Файл: Форма государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ярко проявляется асимметрия в Индии, которая состоит из 25 штатов и 7 союзных территорий, статус которых различен. Кроме того, среди штатов выделяются, с одной стороны, Джамму, Кашмир и Сикким, обладающие более широкими полномочиями по сравнению с другими штатами, а с другой - Мегхалая, Нагаленд и некоторые другие небольшие штаты, права которых, наоборот, ограничены.

В России статья 5 Конституции провозглашает равноправие всех субъектов РФ, но, в то же время, республики получают ряд дополнительных прав (например, право устанавливать свой государственный язык наряду с государственным языком РФ - ст. 68 Конституции). Да и вообще, предусмотренная ч. 5 ст. 66 Конституции РФ возможность изменения статуса субъекта РФ предполагает, что статусы (т.е. объемы прав и обязанностей) субъектов РФ различны.15

Федерации могут быть построены по территориальному как, к примеру, - США, либо по национально - территориальному принципу как - Российская Федерация.

3. Иные формы государственных образований


Современные условия жизни подталкивают различные государства к созданию объединений государств, которые имеют иную правовую природу и которые ранее определялись через единственный термин – конфедерация.16

Такие объединения находятся как бы в промежуточном состоянии – это уже не международные организации, но еще и не государства, т.е. это международно-правовые объединения, в которых появляются зачатки государственно-правовой природы. Как правило, они создаются и действуют на основании международного договора, государства сохраняют независимый статус, суверенитет, решения общих органов проводятся в жизнь решениями и действиями органов государств, входящих в объединение, хотя это не обязательно, если объединение обладает признаками наднациональности. У объединения государств в строгом смысле слова нет своей тер­ритории, поскольку таковой считается сумма территорий госу­дарств-участников. Однако при этом просматриваются контуры будущего государства: создание единых руководящих органов; принятие ими решений, действующих на территории объединения; образование общих войсковых формирований, таможенных и пограничных структур; отчисления денежных средств на содержание органов и указанных под­разделений; возможное хождение единой валюты либо валюты на всей территории объединения.

Таким образом, объединение государств – это союз самостоятельных государств, созданный для достижения определенных целей и сочетающий в себе признаки международного объединения и государственности. Пример по данным объединениям является Европейский Союз, состоящий из участвующих в нем 27 европейских государств, хотя ранее было 28 участников, но Великобритания вышла из него 1 февраля 2020 года. Также нельзя не привести пример о Союзном образовании России и Республики Беларусь, («Союз России и Белоруссии», СРБ, либо как указывается в прессе «Союзное государство Белоруссии и России», СГРБ).

Поэтому думается, что не правильно в рамках формы государственного устройства, т.е. организации власти по территории именного государства, а не иного образования, рассматривать конфедерацию и другие объединения государств.



Конфедерация  (от лат. confoederatio - союз, объединение) – это государственно - правовые объединения, или союзы, состоящие из суверенных государств для достижения определенных, ограниченных задач и целей (экономических, социальных, политических, военных, идеологических и др.) в пределах известного исторического периода.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения и одновременно являются членами единой государственной организации, при этом сохраняется гражданство государств – членов конфедерации. Правовой основой является договор между участниками.

В отличие от федеративного устройства конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, но при этом создаются координационные органы для ведения общих дел. Для вступления в юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств.

Конфедерация имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств.

Конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета. Общими источниками финансовых средств являются взносы членов конфедерации;

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования, существующие сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма государственного объединения - содружество государств. В основе их создания могут быть межгосударственные договоры, уставы, декларации. Объединяющими их признаками являются экономические интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни. Такие формы объединения государств носят переходный характер, трансформируясь со временем в конфедерацию, а может, и федерацию. Примерами международных содружеств являются:

Британское содружество - это наиболее устойчивое, длительное и добровольное
объединение независимых суверенных государств, возникшее в результате распада Британской колониальной империи. Характер взаимоотношений между ними был определен Вестминстерским статутом (1931 г.). Состоит из 30 республик и 21 монархии. 16 монархий в качестве главы государства признают британскую королеву, а остальные пять имеют собственных монархов. Главой и символом содружества является королева Англии.

Содружество независимых государств (СНГ) - межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске между изначально тремя бывшими республиками РСФСР, Беларусью и Украиной (8 декабря 1991 г.). Из которого Украина позднее вышла, но вышли другие страны бывшего СССР.

22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. В его состав входит 11 (из 15) бывших республик СССР.17

Истории известны и другие формы объединения государств - протекторат и уния. Под протекторатом понимается разновидность международного договора, в рамках которого одно государство на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому (в экономическом, военном, политическом и ином смыслах).

Империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией (метрополией и колониями), разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская XIX в., Российская) существовали в различные исторические эпохи.

§ 4. Политический режим


Государство, являясь главенствующим элементом политической системы общества, осуществляет управление наиболее значимыми сферами социальной жизнедеятельности, в зависимости от методов и способов управления зависит политический режим, который является составной частью формы государства.18

Под политическим режимом понимаются средства и способы осуществления государственной власти, оцениваемые, прежде всего, с точки зрения положения личности в государстве и степени реального участия народа в управлении государством.

Так, у совершенно разных по форме правления государств могут быть очень похожи политические режимы - например, в основе управления в современных монархической Великобритании и республиканской Франции лежит демократический режим. И наоборот, близкие по форме государства могут оказаться совершенно различными с точки зрения содержания власти - например, у СССР образца 1937 года и США года один тип формы правления и устройства государства: федеративная парламентская республика, о разные режимы (тоталитарный и демократический).

Многие выдающиеся деятели предлагали свой подход к классификации политических режимов. Например, Аристотель предлагал рассматривать их с двух точек зрения: правильные (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, олигархия и демократия).

В настоящее время выделяют два основных типа политического режима - демократический и антидемократический.
  1. Демократический режим


Демократический режим от греч. «демос» и «кратос» - народовластие)характеризуется следующими основными признаками:

  • реальное, а не формальное признание и соблюдение равенства и прав и свобод всех людей, гарантированных конституцией и обеспеченных социально и экономически;

  • разделение властей. Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции;

  • источником власти в государстве является народ, который избирает власть наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей;

  • политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами, обеспечивается верховенство закона, уважение к суду, независимость правосудия;

  • политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, наличие политической оппозиции. Референдумы, плебисциты, народные демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни.

  • разграничиваются полномочия между центральными и местными органами власти, в результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти.