественной интуиции. Объяснить проявление этих особенностей можно только наличием некоего природного чутья, которое неосознанно реализуется ребенком. О сознательном подходе к процессу творчества в раннем возрасте говорить не приходится. Малыш не способен проанализировать самостоятельно механизм создания рисунка, четко определить последовательность его выполнения. И даже сам результат для него не является чем-то особенным, удивительным. Его уникальность, оригинальность замечаем мы, взрослые, но не сам малыш. Для него это данность. Он живет этим, он действует так, как чувствует именно в это время, и повторить свой рисунок, пусть даже частично, через определенный промежуток времени он уже не сможет. Неоднократное тиражирование образа — это показатель творческой деятельности детей на более поздних этапах, когда они начинают осваивать способы создания предметов и объектов окружающей действительности.
Настоящее творчество проявляется у детей тогда, когда они способны варьировать, добавлять новые элементы, сознательно экспериментировать с целью создания чего-то нового для себя, открытия новых художественных связей и отношений. При этом творчество становится целью, критерием и вектором деятельности ребенка. Как указывал Н. А. Бердяев (1874—1948), «творчество — это некоторое начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности»
2. Образ, по его мнению, формируется путем отбора лучших эстетических Таким образом, творческими считаются произведения, проверенные временем и построенные с учетом существующих традиций изобразительного искусства. Продолжая эту мысль, можно сказать, что в
оценке детского изобразительного творчества также действуют факторы времени и системы. Чтобы повысить уровень творческого развития ребенка, важно знать общие закономерности поэтапного овладения им художественными свойствами и отношениями, иметь четкие представления о том, как происходит у него на протяжении всего дошкольного периода, включая ранний возраст, смена одних изобразительных предпочтений другими, как меняется характер построения выразительного образа, как изобразительное творчество влияет на другие структуры личности ребенка (на умственное, нравственное, трудовое развитие).
Взаимосвязь детского изобразительного творчества с различными видами деятельности
Умственное воспитание и развитие. Во-первых, на занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера дошкольника. Узнавая о видах и жанрах искусства, о его выразительных средствах, дети изучают саму жизнь, ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. И благодаря этим произведениям ребенок начинает лучше ориентироваться в мире.
Во-вторых, занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением детьми различных формообразующих движений, которые способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.
В-третьих, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы являются показателями умственного развития.
Нравственное воспитание. Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства дети учатся вычленять в них не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Они начинают понимать значимость красоты для человека, мира, тем самым научаясь через собственные образы доносить в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту до окружающих.
Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и др.), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают малышу разобраться в окружающем его мире, самом себе.
Трудовое воспитание. Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что дошкольники учатся организовывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и т.д. Стремление детей отвечать за кусочек своего пространства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует у них важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться значимо для становления личности ребенка, поскольку большая часть детей оказывается неприспособленной к элементарным видам труда из-за изобилия отвлекающих и развлекательных моментов.
Координирующе-гармонизирующая функция (изобразительное творчество как синтез всех сфер жизнедеятельности ребенка-дошкольника) способствует гармоничному эстетическому развитию волевых личности ребенка, координации формирования эмоционально-, интеллектуальных и других качеств.
Развлекательная функция (изобразительное творчество как развлечение) содействует поддержанию интереса, переходящего в потребность творить, и созданию в ходе этого процесса собственных художественных образов.
Детское изобразительное творчество, выступающее как полифункциональное социальное явление, способствует формированию различных качеств творческой личности:
-
Непосредственность, открытость, искренность и правдивость в отображении своих наблюдений, ощущений, отношений ко всему, что окружает и волнует ребенка. -
Увлеченность творческим процессом, характеризующаяся стремлением получить интересную работу, отличающуюся от других. -
Способность находить альтернативные решения при возникающих сложных ситуациях, обнаруживать творческую пытливость. -
Способность комбинировать знания, умения и навыки из различных видов детской деятельности в процессе создания выразительного образа. -
Умение использовать приобретенный на занятиях опыт в самостоятельной деятельности. -
Способность творчески интерпретировать уже известные способы действия. -
Умение вычленять простые формы в более сложных. -
Способность выделить новую функцию в предмете (объекте). -
Нахождение адекватных способов деятельности в соответствии с изобразительной задачей. -
Способность гармонизировать различные выразительные средства для достижения целостности образа.
1.4Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании.
Общая характеристика
Вопрос выделения и характеристики этапов развития детского изобразительного творчества является одним из актуальных для многих поколений теоретиков и практиков. Для теоретиков представляется очень важным выявить закономерности формирования образной структуры продуктов детского творчества на том или ином этапе, чтобы проследить характер общепсихологических, личностных изменений, влияющих на последующее развитие ребенка. Они вычленяют особенности восприятия и отражения ребенком действительности, определяют степень ее влияния на духовное становление.
Практики, имея представления об этапности детского творчества, приобретают возможность научно подходить к разработке программ и разделов, направленных на творческое развитие дошкольника, избегая формализма в построении образовательного процесса.
Долгое время этапы развития детского изобразительного творчества рассматривались с позиции самопроизвольности развития ребенка, т.е. без активного педагогически оправданного воздействия взрослого, который играет немаловажную роль в активизации отдельных стадий. Это не позволяет говорить об абсолютной их объективности.
Внимание ученых очень часто было сосредоточено только на детском рисовании. При этом стадии развития лепки, аппликации, конструирования оставались вне поля зрения исследователей. Но, как показывает практика, в развитии этих видов творчества имеются специфичные особенности, изучение которых помогает избежать ряда педагогических ошибок.
В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов.
Один из подходов, который был впоследствии взят за основу другими исследователями, подробно обоснован Г. Кершенштейнером и К. Риччи. В развитии детского рисунка ученые выделяют два этапа: доизобразительный и изобразительный.
Доизобразительный этап делят на следующие стадии.
Стадия каракуль начинается, по мнению исследователей, в возрасте двух лет. Первые каракули представляют собой случайные следы на бумаге, оставленные карандашом. На этой стадии ребенка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с его помощью. Малыш оказывается еще неспособным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим рисунком, он не может передать реальные черты предметов и объектов.