Файл: Ингова Елена Николаевна Приемы, способствующие развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области Художественное творчество выпускная квалификационная работа.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стадия последующей интерпретации возникает в период 2 — 3 лет. По технике и качеству изображения эти стадии практически не отличаются от предыдущей. Рисунки все так же состоят из хаотичных линий, штрихов и каракулей, однако дети не просто с интересом чертят по листку бумаги, они теперь дают названия своим рисункам. И хотя в изображениях отсутствует реализм, для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы теперь приобретают зрительное значение, что, в свою очередь, позволяет говорить о формировании моторной координации.
Изобразительный этап имеет следующие стадии.
Стадия «рисунка с примитивной выразительностью» относится к 3—5 годам. Именно в этот период, по словам Г. Кершенштей- нера и К. Риччи, рисунки отличаются «мимичностью», а не «графич- ностью».
Стадия графического рассказа» — наличие эмоционального рассказа ребенка о том, что он изображает. Он живет вместе со своими образами и соответственно стремится отразить все свои впечатления, переживания и отношение к изображаемому.
Стадия «схематизма». В этот период ребенок начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т.д.). Для дошкольника становится очевидным: какие бы он ни давал характеристики своему образу, изобразительная сторона от этого не меняется. Это побуждает ребенка к рисованию по памяти.
Стадия «чувства формы и линии» характеризуется стремлением дошкольника сопоставить природные формы с собственным рисунком и передать характерные черты того или иного предмета (объекта). Однако на этой стадии изображаемое детьми еще имеет некую изобразительную условность.
Стадия «правдоподобного изображения». Появляется точность в передаче пропорции, элементарного пространства, формы предметов (объектов). Изображение на этой стадии имеет вид силуэта, в котором нет объема.
Стадия «реального изображения» характерна только для детей старше 10 лет. В этот период дети оказываются способными рисовать с натуры, соблюдая композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.
Другие крупные исследователи детского изобразительного творчества (Е.А.Флёрина, Е.И.Игнатьев, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, Т. Н. До- ронова, Р. М.Чумичева и др.) в целом разделяли такой подход, но характеристику отдельных стадий они конкретизировали в зависимости от рассматриваемых ими проблем и вопросов. Бесспорно, выделенные периоды становления детского рисунка подробно и объективно объясняют некую закономерность в творческом развитии дошкольников. В исследовании этапов и стадий ученые учитывали самостоятельное развитие творчества дошкольника, давая при этом анализ сменяющих друг друга новообразований, и не рассматривали особенности творческого становления в процессе педагогического воздействия. В этой связи представляется важным и интересным проследить поэтапное формирование выразительного образа, создаваемого ребенком при условии организации среды, стимулирующей проявление творческой активности. Этап сенсомоторной подготовк Прежде чем ребенок приступит к освоению пространства листа для нанесения каких-либо изображений, он должен быть готов психофизически к данному виду деятельности. Ему необходим не только опыт в зрительно-осязательных ощущениях, проявляющийся в способности выделять очертания предметов, их отдельные признаки, но и тактильно-двигательный опыт, обусловленный умением ребенка сидеть, ползать, держать в руке предмет.
Стадия зрительной рефлексии. В этот период ребенок оказывается способным реагировать на цветовые раздражители. Очень важно, чтобы взрослый не погружал ребенка в хаотичную бессистемную, бездумную цветовую гамму, а подбирал гармонично сочетающиеся цвета для окружающего пространства малыша. Ведь для него это необходимо, поскольку он как носитель изначальной гармонии, являющейся некой предрасположенностью видеть красоту, вмещает в свой внутренний мир огромный творческий потенциал, который может никогда не реализоваться, если на каждой стадии творческого развития ребенка не будут активизированы его составляющие. Попадая в негармоничную цветовую среду, ребенок начинает вести себя беспокойно. Очень часто родители находят для себя только один ответ: «У него что-то болит», — но, выяснив, что с физическим состоянием малыша все в порядке, взрослые оказываются в тупиковой ситуации. Многие начинают паниковать, кто-то раздражается, начинает укачивать ребенка, трясти его на руках, а малыш не успокаивается. Конечно, причин такого поведения множество, но. как показывает практика, одна из них — цветовое окружение, на которое мы меньше всего обращаем внимание. И как только мы его меняем (переносим ребенка из кроватки в коляску, из одной комнаты в другую, прижимаем к себе, и он увлекается цветочками на домашней одежде и т.п.), изменяется поведение малыша. Создавая цветовое пространство для малыша, нужно учитывать ряд факторов: форму, размер комнаты; расположение окон в зависимости от частей света; пол малыша; функциональный компонент комнаты и т.д. В каждом отдельном случае комбинация цветов и оттенков может быть различной. Единственное условие — цветовой или тоновой контраст, чтобы избежать эмоциональной утомляемости от цветового однообразия. На этой же стадии ребенок учится выделять цвета, причем первоначально он реагирует на яркие локальные цвета. В два месяца можно давать три цвета (красный, синий, желтый) как основные цвета, способствующие смешению всех остальных оттенков, позднее количество цветов и оттенков увеличивать. Цветовые карточки, выполненные в виде каких-либо силуэтов, или игрушки целесообразно располагать на таком уровне, который был бы доступен малышу, например на бортиках кроватки, на стене (как на уровне взрослого, при
условии что ребенок находится на руках, так и на уровне самого ребенка, когда он начнет ползать). Цветовые карточки необходимо помещать в разных местах, чтобы малыш не ассоциировал цвет только с каким-либо одним местом или предметом. Когда мы целенаправленно обращаем внимание ребенка на цвет предмета, силуэта, игрушки и т.д., он очень быстро начинает рефлектировать и выделять отдельный цвет из множества других. Но эта способность развивается постепенно. Сначала мы только указываем на цвет («Посмотри, какая красная бабочка на стене»), причем делаем это неоднократно. Через определенный отрезок времени предлагаем ребенку самому показать тот или иной цветной объект. Чтобы ребенок научился выделять какой-либо цвет, запомнил его с помощью зрительного и слухового анализаторов, необходимо не менять местоположение цветовых карточек (силуэтов и т. п.). И тогда на основе динамического стереотипа у малыша сформируется зрительная оценка цвета. Чем раньше он научится выделять цвета, тем быстрее сможет давать характеристику окружающим его предметам, объектам, соответственно будет повышаться уровень его познавательного развития. Кроме того, игра с цветовыми карточками способствует активизации психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.), что важно как для личностного развития, так и становления различных видов деятельности.
Стадия удержания инструмента. Ребенок пытается удержать инструмент (карандаш, фломастер, кисточку). Не стоит ждать, когда он сам найдет инструмент и начнет его изучать. Чем раньше произойдет знакомство, тем быстрее наступит период изобразительных экспериментов, что обусловит развитие мелкой моторики рук, способствующей активизации речи и мыслительных операций. На данной стадии необходимо создать условия, чтобы у ребенка появилась возможность выполнять орудийные действия с карандашом (кисточкой). Карандаш не должен быть остро заточенным, а грифель — твердым. В этом случае акварельные карандаши более всего подходят для работы. Чтобы ребенку удобнее было выполнять действия с кисточкой, черенок следует обрезать (сделать его короче) и закруглить его окончание с целью безопасности. Действия с кисточкой стимулируют развитие умения самостоятельно удерживать ложку в руке, поэтому навыки самообслуживания у малыша могут формироваться уже на данной стадии. Как правило, все манипуляции с карандашом имеют познавательный характер. Для малыша важно «испробовать» все возможные варианты действия с тем или иным приспособлением для рисования (постучать, засунуть в рот, размахивать, бить по столу и многое другое). Не стоит бояться, если карандаш или кисточку с краской ребенок потянет в рот, на сегодняшний день существует много канцелярских товаров для малышей, которые не содержат опасных для организма веществ. Но если ограничивать «маленького художника» в таком исследовании, он все равно тайком постарается это сделать. Лучше, если это произойдет под контролем взрослого, нежели стихийно. Пока эти «испытания» не перестанут быть интересными для ребенка, он не перейдет к изучению их изобразительных возможностей. В этот период, даже если малыш случайно оставил след на бумаге, он может не придать этому большого значения, поскольку у него в данный момент иные потребности, не связанные с получением изображения.
Стадия пачкания. В этот период ребенок знакомится с краской и кисточкой. Клеточку детям раннего возраста стараются совсем не давать, что абсолютно неверно, поскольку кисточка позволяет провести не только линию или поставить точку, но и сделать большое фактурное пятно, которое по своей образности более интересно ребенку. С кисточкой связан и другой материал — краски, дающие возможность отразить свое эмоциональное состояние. Характер мазков, цвет, композиционное расположение каракулей — все это помогает определить особенности формирования изобразительно- выразительных образов в рисунке.
На стадии пачкания орудийные действия с кисточкой не направлены на получение какого-либо рисунка. Сначала малыш изучает строение кисточки, совершая те же манипуляции, что и при изучении карандаша. Когда взрослый предлагает опустить кисточку в стакан с водой или баночку с краской (гуашь), малыша привлекает сам процесс погружения кисточки в емкость. Ему интересно, что с помощью кисточки краска вынимается из банки, стекает, капает на бумагу, стол, одежду. Это приводит малыша в восторг, способствует изучению свойств материалов, необходимых для дальнейшей работы. Первоначально он старается доставать как можно больше краски из баночки и просто мазать все, что попадается ему под руку. И только на последующей стадии его привлекают следы от краски.
Что еще немаловажно, изначально кисточку лучше давать широкую, поскольку тоненькая очень похожа на карандаш, и следы, ею оставляемые, однотипны и не позволяют создать большое пятно.
Этап «элементарного рисунка»
Стадия экспериментирования. В этот период ребенок ставит определенные опыты с изобразительными материалами. После того как он научился удерживать карандаш или кисточку и интерес к пачканию стал снижаться, малыш начинает обращать внимание на следы, оставляемые на поверхности.
Поверхностью для первых «рисунков» может выступать как лист бумаги, так и стол, книга, стена, собственная одежда, части тела и т.д. Причем в качестве выразительных средств малыш использует не только точки, но и различные по характеру линии (ломаные, прямые, дугообразные и т.д.).
Чаще всего ребенок во время рисования совершает круговые движения, направленные на получение замкнутой фигуры, похожей на круг, а также выполняет размашистые, отрывистые челночные движения, которые приводят к появлению элементарной штриховки (если работа ведется карандашом) или «пучка» длинных и коротких мазков, создающих иллюзию растянутого по вертикали зигзага (если рисование было с помощью красок). Любые изображения получаются произвольно, они хаотичны, бессистемны. Иногда, чтобы на бумаге образовалось хоть какое-нибудь пятно, «юный художник», беря кисточку всем кулаком, начинает растирать краску до тех пор, пока не нарушится структура бумаги.
В процессе рисования малыш не соотносит каракули с каким-либо образом. Ему прежде всего интересен «эксперимент» с материалами. Особое внимание уделяется тому, что ребенок начинает самостоятельно изучать свойства материалов: размазывать краску по листу кисточкой, рукой; хлопать ладошкой по образовавшимся пятнам, разбрызгивая краску и радуясь любому преобразованию.
Для того чтобы эксперименты были наглядными и материалы легко наносились ребенком, лучше всего на этом этапе давать для рисования гуашь, обладающую огромным изобразительно-выразительным потенциалом, которым возможно овладеть в раннем возрасте. Поэтому очень важно, чтобы в распоряжении ребенка было несколько цветов.
Именно на этой стадии малыш знакомится с таким значимым свойством, как смешение, позволяющее разнообразить цветовую палитру множеством оттенков. Конечно, сначала эти «цветовые эксперименты» приводят к тому, что, многократно накладывая различные цвета друг на друга, в итоге он получает темное пятно. Но в этом тоже есть определенный смысл и закономерность. Первый цвет, выбираемый малышом, подсознательно отражает его цветовые предпочтения, соотносимые с внутренним эмоциональным состоянием и эстетической оценкой окружающей действительности. Далее он начинает преобразовывать «реальность», внося другие цвета и наблюдая за изменениями. Поставив такого рода эксперименты, «юный художник», как правило, завершает свою деятельность тем, что закрывает весь рисунок темной (черной) краской. При наблюдении за реакцией детей в процессе рисования было замечено, что в данном случае черный цвет выступает как сигнал того, что ребенок насытился цветовой информацией и ему необходимо обобщить весь полученный опыт, поэтому он берет черный цвет, символизирующий покой, конец и начало. Конец одного познавательного периода и начало другого. Некоторые дети изначально работают только черным цветом. В этом случае нужно подмечать характер пятен, их композиционное расположение, а также присутствие или отсутствие других цветов. Если ребенок длительное время рисует только черным цветом, необходимо помочь ему выйти из состояния «цветового замыкания». Для этого нужно в первую очередь поговорить с ним, дав положительную оценку его цветовому эксперименту.